Национальный парк Серенгети / Serengeti
Признанный всемирным наследием ЮНЕСКО знаменитый африканский национальный парк Серенгети представляет собой совершенно уникальную природную экосистему, до настоящего времени практически не затронутую влиянием человека. Это место колоссальных ежегодных животных миграций, где сотни тысяч зебр, антилоп и других травоядных каждый год неизмеенно движутся по одному и тому же кругу. Огромные стада сопровождают их природные враги хищники, что делает этот долгий путь постоянной борьбой за существование эпических масштабов.
Неподалеку от экватора
- Тебе в зоопарк нельзя, - сказал Гена.
- Почему?
- Съедят! - ответил крокодил.
Где водятся в большом количестве крокодилы, бегемоты, зебры Марти и львы Алексы, а также прочая африканская фауна при минимальном присутствии человека? Конечно, на Мадагаскаре, ответит просвещенный продукцией DreamWorks Pictures житель двадцать первого века. И окажется не так уж и неправ, так как совсем неподалеку, между Кенией и Танзанией, разбросал свои 30 тысяч квадратных километров экологический район Серенгети, настоящий природный симулякр для 4,5 миллионов диких копытных, 500 видов птиц, щедрой горсти кошачьих и рептилий.
Разумеется, мимо этого животного многообразия не могли пройти различные документалисты-анималисты. Вездесущая Би-Би-Си отметилась серией в рамках цикла «Живая природа», Южная Корея оставила свой след двумя частями «Дикой жизни Серенгети». А аккурат между ними свой нордический взгляд на жаркую Африку продемонстрировали немцы в полнометражном «Национальном парке Серенгети», причем режиссер Рейнхард Радке педантично перекомпоновал отснятый материал, выдав одновременно с упомянутой картиной вариации «В великом краю Серенгети», «Гепард. Фатальный инстинкт» и «Крокодил. Правда жизни доисторических ящеров».
Не став ввязываться в заранее обреченную на провал гонку компьютерных нанотехнологий и не претендуя на некий новаторский подход к визуалистике, немцы грамотно распорядились имеющимися техническими ресурсами и живописью сокровищницы дикой природы. Добротная оптическая аппаратура гарантировала качественную картинку, не вмешиваясь непосредственно в круговорот, старый добрый рапид, легкая аранжировка завершали стоминутный этюд чувством познания натуральной красоты любым закостенелым урбанистом.
Но вместе с этим джентльменским набором жанра, в «Национальном парке Серенгети» чувствовался идейный стержень, перекидывающий посыл «Травоядные едят траву, хищники едят травоядных» к сути человеческой жизни. Вот мирно пасется стадо антилоп гну, тройка гепардов атакует одну из них. Жертва раза в три массивней дикой кошки и достаточно долго сопротивляется, пока количество нападавших не переходит в качество в виде превращения копытного в разорванный труп. Буквально в десятке шагов от происшедшего равнодушно наблюдает за поединком добрая сотня других антилоп. Достаточно парочке из них кинутся на помощь, и смертельно боящиеся получить увечье, что синонимично медленной смерти от голода, гепарды незамедлительно кинутся прочь. Но нет - пусть сегодня ты, а завтра я - уголовный тезис имеет неоспоримые подтверждения в животном мире.
Или отношение «родители-дети». То, что самцам (что хищникам, что копытным, что пресмыкающимся) глубоко фиолетово на своих детенышей (еще и умертвить по разным причинам могут) как-то можно понять. Но подчеркнутое холодное отношение самок к только что родившимся чужим несмышленышам бросается в глаза. Потеряв в стаде родную мать, маленький Бэмби обречен, его будут отпихивать и сбивать с ног соплеменники. Не смогла львица наохотится на себя и нескольких котят - стервятники всегда за спиной, и плевать, что другие добыли жирную тушу - не принявшую участие в охоте к разделу не допустят. Каждый сам за себя. Невольно проводишь параллели с человеческим обществом, и несмотря на ворох претензий к нему, глобальных и локальных, понимаешь, что, в принципе, разум - вещь неплохая.
Если как-то оценивать фильм, то, отдав должное профессионализму создателей, понимаешь, что всё-таки, это обычная на сегодняшний день продукция каналов о природе. Особенных находок здесь не было, но и провалов, впрочем, тоже. Познавательно и живописно - как и положено жанру. Не каждому суждено заказать сафари-тур или сбежать на теплоходе вдаль из своего зоопарка - анималистика приходит, в большинстве своем, к нам с телеэкранов, и работа «Национальный парк Серенгети» свою роль выполнила.
Stalk-74
Любовь к природе
В детстве любил смотреть документальные фильмы про далёкую Африку, жаркую и опасную. Экзотические, не похожие на наши местные, животные притягивали взгляд: разнообразные кошки, к каждой из которых было применимо прилагательное «самая» - мощные львы, цари зверей, самые сильные, быстроногие пятнистые гепарды, самые быстрые, лазаки-леопарды, забирающиеся на кроны деревьев. Не только кошки были способны удивлять - слоны, носороги, бегемоты, жирафы, буйволы, гиены, и прочие и прочие... Разнообразие и многочисленность благодатного африканского мира животных поражало. Но всё со временем надоедает, и живой интерес уступил место риторическому вопросу: «Что я там ещё не видел?!»
Однако прошло время, за которое техника шагнула вперёд - появились телевизоры и камеры высокой чёткости изображения. И как-то случайно посмотрев современный документальный фильм про больших кошек, во мне снова пробудилась давняя любовь к этому по-своему замечательному краю. Кто бы что ни говорил, но эффект присутствия при таком качестве и детализации определённо возрастает. Когда видишь искрящуюся на солнце великолепную шерсть животного, очертания его бугрящихся мышц под кожей, качающиеся на ветру травинки - это трогает сердце. Я не отрицаю того факта, что талант оператора, правильно выбранный ракурс и схваченный им момент, творческая работа монтажёра в большей степени делает фильм притягательным или скучным. Но HD-качество способно намного усилить восприятие фильма зрителем.
Серенгети - знаковое название для тех, кто когда-то смотрел документалистику об Африке. Эта долина, где происходят самые большие по численности миграции животных на Земле, в частности антилоп Гну. И я несомненно снова захотел посмотреть на это благословенное богом место, но уже другими глазами, в другом качестве.
В первую очередь хочется отметить то, что главный акцент в фильме сделан на самой природе, она тут главный герой, играющий свободную роль без чётко определённых рамок. Это уважительное и благодарное отношение к местам съёмки чувствуется в преимущественной доле голого видеоряда, лишённого комментариев диктора. Ведь какие тут слова, когда вокруг такая неземная красота! Тем не менее сюжет в фильме есть - и он повествует о годичном цикле перемещения огромных скоплений животных, травоядных и хищников, по бескрайним африканским просторам, логике этих перемещений и поведению конкретных особей на этом грандиозном и опасном пути.
Сделан фильм по старым канонам, без схем и компьютерной графики, без акцентов на личностях специалистов по каким-то животным, без операторов и машин в кадре - тут вообще нет ни единого намёка на человека, кроме диктора, одна природа, и это прекрасно, потому что почти на два часа ты просто душой переносишься в Африку. Из «спецэффектов» - одно замедленное движение, может где-то чуть затянутое, но довольно гармонично вписывающееся в концепцию фильма. И это замечательно, потому что лично меня сильно раздражает по большей части тупая компьютерная графика в фильмах о природе, куда её часто суют не к месту.
Голоса за кадром в этом фильме поразительно мало, что так несвойственно документалистике, но это скорее плюс в плане погружения. Из того, что сообщается - всё по теме и интересно. Работа оператора только радует и восхищает: великолепные виды, отличная цейтраферная киносъёмка, ночная съёмка безо всяких дурацких прожекторов в морду животным - смотрится всё очень гармонично, смонтировали тоже замечательно! Фоновая музыка шикарна - трогает за душу вместе с сопровождающими её видами! Остался очень доволен, просто душа поёт - давно такого не смотрел. Молодцы, немцы, видно, что реально постарались!
Некоторые сравнивают «Серенгети» с фильмом «Дом» - в чём-то они перекликаются, по качеству съёмок и эмоциональному воздействию на зрителя, но главное - в безграничной любви к природе. Тут нет акцента на убийствах, на спаривании, главное здесь - это путешествие по красивейшим местам обитания не менее гармоничных зверей, восхищение местной флорой и фауной. Становится немного жалко зверей - ведь только человек имеет возможность наслаждаться красотой этого мира, а они в нём выживают. Природа жестока, но она потрясающе красива! И хочется, чтобы она сохранилась хотя бы такой, как сейчас, ведь именно из её многообразия мы черпаем для себя вдохновение, духовно заряжаемся и учимся быть лучше, человечнее, гуманистичнее.
efishpost
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.