Навострите ваши уши / Prick Up Your Ears
О жизни и трагической кончине Джо Ортона, драматурга-гомосексуалиста, чья короткая, но блестящая карьера подарила миру гениальные фарсы «Добыча» («Loot»), «Развлекая мистера Слоуна» («Entertaining Mr Sloane») и «Что видел дворецкий» («What the Butler Saw»).
Он родился в Лейчестере, Англия, и умер в возрасте 34 лет в 1967 году, когда его любовник Кеннет Холлиуэлл проломил ему череп молотком, а потом проглотил две пригоршни нембутала, чтобы покончить собой. Картина начинается с этого мрачного события, затем биография драматурга подается в форме ретроспекции, биограф Джон Лар исследует короткую жизнь Ортона.
Фильм не рекомендован для лиц младше 18 лет.
- Фильм основан на одноимённом биографическом исследовании Джона Лара.
- Это второй фильм Стивена Фрирза на тему гомосексуализма, первым была «Моя прекрасная прачечная».
Награды и номинации:
Золотой глобус, 1988 год
Номинации (1):
Лучшая женская роль второго плана (Ванесса Редгрейв)
Британская академия, 1988 год
Номинации (3):
Лучшая мужская роль (Гари Олдман)
Лучшая женская роль второго плана (Ванесса Редгрейв)
Лучший адаптированный сценарий
Каннский кинофестиваль, 1987 год
Победитель (1):
Приз за художественный вклад
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь
Они умели вместе смеяться - чего еще им было желать?
«Жизнь расцветает весь день напролет -
Смерть ждет добычу до самой зари.
Жизнь без забот в тихом доме живет
Смерть хулиганом стоит у двери.»
У. Э. Хенли
В английском языке слово jealous имеет два равнозначных значения. Им мы обозначим товарища ревнивого, им же наградим гражданина завистливого - и каждый из них будет порицаем, потому как ни первое, ни второе не входит в список человеческих добродетелей. Но что для человечества порок, то для искусства - булочка с маком. И тетушка жизнь сама порой не прочь поиграть в украшательство - оттого ее истории слушать порой занятней, чем надуманные побасенки неумелых писателей и драматургов. Джо Ортон бездарем не был - он умел легко и изящно рассказывать об оригиналах и неформалах своего времени. А короткую жизнь свою прожил так, что поневоле задумаешься - не стал ли он сам лучшим героем для пьесы?
Фильм, снятый по документальной книге американца Джона Ларра, пьесу разыграл довольно честно, но при этом случился весьма целомудренным. Аккуратное полотно, учитывая подмигивающую разнузданность шестидесятых вкупе с игривыми предпочтениями Ортона и его любовника Кеннета Хэллиуэлла. Эффекта такого, думается, добиться было нелегко (в 87-то году), но добились-таки - а всё ведь дело в истории. Мы видим до боли знакомую, до мозолей протертую модель отношений «Пигмалион-Галатея». Неудачливый, саркастичный и кричаще-бесталанный Кеннет стругает книгами и рассказами обаятельного, смешливого, пустоголового Ортона, который умеет творить ровно с той же охотой, с какой дышит жизнью. Он ловок, харизматичен, весел - Кеннету бы плакать от счастья, видя свое творение, задыхаться бы от восторга. И в глубине души (ибо снаружи все так же волнительно и чуточку опасливо за насмешки своего протеже) Кеннет преклоняется...возможно даже перед самим собой за щедрый подарок себе и миру. Часы тикают, счастье может выдержать любую муку кроме монотонности: наступает момент, когда дышать в тесной квартирке на двоих Джо уже не можется. «Я не гребанная Элиза Дуллитл». Он и не Галатея теперь. Скорее - Франкенштейн, чересчур аккуратно и ладно сшитый, и который своему творцу не принесет ничего кроме страданий и боли. В конечном итоге, Кеннет, не отличающийся ни умеренность характера, ни спокойностью нравов, не нашел иного выхода кроме как избавить мир от своего деяния. И избавить мир от себя, раз уже создал то, с чем сам жить не смог. И без чего жить не желал, несмотря ни на что.
Мы видим людей, крепко спаянных вместе - в чем и сила их, и их же трагедия. Он, Кеннет, был завистливым ревнивцем (ревнивым завистником?), из тех, что и молодыми-то не были никогда - то брюзжит, то истерики закатывает, то и вовсе хочет к доктору на реабилитацию. А Джо в это самое время всеми силами пытался выкинуть из себя наивного Джона из пригорода, неловкого и неумного, совершенно обычного, что в те годы (да и сейчас) было похуже пугала. Такая пара хороша на страницах романа - там для нее создано все, вплоть да финального многоточия. Странно подумать, что история эта совершенно реальна, не выдумана - и к чести режиссера, ни на секунду он не ушел в безутешное поливание слезами данного ему материала. Уж не могу сказать, отчего - быть может, ровный метод съемки не дал разгуляться драматичным заламываниям рук. Быть может, режиссеру вовсе и не хотелось плакать - он, возможно, был в восторге от истории, получая то самое наслаждение от вида живой крови и стенаний, свойственное лишь садистам да людям искусства. Как бы то ни было, но кровавая баня и множество громких слов и гадких действий не вызывают при просмотре ни тягостных дум, ни легкой скуки от чужих непонятных эмоций. Получилась целостная драма о любви, а не любовная драма - за что всем создателям лишь благодарности да похвальбы.
Consulina
«Prick Up Your Ears» - это биографическая картина, повествующая о короткой жизни и смерти английского драматурга Джо Ортона. Стивен Фрирз пытается глубоко изучить отношения двух героев. Ортон был одним из представителей молодежи 60-х, пробившись из рабочих районов к национальной известности. Но его личная жизнь была трагична. В возрасте 34 лет его убил любовник, который проломил ему череп молотком, а после покончил с собой. Собственно, картина и начинается с этого мрачного события.
Фильм разбит на сцены из прошлого и настоящего, когда биограф собирает сведения о молодом драматурге, пытаясь понять отношения Ортона и его друга Кеннета Хэллиуэлла. Кеннет предстает перед нами неуверенным, закомплексованным человеком, страдающим от невротических расстройств. Они постоянно ссорятся с Ортоном, но тем не менее всегда остаются вместе, находя любовников на стороне.
Еще молодой Олдман показывает невероятный талант перевоплощения. Он раскованно, не стремясь к дешевому эпатажу, воплощает на экране довольно противоречивый образ экстравагантного английского писателя. Его Ортон вызывает разную гамму чувств от отвращения до жалости в конце. Джо не пытался быть кому-то симпатичным, он хотел оставаться самим собой и вести дальше бурную жизнь, несмотря на постоянные ссоры с любовником. Кеннет вызывал у меня по большей части только отвращение. Я плохо отношусь к людям, которые не могут доказать свою точку зрения и обычно во всем проявляют согласие. И Альфреду Молине за создание отталкивающего образа можно тоже поставить плюс.
Интересная история. История любви и зависти, когда один поняв, что другой намного успешнее его, решает взять на себя роль Бога.
9 из 10
Crystal ship
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.