Небеса обетованные
У разных людей разные заботы и проблемы, некоторые думают о том, от какого модельера им сегодня надеть костюм, а некоторые переживают, будет ли им сегодня, где спать и что есть. В этом фильме пойдет речь о тяжелой жизни людей, которые остались без крыши над головой, но которые при этом не сдаются и продолжают жить и думать о том, что жизнь те так уж и плоха. Вот только к их насущным проблемам добавляется еще и необходимость каждый день бороться с людьми, которые считают их отбросами общества не достойными жить с ними по соседству. Эти люди, забывают о том, что каждый может оказаться на месте этих нищих, ведь неизвестно, что послужило тому, что им пришлось поселиться на свалке. А также эти люди совершенно забыли о человечности и сострадании. © tvcok.ru
- Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1992 году.
Ника, 1992 год
Победитель:
Лучший фильм
Лучшая роль второго плана ( Лия Ахеджакова )
Лучший режиссер ( Эльдар Рязанов )
Лучший монтаж звука
Лучший композитор ( Андрей Петров )
Номинации:
Лучшая работа художника по костюмам
Лучшая работа художника-постановщика
Альтернативное описание: Смутное время начала 90-х. СССР на грани развала, а напуганные столь резкими переменами люди пытаются вновь обрести почву под ногами. Но далеко не все успевают шагать в ногу со временем. Те, кто отстает, оказываются в прямом смысле слова на свалке. Однако, даже здесь жалкая кучка немолодых и обездоленных людей мешает городским властям. Но большинство этих горемык прошли испытания покруче, чем надвигающиеся танки, посланные чиновниками. Они с гордостью защищают то, что у них осталось, не скупясь на шутки и крепкие выражения, а финальная аллегория многих заставит улыбнуться сквозь слезы. © Fast-Torrent.ru
Альтернативное описание 2: Трагикомическая история о бездомных людях, живущих на городской свалке, об их судьбах, радостях и горестях. Они борются за место под солнцем с городскими властями, отстаивая свое право жить на земле не страшась даже танков, посланных чиновниками...
Предчувствие
Много подобных фильмов снимали в то время. 90% подходило под определение «чернуха». Замечательные актеры, замечательный режиссер. Но, какой смысл небес обетованных?
Тяжелое безрадостное время, полное уныния. Люди, которых еще советская власть выбросила на помойку, по обыкновению всех групп, отрезанных от общества, организуют свой мирок. У них своя власть, свои законы, свои идеи и мечты. Проходит время, кто-то умирает, приходят новые люди в это сообщество отверженных, те, кого уже новая власть выкинула на помойку.
Но, нет здесь еще молодых, все судьбы жителей помойки - судьбы людей, которые строили страну, воевали как на фронте, так и в тылу, выступали за свободу, еще при «тех».
И, вот, этот маленький мирок - судьба стариков, которых государство бросило на произвол судьбы, у которых отобрали их дома, их историю, их прошлое. Это они создали родину - ее просторы, заводы и поля, они отстояли их в войнах, они думали и говорили, когда другие молчали и прятались.
Но даже советская власть дает старикам возможность дожить спокойно свой безрадостный век, в их нищей свободе. Новым хозяевам - умным, образованным, сытым, равнодушным, нужна даже эта помойка, им нужно все.
Старикам, которые уже и не люди, которые мешают в планах новых хозяев жизни, вежливо предлагают переехать... слово концлагерь лучше всего подходит, может еще - резервация. Не важно как называется, важен смысл, который вкладывается.
И вот самая сильная сцена фильма.
По всем правилам боя - первыми идут (как не называй трактора) все равно танки, проламывая оборону... врага. Затем бряцая по щитам дубинками (еще старого образца, в народе прозванными демократизаторами) наступают плечом к плечу, идут те, у кого основной заповедью является защита жизни, здоровья, прав граждан, интересов общества и государства. Идут защищать жизнь, здоровье и права людей. Нет у тех, кто не нужен новым хозяевам, кто уже не сможет как раб работать на новых хозяев, даже клочка обычной помойки.
И только старый паровоз, как бронепоезд вперед летит с теми, кто смог выбраться.
Зачем мечтать о добрых инопланетянах, о боге, о высших существах, которые в милости своей захотят спасти и вознести на небеса тех, кому нет места на земле. Тех, мимо кого люди проходят каждый день стараясь не замечать, тех у кого когда-то была нормальная жизнь, дом. Тех, кто когда-то маленький сидел в чистой рубашечке на коленях у мамы, а рядом стоял папа и улыбаясь говорил: «Вот вырастешь будешь...»
Не будет красивого снега (зачем оправдывать себя сказками), а, будет взрыв, когда разлетится котел паровоза. И, останки людей и машины, сгребут бульдозерами в братскую могилу, и на всем этом поставят завод по производству презервативов.
Спасибо талантам, что показали идею, которая страшнее любой чернухи. Спасибо людям, которые воспринимают мир какой он есть, но дают остальным возможность помечтать, что кто-то спустится, и воля его будет на земле, как и на небесах.
Две тысячи лет назад, сомкнутым строем, грохоча о широкие щиты железными мечами, шли на аренах цирков римские воины, чтоб убивать первых христиан. А, те, сбившись плотной кучкой, возносили к богу молитвы, готовившись вознестись на небеса обетованные, или надеялись на чудо?
rarrugg
Господи! Спасибо, что живём!
Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. Википедия
Социальная лестница - неизменный атрибут любого цивилизованного общества, мерило человеческого общения и влияния, порождающая классовую борьбу, бунты и революции.
Еще вчера ты стоял у подножья горы, в предвкушении великого и грандиозного, вынашивая в своей голове гениальный план, как добиться всего в этом жестоком и удивительно «упругом» социуме, а сегодня ты уже на вершине мира, упиваясь свободой и видимым благополучием, победив систему и став во главе неё! Но завтра... Завтра эта самая система загонит тебя на самое дно своей жизненной составляющей, лишая вмиг всех званий, привилегий и наград, практически сравнивая с землёй, безжалостно отнимая всё то, что нажито долгим и непосильным трудом, и превращая тебя в «отбросы общества», заставляя опуститься ниже собственного достоинства и влачить свое жалкое существование, живя на помойке с вечно протянутой рукой!
1991 год. Огромная социалистическая держава, пережившая на своём веку немало великих побед и горьких поражений, но не сжившаяся со своей собственной партийно-номенклатурной идеей, как червь, разъедающая систему изнутри, бесповоротно шла к своему грандиозному упадку и неизбежному развалу. Впереди её ещё ждали долгие годы полного хаоса и беспорядка, тяжёлые времена застоя в промышленности и культуре, расцвета криминала и предела сфер влияния, раздача за бесценок бывшим комсомольским и партийным вожакам промышленного достояния и национальных богатств. Её ждали те самые, трагические и навечно врезавшиеся в память танковые залпы по Белому Дому, охваченному огнём, в котором горело её прошлое и зарождалось будущее, и кровавый октябрь 93-го, проведённый в бессонных ночах защиты того самого Белого Дома, ставшего последним оплотом демократии и независимости. Но всё это было впереди, а тогда...
Когда, не побоюсь этого слова, великий советский кинорежиссёр Эльдар Рязанов, подаривший миру такие замечательные картины, как «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или с лёгким паром», «Гараж» садился писать сценарий к «Небесам обетованным», он, наверное, и не мог предположить, что его фильм станет своего рода пророческой аллегорией ко всем событиям, развернувшимся в год его выхода на экраны, и к неизбежным последствиям для страны в целом. Он не мог предположить, что жалкие и бездомные бомжи станут едва ли не главным олицетворением зарождающихся грандиозных перемен в душах и умах населения и правительства, а танки в конце фильма наглядно отразят собой витавшее и носившееся в воздухе неумолимое предвидение путча.
Картина была снята в годы предсмертной агонии советской власти и наглядно демонстрирует весь абсурд и маразм той эпохи, не оставляющей за собой практически никакой ценности, кроме того самого среднего класса интиллигенции, состоящего из учителей, врачей, младших и старших научных сотрудников, бухгалтеров и служащих. Той самой прослойки общества, как выразился один небезизвестный человек, питающейся кефиром, но читающей умные книжки, и, собственно, выброшенные этой самой системой на городскую свалку - последнее прибежище и светлую надежду, пусть и сугубо утопическую, доведённых до состояния полной безисходности, но находящие в себе силы, чтобы не только существовать, побираясь на улице и в бесплатных столовках для нищих, но и жить, в полном смысле этого слова, чувствуя крепкое и надёжное плечо рядом стоящего, и находя во всём этом свой глубокий жизненный смысл и место и время для скромных жизненных радостей.
Режиссёр в этом фильме не стал испытывать судьбу и пригласил для участия в нем старый добрый актерский ансамбль, сложившийся ещё со времён «Служебного романа» и «Гаража» в составе блистательных Лии Ахеджаковой, Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Светланы Немоляевой и целой плеяды замечательных актеров, занятых в образах второго плана, и не требующих особого представления, прекрасно чувствующих друг друга на площадке, с полуслова понимающих нужную интонацию дирижёра и художественного руководителя этого великолепного оркестра - Эльдара Рязанова. Все образы до единого были сыграны в фильме на пределе таланта и эмоций, являя собой самое лучшее олицетворение классических советских школ актерского мастерства, во многом оказав немалое влияние на его дальнейшую судьбу.
Вышедший на экраны в 1991 году, фильм был в штыки воспринят широким зрителем, за долгие годы привыкшим к совершенно другому Рязанову, несущему в своих произведениях, несмотря на непременную толику «обнажающей» сатиры, необыкновенный жизненный позитив и эмоции. И именно поэтому «избалованный» кинолюбитель был совершенно не готов понять и принять это произведение, ставшее, на мой взгляд, своеобразным пиком гласности в позднесоветском кинематографе, открыто и справедливо обличающее все минусы существовавшего строя. Протестанты и завистники именовали фильм настоящей чернухой, не несущего в себе ничего нового, а лишь усиливающего все те упаднические настроения, витавшие в воздухе в предчувствии великой бури, ознаменующей собой настоящую революцию. Однако настоящие ценители и почитатели такого узнаваемого, ожидаемого и одновременно непредсказуемого творчества режиссера, с чьим именем связана целая эпоха в кинематографе, бесспорно считают этот фильм одним из самых лучших и откровенных произведений мастера своего дела, при всех его действительных и мнимых недостатках, поразительно точно чувствующего и передающего дух времени, не боящегося в своих творениях сочетать несочетаемое, ставя в один ряд плечом к плечу смех и слёзы, радость и печаль, грустное и смешное, прекрасное и ужасное, реальность и сказку. Настоящая, правдивая и, бесспорно, одна из самых сильных в эстетическом и эмоциональном плане трагикомедия, не пытающаяся скрыть истинное положение вещей за скучностью и однообразием штампов и стереотипов.
В итоге получился, пожалуй, самый сложный, спорный и многогранный фильм гениального Эльдара Рязанова, названный некоторыми представителями сословия «кинопотребителей» началом эпохи заката творчества великого режиссёра, но, несмотря на это, ставший настоящим кассовым хитом своего года, и получивший рекордное количество статуэток «Ника», в том числе и в номинации «Лучший фильм 1991 года», оставивший после первого просмотра в далеких 90-х весьма странные и неоднозначные впечатления, но с годами все больше и сильнее развивающейся ностальгии и тоске по прошлому и былому, с каждым новым просмотром открывающий в себе всё новые грани понимания и осмысления этого театра абсурда, ставшего, своего рода, переломом в карьере известного режиссера, уже никогда после этого не возвращающегося ко своим старым и излюбленным методам и приемам в кино.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть
Дни летят в метельной круговерти
Жизнь - тропинка от рожденья к смерти
Смутный, скрытый, одинокий путь...
Господи! Ни охнуть, ни вздохнуть!
Снег. И мы беседуем вдвоем
Как нам одолеть большую зиму
Одолеть ее необходимо
Чтобы вновь весной услышать гром
Господи! Спасибо, что живём!
Мы выходим вместе в снегопад
И четыре оттиска за нами
Отпечатанные башмаками
Неотвязно следуя, следят...
Господи, как ты метели рад!
Где же мои первые следы?
Занесло печальную дорогу
Заметет остаток понемногу
Милостью отзывчивой судьбы
Господи! Спасибо за подмогу!
Эльдар Рязанов.
svi95
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.