Итак, это — Клод Шаброль. К 1968 году им отснято более десятка фильмов, так что к «Неверной жене» он подходит уверенным мастером излюбленного им детективного жанра, с непременным вскрытием человеческих слабостей. И накопленный опыт здесь засверкал новыми гранями, удерживая зрителя с неослабевающим интересом у экрана. Никаких лишних движений, поисков, метаний — все в абсолютном сюжетно-смысловом единстве. Это — «Неверная жена» с очаровательной Стефании Одран, как талисман кочующей из фильма в фильм своего мужа и режиссера, и Мишелем Буке, покорившим своей безупречной игрой.
Классика сюжета, классика любовной геометрии, заключенная в полтора часа экранного времени. Муж-подозревающий (и не без основания) переданный тонкими оттенками и теми нюансами актерской игры, что позволяют сделать из роли достоверность. В своих пугающих предположениях он идет на ощупь, по наитию, медленно продвигаясь к открывающейся истине. И да, он все исправит, он будет работать над ошибками своей любимой, безумно любимой жены, ему придется…
Великолепно показана степень внутреннего напряжения героя, тонко передана эмоция неустойчивости и подозрения. И здесь уже начинается привычный Шаброль, требующий от актеров игры полутонами, едва заметными движениями мускулов лица, движением глаз, губ, ресниц. Если помнить об объективе, как об «увеличительном стекле», то и успех такой тактики вполне очевиден.
Шаброль безусловный художник психологического портрета своих персонажей. Устроитель, воплотитель и выразитель эмоционально смысловой целостности, автор-творец, он, создавая свой собственный мир, населяет его такими же целостными жителями. Концентрируясь на воплощении мимолетных состояний, трудновыразимых переживаниях человеческой души, он умело ведет зрителя узкими тропами к своим неминуемым финалам.
В сакральном смысле можно утверждать о неизменном и незаметном присутствии самого режиссера в созданном им мире. Это присутствие ощутимо и необъяснимо. Где-то на уровне интуитивного чувствования, определяемого настроением картины, ее структурой.
В своем внутреннем лабиринте недолго блуждать. На этот раз Шаброль, смещает привычные акценты, перенося их из конца ровно в центр картины. Резко и внезапно делит повествование, перекручивая его в совершенно иной ритм. Внезапность действия ошарашивает. Пределы, положенные на момент перелома, жалкие две секунды, перерастают эту цифровую малость, претворяясь в нечто огромное, как по силе воздействия, так и по значительности поступка. Эмоциональный бросок, и снова холодный выверенный расчет поступков — безупречно сработанный ход режиссера.
Есть ли логика поступка? И где она? На что опирается, откуда рождается? На стенке черепа или полукружье шестого ребра? От разума или сердца? Что окажется побежденным, а что одолеет? Вопросы, задаваемые Шабролем не раз, но по-прежнему волнующие и интригующие.
Еще одним полноценным персонажем в фильме выступает музыка. Шаброль не братья Дарденн, он всегда включает в свои картины музыку, наделяя ее словами, озвучивая ею внутреннее состояние героев, отдавая ей роль рассказчика, комментатора, полноценного участника действа.
Итак, это — Шаброль. Сумевший совместить в таком легком жанре как детектив нечто большее. Видимо, это и есть признаки мастерства, позволяющие сделать фамилию режиссера красноречивой меткой его работ, собственным знаком качества, не страдающего от количества. Браво, месье Шаброль!
Nitaya
Буржуазная семья: муж — успешный человек, жена — прекрасная женщина, сын — отличник, загородный дом, дорогой автомобиль… Идиллия.
Но идиллия эта нарушена странными взглядами, недомолвками, нервозностью, скрываемой холодными лицами героев, но прямо таки витающей в воздухе фильма.
Жена-домохозяйка несколько раз в неделю выбирается в Париж, дабы сходить за покупками, к парикмахеру, посмотреть кино… короче развеяться, как говорит она своему супругу. Любящий муж в принципе не против, вот только он знает, что перечисленным ее поездки не ограничиваются. Научившись, за многие годы совместной жизни, чувствовать, «читать» ее, он определенно уверен в том, что у жены есть любовник.
Супруга же действительно ему изменяет. И делает она это не потому что разлюбила мужа, и не потому что испытывает какие-то чувства к любовнику, а лишь для того чтобы добавить красок в свою серую и безмерно скучную жизнь. «Когда мы познакомились, она всей своей сущностью излучала доступность» — говорит любовник мужу во время их первой и последней встречи.
Однообразие и обыденность семейной жизни героев приводит к деградации моральных ориентиров и тогда измена или даже убийство становятся вполне обыденными делами, не вызывающими у персонажей хоть каких-нибудь сомнений или тревог.
Шаброль всеми доступными ему средствами создает мощнейшее исследование психологии человека и семейной жизни. Несомненно одним из полноценных соавторов картины является композитор Пьер Жансен, написавший для фильма таинственную, мистическую музыку, которая при взаимодействии с изображением создает абсолютно завораживающую атмосферу, поглощающую зрителя не хуже зыбучих песков. Не пасуют и актеры — утонченная Стефан Одран и харизматичный Мишель Буке.
Фильм повествует о невозможности длительных и в тоже время ярких и разнообразных семейных отношений. О проблеме приспособляемости и привыкания, хорошо помогающей человеку в экстремальных условиях, но при этом мешающей ему в обычных, комфортных условиях жизни.
Казалось бы все доступно, все есть, но почему так скучно жить?…
Михалыч
|
|