Ночные ласточки
В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин. Много женщин было и в авиации: лётчицы, штурманы, стрелки — радисты, вооруженцы… При этом, женщины — авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и отдельных «женских». О некоторых наиболее известных лётчицах, об истории создания и боевом пути женских авиационных полков, и будет этот рассказ…
Сезон 1: Эпизодов: 16
Ведьмы без ступы и метлы
«Не женское это дело - война!» - рассуждает гитлеровец, пытая офицера Советской Армии. Ему не отказать в рассудительности, но вскоре он узнает, КАК воюют русские (советские) женщины. Лишь мимолетное движение крыльев над усадьбой улавливает его слух. Фашист задает пустой вопрос: «Что это?» И - финиш. Это - они. Ночные ласточки. «Ночные ведьмы» - как величали их сами фашисты.
Ведьмы летают на ступах и метле. У героинь сериала «Ночные ласточки» вместо метлы в руках штурвал боевого самолета. Как боялись в давние времена темные крестьяне леших и всяких там оборотней, вурдалаков, так и немцы боятся «ночных ведьм» со звездами на погонах. Созданный по приказу Сталина 46-й авиационный женский батальон - феномен, и этот проект лег в основу сюжета многосерийного фильма.
Пилот ночного бомбардировщика Женя Звонарева (Татьяна Арнтгольц) - если честно, вовсе не похожа на «ночную ведьму». Какая-то она хрупкая, миниатюрная. Даже шапка ушанка с красной звездой во лбу сидит на ней аляповато. Но я полагаю, примерно такими и были те девчонки в годы ВОВ, что наводили ужас на немцев. Они «живота своего не жалели» в воздушных боях. «Все для фронта, все для Победы». Сталин двинул на фронт даже девчонок. Оправданно это было военной необходимостью, или нет, сейчас нам решать сложно. Но то, что режиссер Михаил Кабанов и продюсеры, сценаристы вспомнили об этой не очень известной странице той войны, делает им честь.
Конечно, мы как зрители видим, что съемки якобы в воздухе при выполнении боевого задания на самом деле осуществляются в павильоне, и макет самолета подвешен на тросах и качается в воздухе не на своей тяге. Мы видим, как не по фигуре подобрана форма военных летчиков. Мы видим довольно небрежно сделанные взрывы от якобы сброшенных бомб, когда немаленькая бомба разносит только второй этаж деревянного здания, не причинив никакого вреда строению, (хотя если бы реальная бомба попала в такой карточный домик, то от него бы остались лишь одни обгоревшие гвозди да воронка в десяток метров диаметра). Мы видим немало киноляпов, это есть.
Самое главное, что фильм «Ночные ласточки» об давно забытом в нынешние времена чувстве. О БОЛЬШОЙ ЖЕНСКОЙ ДРУЖБЕ. Сейчас девушки ради гарного парня в классе терзают своих одноклассниц, снимают все это на видео, топчут ногами младших школьниц просто ради развлечения. Сейчас женщина предает подругу потому, что кто-то предложил весомую цену за предательство. Героиня Татьяны Арнтгольц НЕ ПРОДАСТ. Честь и совесть - эти понятия очень близки Звонаревой. По-настоящему БЫТЬ ДРУГОМ способен только человек с честью, с чувством собственного достоинства. Я не скажу категорично, что фильм «Ночные ласточки» дарит нам образец БОЛЬШОЙ ДРУЖБЫ, но это, пожалуй, недалеко от истины.
Но вернемся к негативным моментам. Совершенно не удачный образ особиста Куракина создал актер Анатолий Пашинин. Тут провал службы кастинга проекта налицо. Ну куда ему с такой добрейшей физиономией играть злодея НКВД-шника? Ну не его роль! Бравого офицера как в «Адмирале» - да. Гусара - да. Даже повара передвижной кухни - и то сгодится. Но не ЗЛОДЕЯ! Смешно он право выглядит, когда пытается быть строгим и страшным, говоря о врагах народа, даже о совсем юных созданиях женского пола в летной форме.
Молодость вообще стремится жить на полную катушку. А вот как раз жизни персонажам фильма «Ночные ласточки», да и реальным летчицам тех военных лет, отмеряно очень немного. Девчонке всего двадцать лет, год рождения -1923, а сбита в бою немецким асом в 1943-м. Лишь свежая могила да полетные очки поверх скорбного холмика. Девчонкам бы рожать да любить, а их в 20 лет в землю сырую укладывают. Авторы фильма «Ночные ласточки» показывают похороны вполне себе буднично, обыденно. Поскорбили, и - снова в бой. Родина зовет. Там где война смерть ходит не только по земле, но и витает в воздухе.
На войне, понятное дело, стреляют. Причем не только наши, но и противник. В «Ночных ласточках» сцены боестолкновений вышли вялыми, особенно наземные баталии, а не воздушные. Наши солдаты из разведроты и, в частности, персонаж Александр Макеев (Денис Никифоров) вообще мне показались каким-то доходягами. Ну еле-еле жмет на курок боец, стреляя в немцев. Более того, кажется, что он и вовсе не жмет, а если еще разок нажмет с силой, то автомат выпадет из его худеньких рук. Нет азарта в бою, нет вхождения в образ.
Поставили авторы фильма, значится, актера эпизодической роли перед камерой и сказали: «Дави на газ! Дави на газ! Все будет джаз!» или что-то типа того. Дави на курок и стой с каменным лицом. Нет, ребята, так не годится! Вы мне дайте эффект отдачи оружия, дайте эмоцию и желание уничтожить врага, дайте раскаленные дула автоматов и пулеметов. Дуло, что опускаешь в снег, а он шипит. Но ничего подобного в картине нет «Ночные ласточки».
По поводу Дениса. Впервые я увидел этакого бравого гусара в исполнении Никифорова. Стилисты приладили ему усы-щеточки, отчего актер стал выглядеть старше и солиднее, что ли. Из него на экране вышел бравый разведчик, только уж слишком лощеный. А разведка в картине «Ночные ласточки» расправляется в фашистами молниеносно, не лощено. Путем сворачивания шеи и неправдоподобным точным метанием ножа на десятки метров (как в эпизоде со снятием немецкого часового на смотровой вышке). Ну, и старым добрым ударом по физиономии немчуры прикладом.
Режиссер фильма Михаил Кабанов не стал лакировать действительность и «Ночные ласточки» полны крови и жестоких убийств. Война есть война. Думаю, детям бы я не стал рекомендовать этот сериал к просмотру. Моя дочка 9-ти лет смотрела его частично со мной, но когда пошли кадры солдатских тел, разорванных на части снарядами и пулями на поле боя, она отвернулась и явно перепугалась. Потом она задала мне вопрос о зверствах фашистов в той войне. Так что, с одной стороны, «Ночные ласточки» пробуждает интерес у ребенка к историческим событиям, а с другой отвращает их от экрана.
Итак, картина интересна тематикой и авторы в этом плане - молодцы. Но вот сделано все это небрежно, что ли, ненатурально, с явственными ляпами, с плохим попаданием актеров в обойму ролей. А ведь актеры неплохие задействованы, но...
5 из 10
berseneff
Опять двадцать пять...
Этот сериал оказался для меня той каплей, которая переполнила мою (сегодняшнего кино/телезрителя) чашу терпения.
В который раз хорошее начинание в итоге перерождается в тупую, неправдоподобную и безграмотную жвачку, не имеющую ничего общего с реальной историей, кроме дешёвого антуража. В принципе эти слова можно отнести на счёт почти любого из снятых за последние лет 10 фильмов и сериалов о Великой Отечественной войне.
После снятия идеологических пут и безоговорочной победы творчества над цензурой поголовное большинство сценаристов и режиссёров вдруг решили отказаться и от консультантов. Ну а что? Ведь свобода слова, ведь всё можно! Снимем бредятину, решили они, ответственности никакой, а пипл всё схавает. Вот и снимают направо и налево. Начало этому фантасмагорическому безобразию положил сериал «Граница:Таёжный роман» - и понеслось! Хорошо хоть паразитируют на идее патриотизма и героизма народного. Могло быть и хуже, сами знаете какие темы нынче в моде.
Ну так о самом сериале. Тем, кому всё равно что смотреть - рекомендую посмотреть - ведь ничего лучшего сегодня не покажут.
Да тут ещё отметился Александр Яковлевич с новой суперконьюнктурной песней (которую в отрыве от сериала даже можно слушать, хотя она здорово напоминает какую-то другую его более раннюю вещь).
Тем, кто уважает себя и любит реальную военную историю - не рекомендую к просмотру - ещё вдруг поверите в то что в РККА можно было безнаказанно хамить командирам, бить по морде особистов (которые, кстати, в этом сериале почему-то параллельно работают политруками и подчиняются командиру авиаполка), ходить нестриженым, небритым, расхристанным в расположении части (как персонаж Евланова на протяжении всего сериала), поверите в то, что военные лётчики (женщины или мужчины - не имеет значения) систематически ходили в рейды с разведгруппами, в то что танки Т34-85 появились на вооружении ранее 1944 года, в то, что Люфтваффе могло пользоваться ПНВ (в 1944 его таки начали использовать в Вермахте, но конструкция не позволяла разместить его на самолёте). Кстати, командирами всех трёх женских авиаполков были женщины.
И не говорите что это не главное - в кино о войне любая мелочь имеет значение.
На этих фильмах воспитывается подрастающее поколение в конце концов.
Я не охотник за киноляпами, но этого добра тут не счесть. Не поверите - меня во всех современных сериалах об армии или милиции просто бесит, когда получив приказ от начальника, подчинённый вместо «Есть!» говорит «Так точно!»
Уважаемые кинодеятели, прекратите кормить зрителя туфтой, снимайте правду!
4 из 10
исключительно из уважения к фронтовикам.
угрюмый киновед
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.