Норвег
Как снег на голову москвича Кириллова сваливается руководство клининговым агентством «Настенька», состоящим целиком из мигранток-азиаток. Ситуация осложняется тем, что Кириллов планирует уехать в Норвегию и ждет в гости невесту - типичную европейку с весьма жесткими понятиями о свободе и толерантности. Мысль о том, что она узнает об эксплуатации «женщин Востока» приводит его в ужас и заставляет всячески изворачиваться, скрывая «гарем»...
Божественная комедия для русских с оркестром
Для меня «Норвег» стал не столько произведением киноискусства, сколько произведением литературным. Нет, это не было чтение изысканных пассажей под видеоряд. «Норвег» - весьма себе игровое кино, где действие не уступало мысли. Но у меня язык не поворачивается назвать его фильмом про сюжет. В сценарии была сделана попытка (и очень удачная, на мой взгляд) исследовать очередной вечный русский вопрос (а их в России точно больше, чем два).
Когда-то товарищ Гоголь начал писать историю об авантюристе, бродящем среди русских помещиков со странными коммерческими предложениями. Уж простите меня за столь смелое сравнение, но сюжет «Норвега», начинаясь с очень частной истории, точно также, исподволь, поднимает актуальные (или вечные?) вопросы о судьбе России, застрявшей между Западом и Востоком. Запад манит, Восток не отпускает.
Главный герой - Евгений Кириллов - конечно, не очень похож на олицетворение России. Весь такой современный продвинутый зрелый мужчина... написал бы ещё - прозападный, да сегодня боязно. Но судьба у него предельно российская - получил хорошее образование (физик), оказался не очень нужен своей стране и в итоге выживает, как может. А хочет просто жить. И появился у него план: выйти замуж за норвежку и уехать в далекую комфортную Норвегию.
Вот тут-то и начинается его схождение в ад. И снова - простите меня за столь странный ассоциативный ряд, но «Норвег» - это, во-первых, божественная комедия без кавычек. Просто по жанру. Повторюсь, сценарий восхитителен. Написан легко и мастерски, его хочется растаскивать на цитаты. С Беатриче тут конечно сложности, хотя, Кириллов все-таки ее находит. А вот в ад он входит настоящий, и имя ему - клининговое агентство «Настенька». Тоже очень символичное образование: западное модное слово - и пять азиатских эмигранток, чистящих туалеты. Точнее, адом является не агентство, а тот мир говна, в котором оно трудится и живет, точнее, выживает. И главному герою на неопределенное время придется этим «агентством» руководить.
Разумеется, в аду у Евгения Алигьери появляется свой проводник - полицейский Сергей, который ранее крышевал этот бизнес. Нахрапистый, уверенный, знающий все дыры в местном заборе, он становится и проводником и учителем жизни для нашего Данте. Конечно, аналогия кажется вам натянутой. Да и я проводил ее, похихикивая. Но когда в конце фильма Серега начал писать стихи и публиковать их на Стихи. ру - у меня аж мурашки по спине пробежали. Вергилий!
В целом, сложные отношения Евгения и Сереги - самая мощная составляющая картины. Очень трогательный (хоть и поданный безумно смешно) был показан переход состояния у полицейского. Вместо того, чтобы просто рубить бабки с бизнеменишки, он начинает его Спасать. Учить любить Родину.
Но у «Вергилия» есть антипод - образованная цивилизованная рассудительная норвежка Брунхильд. Которая предлагает Кириллову, как булгаковскому Мастеру, не рай, но покой. С первых минут главный герой чувствует, насколько чужой станет для него европейская Норвегия. Но там - покой, там - комфорт, там - гарантии его безопасности как личности. Там, наконец, тюрьмы с бассейнами!
И метания русского Алигьери идут сквозной нитью по всей картине. Что выбрать: выхолощенный покой Европы или дикое бурлящее варево Азии. Сюжет, как маятник. Только ты подумал, что тебе дали ответ, а события разворачиваются в обратную сторону. Круги ада наматываются одним за другим на бедной шее Кириллова. И оставаться нельзя, и уехать - сердце рвется!
Также и с эмоциональным фоном картины. Ты еще не успел просмеяться, а действие картины у тебя уже слезу выжимает. Так и сидишь в кресле: с полуулыбкой на лице, и поблескивающими глазами. То, что в картине роли сценариста и режиссера объединились в лице одной милой дамы - Алены Званцовой - сыграло только на пользу фильму. Картинка работала на сценарий, и потому донести его до нас зрителей удалось предельно чётко и ясно. В плане художественных изысков фильм звезд с неба не хватает, зато содержание его отточено до идеального.
Бесспорно, огромную роль сыграл удачно подобранный актёрский ансамбль. Даже гопники-азиафобы, появляющиеся в трёх маленьких сценах, выглядели очень органично. А основной состав - выше всяких похвал. Настолько, что даже звезда экрана Евгений Миронов на их фоне не сильно выделялся. Разумеется, я не узнал в седом бугае полицейском Дмитрия Марьянова, которого с детства люблю по роли Алика Радуги. Он был просто великолепен, как и бывшая тёща Кириллова в исполнении Розы Хайруллиной.
Авторы не дают окончательного ответа на поставленный ими вопрос. Читая с экрана на финальное посвящение фильма товарищу Сухову, ты понимаешь, что маятник жизни так и будет болтать его из стороны в сторону.
8 из 10
ОЧЕНЬДЖА
Очень о многом
Тонко! - так одним словом можно описать фильм «Норвег», который уже очень скоро выйдет на широкие экраны.
Человеческая душа - скрипка. В крайнем случае гитара. Но точно не барабан. И это отлично знают создатели шедевра. С самого начала меня словно взяли за струночку моей души... потянули... и не отпускали до самого конца...
Фильм точно не для всех. Для тех, кто не пьёт смузи, но и не носит адики... В общем, для меня...
Юмор. Юмор тонкий. Постоянный. И всегда в яблочко. И всё как в жизни...
От ощущения абсолютной правды, в какой-то момент, я начала расплавляться в наслаждении как плавленный сырок...
Если бы в итоге была даже треть этого фильма - уже было бы хорошо. Каждый. Каждый момент. До ме-ло-чей.
Красота в деталях... эстеты... вы меня поймете.
Фильм о наболевшем. При этом обо всем наболевшем, но опять таки тонко. Не режет. Не бьет.
Воспитывает. Дает на выходе важное.
И вот это моё любимое, когда нет чёрненьких и беленьких. Есть поступки. И это опять таки к Правде.
Фильм о том, что такое быть Мужчиной. Быть мужчиной в России.
Фильм о том, как быть женщиной в России.. Лично я своё отражение увидела сразу. Быть русской женщиной - это не значит носить фамилию «иванова» и мазать щёки свеклой. Быть русской женщиной - это наша извечная жертвенность и стремление на скаку останавливать коней, будь они не ладны...
Фильм вообще об очень многом.
Фильм о том, к чему мы катимся и о том, к чему стоило бы стремиться. А к чему не стоило бы.
И если произведение искусство изменит хотя бы одного человека, значит всё не зря?
Так вот... меня уже изменило.
Хочется сказать огромное спасибо за такие фильмы!
Валерия Ференец
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.