Нуреев. Белый ворон / The White Crow

Нуреев. Белый ворон
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 31 Август 2018
Режиссёр: Рэйф Файнс
Продолжительность: 01:59

Человек, имеющий мечту, взявшую начало ещё в детстве, может ворваться в ряды знаменитых личностей, с которых многие станут брать пример. Рудольф Нуреев не был одержим идеей стать звездой, его беспокоил несколько иной путь развития. С детства он мечтал посвятить свою жизнь танцам. И его настойчивость и верность мечте сделали его легендой. Но как складывалась жизнь Нуреева можно посмотреть в фильме, в котором отслеживается путь танцора от Уфы. Где прошло его детство до Франции, куда он отправился с гастрольными выступлениями в составе Кировского театра. По некоторым причинам танцору пришлось просить на Западе убежище.

Трейлер (Youtube)

«Если ждете извинений, — вы ошиблись мужчиной»

Сразу скажу, что если вы мечтали побольше узнать о Нурееве, фильм Ральфа Файнса вам вряд ли в этом поможет. Потому что он не ставит задачей разложить личность танцора по полочкам, рассказать что, зачем и почему. Это скорее штрих к его биографии. К одному из важнейших периодов в его жизни — эмиграции из Советского Союза во Францию.

Режиссер совсем немного сообщит нам о жизни Нуреева ДО. То, что он родился в поезде, воспитывался в многодетной семье. Какими были его родители, что привело его в балет, с кем он дружил, кого любил — обо всем этом сказано лишь мельком, походя. Гораздо больше раскрыт характер Нуреева. Его вспыльчивость, максимализм, нежелание следовать правилам, невероятное трудолюбие. На мой взгляд, актер, сыгравший танцора, смог отлично передать замысел режиссера. 

Я не скажу, что в такого Нуреева можно сразу влюбиться. Мне вот не удалось. Даже симпатии он у меня не вызвал особой. Но из песни слова не выкинешь. 

Фильм называется «Белый ворон», что как бы намекает на то, что Нуреев был другим. Свободным, не желающим подчиняться системе, следовать драконовским правилам тоталитарного государства. Я же увидела талантливого парня, действительно талантливого. Который верил в свою исключительность, хотел подарить себя всему миру. А заодно пить кока-колу, ходить на стриптиз и ни перед кем не отчитываться. 

Очень спорный, кстати, вопрос, был ли Нуреев должен что-либо своей стране, которая в послевоенные годы, когда половина сел и городов буквально лежала в руинах, бесплатно обучала мальчиков и девочек балетному искусству. Во всяком случае, сам танцор ответил однозначно. Это был его выбор. 

А в целом, фильм оставил двоякое впечатление. Как и сам портрет Рудольфа Нуреева, предложенный Файнсом. Несмотря, на некое отторжение героя, его жизненных ценностей и приоритетов, за него искренне переживаешь и мечтаешь, чтобы все у него получилось. И сама картина вышла нескучной, хотя, справедливости ради, балета там очень и очень немного.

7 из 10

Ландолька

 

БЕЛЫЙ ВОРОН»

Рудольф Нуреев — один из самых известных балетных танцоров и балетмейстеров в истории СССР. Особую популярность он получил после своего побега в 1961 году, когда после гастролей труппы в Париже, Нуреев прямо в аэропорту попросил политическое убежище, боясь вернуться на родину. Прожив затем остаток своей жизни в Европе, танцор заслужил признание по всему миру и смог войти в историю балета не просто, как один из «невозвращенцев» Союза, а как, в первую очередь, талантливый артист и деятель искусства. Вот только что стало причиной побега Нуреева из своей родной страны, в которой его любили? Именно этот отрывок из его жизни и лёг в основу сценария фильма «Белый ворон».

«Нуреев. Белый ворон» — уже третья режиссёрская работа не нуждающегося в представлении Рэйфа Файнса, сценарий к которой написал двукратный номинант на премию Оскар — Дэвид Хэа («Чтец», «Часы»). Фильм не старается давать оценку действиями Нуреева, его поведению и образу жизни, а человеком, как выяснилось, он был не самым хорошим. Его друзья и родные не отрицали, что у Нуреева был очень большой талант, но про его эгоистичный характер никто не любил говорить. Показанные в картине события стараются придерживаться объективного взгляда на ситуацию, а советская жизнь подана аккуратно, с любовью, без часто появляющейся на западе клюквы. История подана через субъективный взгляд Нуреева на мир, в котором он жил. Это всё ещё художественная картина, но она старается придерживаться документального подхода к повествованию. 

Конечно же, без политики в картине не обошлось, но она присутствует в истории больше, как данность, исторический момент. Авторов в первую очередь интересовала сама личность Рудольфа Нуреева, они хотели показать на экране как он жил, как он рост, как он шёл к своей мечте. Самого Рэйфа Файнса привлекла именно личная история Нуреева, которую он очень хотел рассказать. Ему оказалась очень близка и показалась очень поэтичной жизнь простого мальчика из бедной семьи, родившегося в поезде и жившего где-то в Уфе после окончания Второй Мировой войны, достигшего в итоге мировых высот. Именно поэтому у Файнса и его команды получилось создать хоть и стандартный по своей структуре, но сделанный с душой и большим уважением к русской культуре байопик.

А русского колорита в ленте хватает, поскольку актёрский состав на 70% состоит из отечественных артистов. Рэйф Файнс очень сильно хотел, чтобы русская речь в фильме была чистой, чтобы актёры говорили без типичного для англичанина акцента. Поэтому в «Белого ворона» удаётся погрузиться и никаких «Кокие ващи докозалезста», вызывающих смех, нет в картине. Сам фильм разделён на три сюжетные арки, рассказывающие о трёх временных циклах в жизни Нуреева: детство, период обучения в Ленинградском училище и гастроли труппы в Париже. Отдельно хочется выделить именно то, с каким трепетом и дотошным вниманием к деталям съёмочная группа подошла к воссозданию Ленинграда 60-х годов. Зритель словно вместе с самим Нуреевым гуляет по знакомым каждому россиянину улицам, площадям, подворотням, посещает те самые квартирники, на которых люди обсуждают жизнь, политику, искусство, и пока один играет на гитаре, остальные подпевают.

Рэйф Файнс очень любит и ценит русскую культуру, именно поэтому он доверил свою картину по большей части актёрскому составу. И это видно, все актёры выкладываются до предела собственных возможностей, отдавая себя процессу создания фильма полностью. Как признаются сами артисты, на съёмочной площадке царила любовь и спокойствие, ставшие следствием бережного отношения Файнса к своим коллегам, получившим доверие от режиссёра, которое придавало им сил двигаться вперёд. Что забавно, сам Рэйф Файнс появляется в картине в одной из ключевых ролей, а именно он играет учителя Рудольфа Нуреева — Александра Пушкина. И только, пожалуй, он немного выбивается из всего актёрского состава, поскольку во время просмотра заметно, как сильно он старается говорить без акцента, очень аккуратно и медленно, чтобы не наломать дров. Его герой из-за этого даже получился каким-то пассивным, но бесконечно очаровательным. Можно подумать, что Файнс просто захотел сыграть роль в собственном же фильме, но на самом деле ему пришлось это сделать, поскольку, из-за малого финансирования, актёра на роль Александра Пушкина попросту не нашлось. 

Зато с кем Файнсу точно повезло, так это с исполнителем роли Рудольфа Нуреева, а конкретнее с Олегом Ивенко, балетным танцором. Ивенко не просто великолепно двигается в кадре, летая, словно лебедь, по сцене, он ещё и очень органично смог вписаться в образ Нуреева. Местами, если сравнивать с документальной хроникой, Ивенко до ужаса похож на настоящего Нуреева. В этом плане актёр очень удачно вжился в образ, органично вписавшись в него, благодаря чему Олега Ивенко не получается воспринимать, как Олега Ивенко, когда на экране перед зрителями выступает талантливый Рудольф Нуреев. Единственное, что напрягает, так это чрезмерная аккуратность в прописывание характера персонажа. Заметно, что авторы боялись, да и попросту не хотели очернить образ Нуреева, сгладив некоторые углы, а что-то и вовсе вырезав. Хотя если начать изучать его биографию, то грязи там можно найти в неплохих количествах. То, что Нуреев был далеко не самым хорошим человеком, не отменяет того факта, что он гениальный артист. 

Не стоит воспринимать «Белого ворона», как стопроцентную биографическую картину, поскольку она взяла за основу лишь одну треть из жизни Нуреева. Всё же это не столько лента о конкретном человеке, сколько о художнике, которому нужна свобода, чтобы творить. Рэйф Файнс делает Нуреева очаровательным мерзавцем, вспыльчивым, вступающим в безрассудные сексуальные связи, как с женщинами, так и с мужчинами, раскидывающим деньги направо и налево, но при этом, режиссёр умудряется заставить зрителя любить своего героя. В какой-то момент Файнс визуально загоняет Нуреева в известное полотно «Плот «Медузы»», делая его частью картины, в которой творится полный хаос, но где-то далеко виднеется спасение, надежда. Рудольф Нуреев мечтает о свободе, поскольку танец для него — искусство, а оно не может существовать в жёстких рамках цензуры. 

«Нуреев. Белый ворон» — эстетически прекрасный байопик, в котором в первую очередь важно содержание, а не структура, напоминающая любой другой биографический фильм. Это удивительно, но Рэйфу Файнсу удалось создать картину, почти не имеющую аналогов в таком узком жанре. Сюжетно его работа походит на страницу из Википедии, а эмоционально — это увлекательное путешествие в прошлое, позволяющие увидеть хотя бы одним глазком СССР второй половины XX века. Забавно, что в картине зарубежного производства намного больше русской души, чем в большинстве современных российских аналогов. Хочется верить, что «Белый ворон» сможет стать ярким примером межнациональной картины, объединяющей страны и их жителей вместе. 

8 из 10

Hyb1to

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.