О бедном гусаре замолвите слово
Действие картины происходит примерно через 20 лет после Отечественной войны 1812 года. Небольшой городок взбудоражен вступлением гусарского полка. В это время в город прибывает из Санкт-Петербурга чиновник граф Мерзляев, имеющий поручение проверить нескольких гусар этого полка на благонадёжность. В местной тюрьме сидит попавший туда за скандальный поступок провинциальный актёр Бубенцов, дочь которого — Настю — любит подозреваемый в неблагонадёжности корнет Плетнёв. Мерзляев привлекает Бубенцова для своей операции, заставив его разыгрывать роль опасного бунтовщика, которого под конвоем должен перевезти Плетнёв. Бубенцов настолько входит в образ, что Плетнёв из сострадания отпускает его на свободу, после чего на Бубенцова начинается уже настоящая охота…
Отрывок
- На роль Насти Бубенцовой пробовалась Татьяна Догилева.
- На роль Бубенцова пробовались Леонид Броневой и Александр Калягин.
- В советское время допустили к показу сокращённую версию фильма. Были вырезаны некоторые сцены, не соответствовавшие советской идеологии.
- На роль Плетнёва пробовался Александр Абдулов.
- Работа над фильмом стала тяжёлым испытанием для режиссёра и всей съёмочной группы. Сценарий фильма был написан летом и осенью 1978 года. В Комитете по кинематографии СССР сценарий не приняли и Эльдар Рязанов отнёс его на Центральное телевидение СССР. Осенью 1978 года шли съёмки фильма «Гараж» и, одновременно, режиссёр ждал решения по фильму «О бедном гусаре замолвите слово». После долгих бюрократических проволочек сценарий был принят в производство на студии ТО Экран.
- Осенью 1979 года картина была запущена в производство на кинематографической базе студии «Мосфильм», а в декабре советские войска вступили в Афганистан. Это обстоятельство самым неожиданным образом сказалось на сюжете будущего фильма.
- Изначально, по замыслу создателей, Мерзляев был жандармским офицером, но, по настоянию кинематографического руководства, всякое упоминание об этом российском силовом ведомстве было исключено из сценария фильма. В результате Мерзляев стал невнятным чиновником по особым поручениям. При этом, чтобы в его должности звучала причастность к спецслужбам, его наградили чином действительного тайного советника. Такой генеральский чин в Российской империи могли носить только высшие чиновники уровня министра. Сюжетный ход выглядел неправдоподобным. Чиновник такого ранга не стал бы лично приезжать в провинциальный город и заниматься мелкими интригами.
- Были и другие правки. «Заведение мадам Жозефины» превратилось в «Салон мод мадам Жозефины» и гусары заходят в гости к белошвейкам и модисткам. Зрителям приходилось самим догадываться что скрывалось за эвфемизмом. В результате этих, на первый взгляд, небольших изменений пришлось полностью переписывать весь сценарий, но смысловые нестыковки всё равно остались
- В марте 1980 года завершились пробы актёров. Съёмки фильма прошли летом 1980 года в Ленинграде, Павловске и московской усадьбе Братцево, закончились в августе. Несколько раз по ходу работы над фильмом Рязанов получал распоряжения закрыть фильм, но за него вступались чиновники Госкино СССР. Сценарий претерпел множество изменений и цензурных купюр.
- В ноябре 1980 года прошла приёмка картины. Комиссия раскритиковала финал и потребовала не делать его столь трагическим. После сложных дискуссий Рязанову поначалу удалось сохранить трагикомедийный замысел и оставить смерть Бубенцова. Премьерный показ картины на ЦТ СССР состоялся 1 января 1981 года. Последнее цензурное изменение было внесено буквально за два дня до премьеры. Всемогущий председатель Гостелерадио Сергей Лапин, как известно, не любил сцен, связанных с церквями на экране, и распорядился о правке фильма. В 1981 году зрители увидели финал, в котором не было короткой сцены похорон Бубенцова около церкви и некоторых других реплик героев. После этого картина не демонстрировалась на телевизионном экране около 5 лет и следующий показ был только в 1986 году
- В 1997 г. в рамках ретроспективы фильмов Эльдара Рязанова на телеканале "ОРТ" была показана удлинённая режиссёрская версия фильма.
В тихий городок Губернск торжественно прибывает гусарский полк, всколыхнувший скучную провинциальную жизнь, а следом за ним - не привлекающий внимание к своей персоне чиновник III отделения граф Мерзляев. В его кармане лежит высочайшее повеление: проверить благонадежность четырех офицеров полка, поручив им расстрелять якобы опасного бунтовщика. То, что патроны будут холостыми, а бунтовщик - всего лишь нанятый актер Бубенцов, держится в строгой тайне. И, возможно, история закончилась бы благополучно, если бы корнет Плетнев, один из неблагонадежных, не влюбился в дочь Бубенцова, а актер не оказался бы не по чину благородным... © Fast-Torrent.ru
Не верю!... Не верю!...
Не верю своим глазам! Ни одного отзыва на странице этого: Прекрасного, Изумительного, Потрясающего, Великолепного (и так далее, и тому подобное до бесконечности) фильма! Как так? Этого просто не может быть...
Эта превосходная картина выше всяческих похвал! Она являет собой недосягаемую вершину мастерства абсолютно во всём! Конечно, в мире есть другие претенденты на пальму первенства... И конечно это не мешает восхищаться подлинным искусством.
Эльдар Рязанов - великий режиссёр! И даже его собственная величина, в какой-то мере, тому подтверждение. Никакой Спилберг с ним рядом не стоит, хотя и он безусловно мэтр.
Эльдар Рязанов и Григорий Горин сочинили настоящую поэму о России, достойную пера Пушкина! Изящно и талантливо выписали каждого героя и каждый сюжетный поворот. По словам самого режиссёра это его любимое творение.
Так достоверно и вместе с тем изыскано и деликатно обнажать правду... Практически резать по живому стоящих (в момент выхода картины) у власти, но добиться всего, что нужно для реализации задуманного...! И не мало важно то, что фильм не попал на полку! Бесподобно!
Бурков, Басилашвили, Садальский, Гафт, Гердт... Все и каждый переливающиеся талантом фонтаны! Евгений Леонов - его гений бесконечен как океан!
«О бедном гусаре замолвите слово» - Великий фильм о тех, кто делает страну великой и просвещённой и тех, чьими стараниями лучшие гибнут в расцвете сил.
Зачем спецэффекты и кого волнует бюджет, когда есть таки фильмы! Это подлинное искусство!
Искусство облагораживает.
10 из 10
Синема
К слову о гусарах
Ох-ох-ох, грехи наши тяжкие! Снятую вчера голливудскую поделку видели и обсуждают все, Классику (именно так, с большой буквы) советского кинематографа не видел никто. Или, что еще хуже, Классику эту воспринимают как данное и не считают нужным что-то о ней сказать. Хотя свое, родное. Более родное и актуальное, чем то, что поставляет нам современный отечественный кинематограф.
В Советском Союзе режиссеры, желающие показать, как они противостоят режиму, снимали кино, годами лежащее на полках и порой мало понятное и тогдашнему, и современному зрителю. Умные режиссеры снимали смешные до слез сказки про драконов, деспотичных королей, гусаров и прочую нечисть. Вашему вниманию предлагается одна из них.
Даже если бы за тридцать лет, прошедших с момента выхода фильма, в нашей стране что-нибудь принципиально изменилось, фильм был бы хорош сам по себе, как произведение искусства. Если же допустить, что изменения носят скорее косметический характер, то «О бедном гусаре замолвите слово» - еще и блестящая остроумнейшая политическая сатира.
Григорий Горин - главный «сказочник» Союза, автор, блистательно владеющий словом, с самобытным неподражаемым стилем, которым невозможно не восхищаться. Эльдар Рязанов - поэт с мрачноватым чувством юмора, каждый его фильм - в первую очередь мастерская социальная зарисовка (даже «Ирония судьбы», которую неумолимый ход истории превратил в один из ингредиентов новогоднего оливье). Вместе Рязанов и Горин сняли практически совершенный фильм о том, кому на Руси жить хорошо. Точнее о том, почему честным людям жить чаще всего плохо.
История это совершенно неправдоподобная, именно поэтому в нее так легко поверить. В повествовании участвуют не личности, а типы, утрированные, практически басенные персонажи, выписанные настолько точно, что они выглядят живыми, несмотря на свою направдоподобность. Бесцеремоный столиный чиновник, который служит не за страх и не за совесть, потому что у него нет ни того ни другого, и легко играет судьбами людей. Его слуга, прохвост и прохиндей под стать своему господину. Провинциальный актер, легкомысленно ввязавшийся в более чем сомнительную авантюру, готовый до конца играть свою роль, чего бы ему это не стоило. Его дочь - тоже актриса - романтическая барышня, своей искренностью и желанием помочь еще больше путающая и без того запутанную историю. Гусары, не читающие книг, - горячие головы, они предпочитают рубить сплеча, не раздумывая, но поступать только в согласии с совестью. Сюда же до полноты картины можно добавить «модисток», занимающихся пошивом исключительно мужского платья, надсмотрщиков, охотно играющих в карты с заключенными, и взятых под стражу попугаев, горячо осуждающих самодержавие. В сумме получается великолепнейший трагифарс, в отношении которого ни один эпитет в превосходной степени не будет неуместным или чрезмерным.
Безукоризненный сценарий, блестящие диалоги и закадровые характеристики героев, точнейшие характеры, великолепная актерская игра (не буду перечислять имена, чтобы никого не забыть: в фильме нет неудачных ролей и плохих актерских работ), восхитительная музыка Андрея Петрова - все подбирается одно к одному, чтобы в результате получился фильм если не на века, то на многие и многие годы.
Как сказал Козьма Прутков: «Если вместе собираются такие мастера, фильм просто не может быть плохим». Хотя возможно, он этого не говорил, но вполне мог бы сказать.
10 из 10
nocive
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.