О любви
Тридцатилетняя Галина умна, обаятельна и красива. Она работает реставратором в мастерской ленинградского Екатерининского дворца и, казалось бы, создана для любви. Но настоящего чувства все нет и нет…
томление одинокого сердца
«О любви»-яркий образец: доброго, сентиментально-романтичного советского кино, где «сантименты» показываются без изображения обнаженных: «сисек-писек-ягодиц», а эффект достигается фокусом камеры на лице, походке, взгляде, телодвижениях, стараясь передать ауру женственности.
В нем показывается страничка жизни, не совсем обычной, советской женщины Гали. Ее образ очень выразителен, его нельзя назвать сексуальным, он скорее обворожительно-привлекательный. От героини на протяжении всего фильма исходит очарование, подчеркивающее ее »не кричащую» утонченную красоту, к тому же, сохраняющую ощущение целомудрия, этакая, немного грустная, сентиментально привлекательная женщина.
В фильме- ее жизнь рифмуется с сценами движения поезда: который, вроде уже ушел, а может, наоборот, только прибыл. Несмотря на свою привлекательность, она одинока, но ей, как большинству советских женщин того времени, хочется создать семью, да и сердце томится без любви. Время уходит, но любовь все не приходит; а она находится на пороге того возраста: если не сейчас, то может быть слишком поздно, ее поезд уйдет.
Мужчин пытающихся войти в ее жизнь она отвергает: как бы и ничего, но все не то. К коллеге по работе, трогательно влюбленному в нее, она испытывает легкое сочувствие, из-за невозможности ответить взаимностью, ведь он такой милый мальчик.
Симпатизирует она герою молодого Янковского- Андрею, но он, не слишком добивается ее расположения.
Зато ее добивается, тот: другой, настойчивый, «с замашками нахала», отрекомендованный друзьями, презентабельный советский мужчина. Он вроде всем хорош: по виду- в будущем надежный семьянин; закаляет в проруби здоровый образ жизни; стоит на пути карьерного роста; и возможно главное: строит квартиру в кооператив, что наверное в советское время приравнивалось к даче на Рублевке. И она все это понимает, однако сердцу не прикажешь, к нему ее не тянет.
Вот такой выбор стоит перед Галей: сделать ли его сердцем- по любви, либо по уму, с прагматичной точки зрения?
На данный вопрос в фильме нет точного ответа. Но, я думаю: он самый, что ни на есть чувственный, то есть, выбор в пользу Андрея; ведь картина называется, все-таки «О любви», а не «О бабле», к примеру. А последняя сцена, есть сцена обретения любви, ее счастливого осознания.
Фильму удается выйти за рамки любовной истории, и прийти в экзистенциальную иллюстрацию современной ему эпохи. Без «прустовского» плача об «образах утерянного времени», но с ощущением «дыхания времени» со всей его романтичностью и некоммуникабельностью советской жизни; времени в котором я никогда не жил, но оставившем во мне след, через родителей, бывших оттуда.
8 из 10
О любви к искусству
Давным-давно искал одну душераздирающе красивую мелодию, знакомую с самого раннего детства, которую редакторы советского телевидения любили ставить в качестве межпрограммных заставок и видеозарисовок в 70-е годы, когда про агрессивно-навязчивую рекламу советские граждане знали лишь по слоганам «Летайте самолетами Аэрофлота» и «Храните деньги в сберегательной кассе».
В поисках авторства мелодии перелопатил всю сеть, нашел массу сборников «хитов инструментальной музыки 70-80-х» и завалил запросами профильные форумы типа «музыкальный нафталин» и «для тех, кому за 700». Но ужас ситуации в том, что для подавляющего большинства текущих пользователей сети замшелый «нафталин» начинается с конца 90-х. А 80-е, и уж тем более, 70-е - это далеко и давно за гранью исторического материализма.
Но мелодия в голове крутилась и не давала покоя ровно до того благословенного мига, когда не услышал ее в анонсе фильма «О любви» на канале Культура. То, что это Евгений Крылатов, было совершеннейшим откровением, потому что внутренне был настроен на поиск какого-нибудь оркестра Пурселя или Поля Мория (хотя на Мориа мало похоже по стилю и аранжировке).
Возьму на себя смелость назвать данную мелодию одной из самых красивых музыкальных тем не только отечественного, но и мирового кинематографа, наряду с «Красной палаткой» Зацепина, вальсом Доги из «Ласкового и нежного зверя», вальсом Петрова из «Берегись автомобиля», заглавной темой Артемьева из «Свой среди чужих», фортепианными зарисовками (пассажами) Таривердиева из «Иронии судьбы»...
Заодно и фильм посмотрел. Фильм, созданный на рубеже 70-х годов, служит неким реквиемом, финальной пронзительной кодой эпохи «шестидесятников», бесславно почившей под обывательским болотом «развитого социализма», под аккомпанемент «песен советских композиторов», погребенных под морем красных стягов ноябрьских и майских праздников.
Картина во многом перекликается с другим программным произведением эпохи Оттепели - фильмом «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Очень близки по посылу поступки и переживания героев и героинь в исполнении самых красивых актрис советского кинематографа Виктории Федоровой и Евгении Ураловой. Даже внешность и пластика их в чём-то схожа.
Удивительно, что одни из главных произведений поколения шестидесятников, фильмы Хуциева «Застава Ильича» и «Июльский дождь» созданы с разницей всего два года. Но как сильно отличается в них внутренний настрой: от светлого утреннего солнечного весеннего настроения, времени надежд, поиска себя и своего места в мире у двадцатилетних героев «Заставы» (второе название картины «Мне двадцать лет»), до первых серьезных разочарований и апатии поколения тридцатилетних в «Июльском дожде». Фильм «О любви» продолжает этот ряд социальных и личностных потерь, разочарований, утраты смысла талантливых молодых людей, не востребованных в обществе победившего уравнительного социализма.
Фильм Михаила Богина, как и культовые фильмы Хуциева, очень атмосферный, чувственный, сотканный из тонких сплетений обыденной жизни, где главное - не действие, а впечатление, полунамеки, полутона... Само название «О любви» также служит неким полунамеком, аллюзией, поскольку самой любви, ее явных физических проявлений в фильме нет.
Пронзительная мелодия Евгений Крылатова дополняет это тонкое пастельное кинематографическое полотно, и помогает создать то необходимое настроение для понимания этого светлого человеческого чувства с легкими нотками грусти.
П. С. А всем - слушать-слушать, какие гениальные мелодии в какой филигранной аранжировке рождались в головах настоящих Композиторов «миллион лет до вашей эры»...
Baddy El Riggo
14.12.2015, upd 26.08.2016
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.