Обезьянки / Apflickorna
Когда Эмма встретила Кассандру, то между ними начались отношения, полные физических и психологических проблем. Эмма готова пойти на все ради того, чтобы усвоить правила игры. Когда все границы пройдены, то ставки повышаются. Однако Эмме сложно противостоять опьяняющему чувству полного контроля.
Тизер
Режиссер играет с ожиданиями зрителя, постоянно подменяя очевидный поворот сюжета неочевидным, опровергает привычные представления о развитии характеров и избегает всех без исключения штампов подросткового кинематографа, как, впрочем, и любых других клише: висящее на стене ружье совершенно не обязано выстреливать.
Самый напряженный и непростой дебют в шведском кино за последнее время… Режиссер выворачивает наизнанку жанр подросткового кино, и практически все, что связано с развитием сексуальности, нарушая все запреты и табу.
- Лучший фильм престижного международного кинофестиваля Tribeca 2011 (США),
- Специальная награда жюри международного кинофестиваля Берлинале 2011 (Германия),
- Лучший фильм и приз критики международного кинофестиваля в Гётеборге 2011 (Швеция).
- Премия Золотой Жук 2012 за Лучший звук
- Участник международных кинофестивалей в Сан-Франциско (США), Генте (Бельгия), Салониках (Греция), Тайбэе (Тайвань), Хельсинки (Финляндия)
Эмма и Кассандра занимаются опасной конной акробатикой. Девушки объединяются, чтобы стать лучше. Отношения между ними меняются от недоверия до любопытства, от любопытства - до сексуальных идей. Однако, когда дело доходит до пьянящего чувства контроля, ни одна не может остановиться. Психологическое напряжение между ними с каждым днем становится всё острее. Дружба, соперничество, вражда - что будет дальше?
Власть имущие
Свой путь в искусство Лиза Аскан начинала в качестве помощника режиссера на съемочной площадке датского нуар-сериала «Убийство», а на первый полнометражный фильм ее вдохновила книга Жоржа Батая «История глаза», которую она сама назвала «философской порнографией», фото Ширли Темп, реклама с маленькой девочкой в бикини и старые вестерны. Добавьте к этой гремучей смеси то, что молодая шведка любит Стивена Кинга и сейчас пробует себя в хорроре, и вы сможете прекрасно представить насколько разрозненной и многослойной будет ее дебютная работа «Обезьянки». Не стоит забывать и о Родине режиссера - Швеции и о том, что Аскан молодой режиссер, снимающий независимое кино, так что степень отстраненности от зрителя и героев друг от друга тоже можно спрогнозировать заранее учитывая все вышеописанные факты.
Главной темой «Обезьянок» Лиза взяла власть и раскрывает она ее на множестве уровней - контроль человека над животным, человека над оружием, человека над человеком, общества над индивидом. На фоне вялотекущего поединка между двумя девушками-ученицами спортшколы, который практически сразу выходит за пределы спортивного состязания, она прочерчивает еще несколько точечных линий, которые идеально сливаются воедино, подпевая основному ядру истории. Холодная отстраненность картины может помешать многим зрителям воспринять ее правильно, потому что Аскан, в отличие от Лукаса Мудисона с которым ее так яро сравнивают, не способна вовлечь зрителя эмоционально, она скорее заставляет его поежиться, глядя на оружие в юных женских руках, безучастную природу и слушая короткие отрывочные диалоги, которые на первый взгляд не имеют особого смысла. Но и в этом есть глубокая задумка автора, а не следствие того, что она молодая шведка, зараженная классическим отстраненным стилем своих более матерых коллег. Мертвенность ее картины отражает эмоциональную отрешенность главной героини, которая постепенно осознает, что имеет власть как над мужчинами, так и над женщинами, а собственная бесчувственность помогает ей это использовать.
Еще один выигрышный элемент - побочная линия с маленькой девочкой, которая осознает собственную сексуальность, что немного вторит недавней драме «Сорванец», посвященной осознанию ребенком своей гендерной идентичности, но разворачивается несколько по-другому, раскрываясь через основную тему фильма. Девочка, внезапно понимающая, что она растет и оформляется как женщина, пытается это использовать, так же как и ее старшая сестра манипулирует людьми, которые считают ее сексуально привлекательной. Они действуют на разных уровнях и не с одинаковой степенью умышленности, что режиссер разграничивает, подводя итоги их стараниям. «Обезьянки» кажутся очень нелогичным фильмом, но если начинать разбираться, то можно увидеть как тонко Лиза Аскан нащупала способы использования собственной власти и механизм ее осознания, как она уместила в каждый момент и кадр стройную холодную шведскую историю о том что каждое слово может являться элементом манипуляции, даже если произносящий его не осознает этого.
Виктория Бувье
Фотоальбом с размытым сюжетом
В рамках Санкт-Петербургского Международного Кинофорума в этом году демонстрировалась лента шведского режиссера и сценариста Лизы Асхэн. Не являясь частым посетителем фестивалей, а тем более любителем «фестивального» кино, - а избегая непонимания и конфузов, связанных с воцарившейся в мире арт-хаусного кино кросс-жанровостью, как мне кажется, стоит удобства ради отнести данную картину именно к этой разновидности полнометражных лент, - но желая хоть немного приобщиться к «высокому» или, по крайне мере, «нестандартному», за скромную плату приобрел билет на демонстрацию данного образца современного шведского кинематографа.
Прослушав в заполненном до краев зале кинотеатра вводное слово об авторе картины и, заодно, в чем-то дополненный, но все еще расплывчатый, пересказ слогана фильма: «She Monkeys is a modern western about power, sex, and creatures», наконец приступил к просмотру.
Избегая излишних описаний деталей, одновременно, тщетно стараясь не свести краткую аннотацию к ленте к навязываемому режиссером картины слогану, можно сказать, что «Обезьянки» - это история отношений двух девушек - гимнасток на лошадях, чьи мотивы сексуального и поведенческого характера с переменной остротой входят в резонанс с желанием признания на поприще спорта. Все это действо перемежевывается полной умиления историей морально-сексуального развития шестилетней сестры одной из героинь, блестяще отснятыми кадрами полустатичных пейзажей, редкими, но иногда приятно-неожиданными музыкальными вариациями и одной сценой совокупления лошадей.
Отдельно рассматривая визуальную составляющую картины, следует признать, - операторская работа - в плане технических аспектов - и режиссерская - в плане выбора ракурсов, составления композиций и отснятых пейзажей в целом - практически безупречна, - картина не переставая радует мой измученный компьютерной графикой глаз кино-обывателя.
Звуковое, в том числе и музыкальное, сопровождение ленты также на высоте, хотя режущая слух тишина, возникающая, иногда, на слишком большие промежутки экранного времени, чтобы их не заметить, слегка портит общее впечатление.
Однако, самой неудачной, по крайней мере в моем ощущении, составляющей картины стал, как и ожидалось, сюжет. Неудача сценаристов в попытке завлечь меня в происходящее на экране, как мне кажется, кроется в двух аспектах данного фильма.
Первый, как уже было мной упомянуто в начале рецензии, - это разновидность ленты. Присущая «нестандартному», в смысле отстраненности от мейн-стрима, кино сюжетная конструкция, полна, казалось бы, совершенно ненужных сценарных элементов, ходов и сцен. В дополнение к тому, на протяжении всего фильма некоторые диалоги и отдельно брошенные фразы постоянно выбивали меня из состояния осознанного самообмана в реальности происходящего на экране, - сильнее всего этот эффект проявляет себя во фразах шестилетней девочки, которая несмотря на весьма достойную актерскую игру, произнося фразы, написанные взрослой женщиной-сценаристом периодически ввергала меня в чувство, будто что-то здесь не так.
Вторым же аспектом, испортившим впечатление от картины лично для меня, стало то, что картина сама по себе рассказывает о темах лично мне не очень интересных; вкратце, можно сказать, что этот фильм от девушек, про девушек и для девушек, - и тут следует, наверное, уточнить, что как раз на девушек данный аспект может произвести диаметрально противоположный эффект нежели на меня, став одним из плюсов данной ленты.
Подводя итог, хочется сказать, - «Обезьянки» вполне могли бы стать для меня крайне симпатичным произведением искусства, если бы были выпущены не в формате киноленты, а в формате фотоальбома и, не обременяя меня своим сценарием, просто радовали своим внешним видом и визуальной атмосферой.
Итог:
6,5 из 10
по шкале «фестивального» кино.
Людям, не особо воспринимающим «кино не для всех», к коим, наверное, я себя отношу, к просмотру не рекомендуется.
JenkaAgapov
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.