Облако-рай
Скучная, тусклая однообразность провинциального городка. Чтобы обратить на себя внимание, молодой парень Николай "ляпнул", что уезжает к другу на Дальний восток. Что тут началось! И смех, и грех. Весь город принимает участие в сборах. Да с каким грандиозным размахом, словно едут всем городом. И даже чистосердечное признание Николая, что все это вранье, да и друга-то нет, не могут никого остановить в торжественной обстановке и Николая с музыкой выпроваживают из города...
Веселые похороны.
Позднее утро. Откидывая теплое одеяло в сторону, человек тихо, аккуратно встает, чтобы не потревожить пока еще полусонное состояние, и идет на кухню, где его встречают металлический блеск кухонных торговых марок и аромат хорошего кофе. Совершая маленькие рейды от холодильника к кухонному столу, он мастерит незамысловатый завтрак. Затем, шлепая босыми ногами, идет в гостиную и садится в мягкое, кожаное кресло, включает плазменный телевизор и погружается в мир новостей и сплетен. Изрядно насытившись теплым напитком и утренней дозой информации, он надевает строгий костюм и направляется на работу, проезжая через многоликие пробки. На работе он трудится, вкалывает, но не ради желания, не ради удовольствия, а ради прибыли, ради возможности купить еще один телевизор, еще одну машину, ну и загородный дом впридачу. Таким образом, человек, окружая себя такого рода прелестными вещицами, становится чуточку счастливее. По крайней мере, он так считает.
А ведь где-то есть совсем другая жизнь, жизнь, где никуда не надо спешить, где воскресным солнечным днем ты не дожидаешься важного звонка по поводу очередной сделки, а попросту не знаешь, чем себя занять. Именно о такой жизни и снял свой фильм Николай Досталь. Сюжет картины «Облако-рай» незамысловат и даже возмутительно прост. В конце недели молодой рабочий паренек, живущий в поселке, где кроме заводов да магазинов с обилием спиртных напитков, ничего больше нет, не находит себе места. Единственная актуальная тема для разговора - это погода, вот и пристает ко всем Коля, рассказывая каждому встречному, что по радио сегодня обещали дождь, а на самом деле стоит безоблачная погода. Но никто не реагирует, маленький городок словно вымер, спят все его жители. Никто не ждет от сегодняшнего дня чего-то нового, необычного, и это понятно: что может случиться в поселке, где покупка зонтика уже новость. Коля, пытаясь хоть как-то расшевелить своего друга Федя сообщает ему, сам себе удивляясь, что собирается уезжать к другу на Восток. Насовсем. Новость сразу возвращает к жизни Федю и его жену, а следом и всех обитателей городка, на время вырвав их из объятий постоянного сна. Шутка Коли воспринимается серьезно, потому что сами жители уже устали от этой меланхолии, им хочется праздника, гуляний, а проводы, чем не повод для радости, и Коля моментально становится героем этого дня. Постоянное бездействие породило в них удивительную способность - незначительное событие превратить во что-то очень важное. Картина жизни сразу же меняется.
Героиня Ирины Розановой достает из шкафа давно забытое платье, надевает вопиюще красные бусы и, выходя во двор, ловит удивленные взгляды односельчан, а сама же про себя напряженно думает: как бы не упасть на этих высоких туфлях. Осторожно обходить каждую ложбинку: навыки - то уже потеряны. Бабушки, сидящие на скамеечке, как два воробушка, вечно одетые не по погоде, вечно молчащие. «Вечно» - это слово подходит для них как никакое другое. Но даже они не пропускают столь знаменательное событие, потихонечку плетутся сзади всех, провожаю Колю. Герой Владимира Толоконникова, норовящий засунуть открытую банку шпрот в карман пиджака, да заодно прихватить бутылку водки, вдруг совершает благородный поступок - отдает Коле чемодан, тем самым, обрекая себя на вечное гниение в этих трущобах, ведь «чемодан - святое дело, без чемодана человек, как дерево - всю жизнь на одном месте». Федя, вдруг осознавший, что у него есть замечательный друг Колька, рассуждает о масштабе и берет все бразды правления относительно Колиного отъезда в свои руки, не замечая резко сменившегося настроения друга и не понимая, что это вдруг тот сочинил песню.
Сцена проводов напоминает похороны, автобус - катафалк, слезы, поспешное, суетное прощание, последнее видение по-своему близких Коле людей. Герой по сути принес себя в жертву, ведь мог же он вдруг хлопнуть по столу во время тихого прощания и сказать всем, что это сгоряча ляпнул, не подумав. Не прекратил проводы, не стал отстаивать свои виды на мебель. Только в финале картины Коля признается своей девушке, что «его на самом деле никто не звал», но уже поздно, процесс пошел, машина запущена и необратимо движется вперед.
Однако фильм не так прост, каким кажется на первый взгляд, это фильм - метафора, рассказывающий о трагических временах нашей страны. Весь поселок - это своеобразное олицетворение СССР. Режиссер хочет сказать, что СССР, как форма, существовать уже не может, что такая государственная организация уже отжила свой срок. Об историческом времени фильма свидетельствует календарь 1991 года, который постоянно сотрясается от ударов двери. Николай Досталь очень мудро и тонко предсказал будущее нашей страны. Аналогия проводится с легкостью, без натянутостей, так же как и Коля, Россия отправилась неизвестно куда. Сила масс, вдруг объединившейся в связи с Колиным отъездом, лихо подгоняет его и практически сама сажает героя на автобус. Коля на их фоне выглядит жалкой марионеткой, которой крутят, как хотят. И вот едет Коля в неизвестное будущее и с надеждой он смотрит не вперед, а назад, туда, где остались его прежние привычки, радости и воспоминания. Также мотив своеобразной гибели еще виден в закате, который символизирует не только конец дня, но и конец эпохи. Старая сумка с надписью «СССР - USSR» «мала, да и не отмоешь». И самое страшное, что предсказал Николай Досталь, так это то, что даже после отъезда Коли ничего не изменится. Этот мимолетный всплеск вскоре сойдет на нет, и героиня Ирины Розановой вновь наденет старую, выцветшую футболку, а бабушки будут сидеть на лавочке, прижавшись друг к другу лохмотьями. Так получилось и с нашей страной, после перестройки, всеобщей радости в связи с изменениями, наступила та же серость и обыденность. Жизнь лучше не стала.
Картина Николая Досталя пугает и поражает своей способностью предвидеть будущее. Нельзя сказать, что фильм актуален и по сей день, ведь ритм жизни изменился, однако до сих пор вопросы о погоде востребованы, люди жаждут перемен, провожают своих близких с широким размахом, а платье, некогда надетое на очередной Новый Год, висит в шкафу, завешенное полиэтиленовым пакетом.
Oktav
В кадре - обычный парень Коля. С первых минут этого очень короткого фильма (всего 1 час 15 минут) он так улыбается, что даже самый угрюмый зритель понимает: Коля очень любит жизнь. Любит бессознательно и неосмысленно. Как лопоухий щенок. Схожесть со щенком проявляется не только во внешности, но и в поведении - вроде бы и радуют нас щенята, но уж очень быстро надоедают.
Коля родился в глуши (мы часто видим ее, когда курим в тамбуре поезда). В очень глубокой, первозданной, провинциальной, захолустной, но при этом милой, тихой, дружелюбной и почти что родной (к сожалению, этого из тамбура не видно). И ничего с этим не поделаешь. Да и не надо. Да и не особо-то и хочется! Эта размеренность устраивает всех. Всех, кроме Коли. Вот он взял и «ляпнул», что уезжает. На заработки. К другу. На Дальний Восток. «Ляпнул» просто так, чтобы было, так сказать, о чем. Без каких-то задних мыслей. С этого момента начинается одна из самых добрых, грустных, настоящих и честных русских трагикомедий не только начала перестройки, но и вообще.
Колина безобидная хохма моментально превращается в снежный ком. Глубинка оживает. Расправляет плечи, наливает, и начинается. Вот уже и чемодан Коле нашли. Вот уже и вещи в этот чемодан сложили. Вот уже и всем домом на проводы скинулись. Вот уже и мебель распродана. А вот уже и нового жильца в Колину комнату заселяют. Все это делается с такой простодушной искренностью и откровенной радостью, что Коле не остается ничего другого, как действительно уехать. Бросить любимую девушку, которая давно воротит нос и тихо презирает. Бросить лучшего друга Федю, который давно сторонится непутевого и приставучего Колю. Бросить родной двор, который кроме оплеух ничего тебе не дал. И даже Колино признание в своем вранье уже ничего не изменит. Ведь на самом деле родной городок проводил Колю в тот самый момент, когда он решил неудачно пошутить...
А еще «Облако-рай» - это очень колоритные актеры. А еще «Облако-рай» - это очень своеобразная операторская работа. А еще «Облако-рай» - это необычные песни, которые сочинял сам Коля: «На небе облако-рай, пойди его угадай... Тоской и грустью лечусь, душой на небо я рвусь». И хочется нам того или нет (как в случае с Колей), но зачастую шаг вперед - это пинок под зад. Коле просто повезло - этот пинок он сделал себе сам.
А 14 лет спустя Николай Досталь сделал продолжение «Облака» - фильм «Коля перекати-поле».
max-s4erbina
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.