Обнаженная / Naked
Джонни — абсолютный антигерой нашего времени, холодный, циничный и грубый молодой человек «без руля и тормозов», разрушающий свою жизнь со скоростью реактивного самолета. Временами насмешливый, временами смешной, он может быть и страстным, и нежным…
«Обнажённые» (Naked) - кинофильм режиссёра Майка Ли, вышедший на экраны в 1993 году. Фильм получил два приза Каннского кинофестиваля, ряд других наград и номинаций.
Более верный перевод названия - «Нагие ».
Награды и номинации
1993 - два приза Каннского кинофестиваля: лучший режиссер (Майк Ли) и лучший актер (Дэвид Тьюлис)
1993 - номинация на приз «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля
1993 - приз за лучший международный фильм на кинофестивале в Садбери (Sudbury Cinéfest)
1993 - приз Metro Media Award кинофестиваля в Торонто (Майк Ли)
1994 - номинация на премию имени Александра Корды за лучший британский фильм (Саймон Ченнинг Уильямс, Майк Ли)
1994 - номинация на премию «Независимый дух» за лучший зарубежный фильм (Майк Ли)
1994 - премия Национального общества кинокритиков США (NSFC Award) лучшему актеру (Дэвид Тьюлис)
Творчество Майка Ли - яркий пример самобытного британского кинематографического искусства. Почерк указанного постановщика и сценариста сугубо индивидуален, с его помощью в демонстрации социальных и духовно-нравственных проблем английского общества Ли не пренебрегает резкими и неприглядными для глаза интонациями в изложении своих историй, жизнь «на дне» исследуется с предельной тщательностью и в детальном анализе. Режиссер избегает легких тем при воплощении своих оригинальных идей на экране, будучи всегда готовым эпатировать чопорного английского зрителя, окуная того с головой в реальную действительность, не ретушируя для ложной корректности общественные или внутриличностные конфликты, безжалостно и остро обозначая их в своих работах.
История Джонни, субъекта, паразитирующего на окружающих его людях, человека, обособленно существующего без четко сформулированных идей и оперирующего деформированными морально-этическими ценностями, который не ищет себе места в жизни, а элементарно плывет по течению, отдавая свою душу на откуп низменным инстинктам, подана Майком Ли предельно жёстко, без купюр, от нее веет безысходностью и фаталистскими настроениями. Падение главного героя происходит по неизменной нисходящей траектории, без шансов на возможное осознание совершаемых ошибок. «Обнаженная» - история слабого человека, приспособившегося жить болью и страданиями других людей, но одновременно беззащитного в своем одиночестве и убожестве собственного существования, история абсолютного антигероя, к которому зритель вряд ли сможет испытать сочувствие.
Майк Ли заключает нить повествования в серые, унылые декорации обшарпанных многоквартирных домов и тесных комнатушек бедных лондонских кварталов, временами перемещая действие в грязные, тёмные уличные переходы столичных трущоб. В пределах их символичных границ существует Джонни, словно энергетический вампир подпитывая в себе через личные трагедии других людей едва тлеющий огонь бесполезно растрачиваемых жизненных сил. В картине Майка Ли мы не увидим фотогеничных актеров или актрис, их внешняя обыденная неприглядность заключает в себе полную моральную опустошенность, безнадежно укоренившуюся в душах героев. Тем самым, режиссеру удается предельно плотно насытить атмосферу фильма настроением безысходности судеб своих персонажей, а злые сатирические интонации позволяют более эффектно воспринимать поднимаемую в ленте проблематику бесперспективности социального положения отдельных индивидуумов английского общества.
Обойти стороной игру одного из ярчайших британских актеров современности Дэвида Тьюлиса - значит, предать забвению половину самых лучших качеств работы Майка Ли. Выдающийся драматический исполнитель Тьюлис в роли Джонни крайне гармоничен, его безупречное, с предельной самоотдачей, нахождение в сложном образе вызывает искреннее восхищение, не дает возможности оторваться от созерцания происходящих с героем разрушительных психологических метаморфоз. Большая удача для меня - русскоязычный перевод, в котором мне довелось посмотреть картину, сначала несколько шокирующий богатым разнообразием и насыщенностью используемой переводчиками ненормативной лексики. Но ближе к середине фильма начинаешь понимать, что каждое слово и фраза совершенно к месту, нецензурные выражения перестают резать слух, добавляя дополнительной реалистичности воспринимаемой с экрана истории.
Музыкальное сопровождение Эндрю Диксона, ни на минуту не отпускающее от почти гипнотического воздействия своих меланхолично-депрессивных интонаций, уместно в каждом сюжетном отрезке, предельно слаженно с общей мрачной внутренней атмосферой фильма концентрирует зрительское внимание на мастерски сотканной искусным художником картине современного человеческого грехопадения. «Обнаженная» - прекрасный образец качественного британского арт-хауса с идеально выстроенной смысловой конструкцией сюжета. Знаковое кино.
8 из 10
посвящается Kasablanke
SuRRender
Во-первых, хочу отметить, что фильм также часто переводят как «Обнажённая», что мне не совсем нравится. И хотя я читала такое обоснование перевода, что де мол «обнажённая правда», но на мой взгляд «обнажённые» - точнее, потому что обнажённые люди - люди без прикрас.
Во-вторых, несмотря на то, что описание с Кинопоиска в этот раз близко к истине, я позволю придраться к слову «антигерой» Нет, если, конечно, понимать под героем человека в обтягивающем трико, который спасает мир от злодеев, то да - Джонни - антигерой. Но вот словосочетание «антигерой нашего времени» отсылает нас к произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», а кто там соответственно понимается под героем? Правильно, Печорин. Так вот, Джонни - это по сути Печорин нашего времени, ещё один из плеяды «лишних людей». Хотя он скорее ближе даже не к Печорину, а к бесовскому Ставрогину. В любом случае, в фильме есть что-то от «достоевщины». Болезненная атмосфера.
И много «маленьких людей»: девушка, которая сделала в 15 лет аборт, а теперь живёт в дымке марихуаны, ещё одна девушка в смешных шортиках, которая решила уехать из Манчестера и попытать счастья в Лондоне, забавная пара из Шотландии, которая пытается избежать правосудия и извращенец, который ужасно боится постареть, и ещё охранник, женщина в квартире напротив и много кто. И все от чего-то бегут: от прошлого, в будущее, от старости, от судьбы в конце-концов. И главное - у каждого есть причина.
А у Джонни причины (настоящей, не формальной) нет. Он тоже бежит: но от чего и куда? Бродяга, который ворует и носит с собой книги, читает у дверей офиса холодной ночью Библию, который знает, что настоящего нет, а есть только прошлое и будущее. Впрочем, и будущее тоже обречено - в 1997 нас ждёт Апокалипсис и объясняет это охраннику, который впустил его переночевать. Объясняет охраннику, что человек - это переходная форма, что дальше мы будем чем-то вроде потока энергии. И вообще - эта сцена с охранником лучшая в фильме. А дальше - опять бежит, опять круговорот людей. Женщина, которая через секс хочет вернуть молодость, девушка с необъяснимыми страхами, и опять его манчестерская подруга. И казалось бы, что нас ждёт классический хэппи-энд. Но нет, бег нельзя остановить. У бега нет причины, нет цели. Может это поиск правды, или поиск сочувствия, или просто образ жизни, или сама жизнь? В любом случае - никакой фальши.
10 из 10
Olivin
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.