Опасные связи / Les liaisons dangereuses
Жюльетта и Вальмон - супружеская пара со сложными отношениями. Они ищут в жизни острых ощущений и волнений, поэтому отношения на стороне для супругов обычное дело, а приобретенным сексуальным опытом они делятся друг с другом.
У них лишь одно табу: никогда не влюбляться в объекты сексуальных опытов! Но однажды Вальмон нарушает правило, влюбившись по уши в девушку, встреченную на лыжном курорте...
Трейлер (Youtube)
Фильм снят по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» (Les Liaisons dangereuses, 1782).
«Любовь - чувство, против которого мы бессильны, и благоразумие может помочь нам избежать его, но не победить» (Ш. де Лакло, «Опасные связи»).
Есть удивительный факт, который сложно объяснить. Можно прочесть хороший роман, проникнуться им, найти несколько экранизаций, пересмотреть их все и заметить следующее: два фильма могут довольно сильно отличаться от первоисточника, но при этом на один из них хочется от души поплевать с высокого дерева, а другой резкого отторжения не вызывает. Напротив, появляется желание абстрагироваться от книги и оценить картину как произведение, имеющее самостоятельную художественную ценность.
Как экранизация, работа Роже Вадима едва ли может быть названа блестящей. Сделав Мертей и Вальмона супругами, он сыграл с романом довольно дурную шутку; к изложению сюжета подошел весьма вольно, в результате чего исчезла пикантность, интрига. Но самое главное - перенос во времени получился неполным: герои живут в настоящем, но руководствуются понятиями прошлого. В итоге им сложно поверить, когда они начинают действовать в согласии с моральными принципами восемнадцатого века. Вадим не любуется порочностью своих героев и не выставляет их чем-то исключительным по обычным меркам. Он пытается рассказать историю под названием «Опасные связи», но о простых людях и простыми средствами - без пышности, вычурности и всяких там хитросплетений.
А вот как монохромный французский фильм конца пятидесятых с хорошим актерским составом, «Опасные связи» будут поинтереснее. В силу ярко выраженного духа времени картина, что весьма наглядно, больше нравится нынешним критикам, чем ее современникам. Тогда ее обвиняли в издевательстве над классикой, а сейчас восхищаются теплой ламповой атмосферой старого кино - се ля ви, интеллектуалов влечет антиквариат. Другое дело, что не любая старая вещь непременно становится культовой и попадает в Палату мер и весов - в ряде случаев халтура остается халтурой, есть на ней слой пыли или нет. К ленте Роже Вадима это, к счастью, не относится - она недурна, и даже если сюжет по сравнению с оригиналом может показаться слишком упрощенным, то, по крайней мере, стоит оценить прелестные зимние пейзажи, тройки с бубенцами, джазовый саундтрек и актерскую игру.
К Жанне Моро после релиза пришла мировая слава - ее мадам де Мертей в стиле nouvelle vague действительно неординарна, да и в соответствии с канонами жанра, актриса привнесла в роль что-то своё. Жерар Филип, сыгравший последнюю роль и скоропостижно скончавшийся от рака печени, изобразил несколько облагороженного, но всё же каноничного Вальмона. Наконец, Аннетт Вадим визуально хороша в роли мадам Турвель, но характер передан не особенно старательно.
Картина, безусловно, качественная, и сама по себе может быть оценена высоко, но как экранизация она занимает шестую строчку моего персонального хит-парада, посвященного роману де Лакло. Не будем забывать, что восприятие сугубо субъективно - кто-то поставит фильм на гораздо более высокую строчку.
Queen Kong
Само совершенство
Как-то боязно писать отзыв на шедевр, который совершенно не нуждается в том, чтобы его рекомендовали к просмотру. Возможно, именно по этой причине никто ещё не оставил здесь своей рецензии на него?
Этот фильм - совершенное произведение с тончайшим и удивительно целостным механизмом, в котором нет недостающих или, наоборот, лишних деталей и звеньев; где все поступки героев убедительны, а все их реплики тщательно выверены.
Можно расценивать фильм как блестящую экранизацию (и на мой взгляд - лучшую, при всей моей трепетной любви к кружевной версии Милоша Формана и зловещей версии Стивена Фрирза) романа Шодерло де Лакло. Роже Вадим весьма бережно обошелся с литературным оригиналом, последовательно перенеся сюжетные хитросплетения на экран, вдобавок к тому с кажущейся лёгкостью сумев передать дух романа. Умело пробалансировав между его эротической составляющей и между занудной и довольно очевидной моралью, режиссеру удалось не скатиться, с одной стороны, к пошлости, с другой - к тоскливой поучительности.
А можно расценивать этот фильм как самостоятельное произведение, как шедевр французской новой волны, как предвестника сексуальной революции 70-х. Не знаю, как Вадиму это удалось, но он потрясающе органично сочетает в этом фильме литературную основу эпохи рококо со своим уникальным авторским стилем режиссера эпохи постмодернизма, умудрившись, например, потрясающе поставить финальную сцену из романа с участием Вальмона и Дансени в окружении живых джазовых исполнителей, до бела накаляющих атмосферу своей музыкой. Аналогичный приём вы могли видеть у Вадима в финале его «И Бог создал женщину» с Бардо, и что-то подобное, только масштабнее (и утомительнее), будет использовать позже Кончаловский в своем «Романсе о влюбленных».
Что до исполнителей главных ролей, то их имена говорят сами за себя, и Вадим не допустил ни одной оплошности с выбором актеров.
Жерар Филип, который умер через полтора месяца после премьеры «Опасных связей», под занавес своей карьеры выдал, что называется, лебединую песню. Наконец, слава Тебе, Господи, увидеть его не в возвышенно-страдальческой положительной роли обаятельного и сентиментального героя-любовника. Вальмон - самый сложный и неоднозначный персонаж в всей этой истории, самый интересный. Не зря Форман его именем назвал свою экранизацию. Вальмон, бесспорно, тоже герой любовник, но лишенный подросткового обаяния, поверхностного героизма, слезливой сентиментальности. У Филипа Вальмон получился многогранным, с тончайшими нюансами характера, умный, изощренный, эротичный, аристократичный и совершенно... бесстрастный. Да, вот такое интересное прочтение (вообщем, в стиле Жерара Филипа) - коварный обольститель холоден и никогда не выпускает ситуацию из под контроля, идя на поводу у темперамента, - ничего в нем нет от вальмона-казановы Джона Малковича с его вызывающей распутностью и немного обезьяньей страстностью, или от жизнерадостного улыбчивого вальмона-повесы Колина Ферта, с наслаждением купающегося в удовольствиях.
Жанна Моро - выше всяких похвал, обольстительная, коварная, умная, незаурядная, словом, великолепная, - кого же ещё, как не её, было приглашать на роль мадам де Мертей? О, эта женщина! Страшная, но абсолютно неотразимая, с каким-то колдовским обаянием.
Жан-Луи Трентиньян - юный ханжа, узколобый лопух, со своими принципами буржуазной морали, усвоенной, конечно, от родителей, а потому ему самому до конца не понятной, но которой он старается стойко придерживаться из мелочного страха вызвать осуждение общества.
Аннетт Вадим - немного приторможенная, нерешительная, но в целом потрясающе светлая, нежная и трогательная, воплощение любви и чистоты. В отличии от Дансени/Трентиньяна, высокие моральные принципы её героини основаны не на страхе быть непонятой/отвергнутой обществом, а на собственном глубоком убеждении, на отвращении к обману и измене, на неприятии секса без любви, а любви - без верности и жертвенности.
Жанна Валери - она куда умнее и задорнее, чем Файруза Балк в экранизации Формана (у той вечно перекошено лицо от страха так, что кажется, её сейчас вырвет), и куда живее и непосредственнее, чем (не подберу более лаконичного эпитета) блондинко Ума Турман в «Опасных связях» Фрирза. Валери более всех виденных мною исполнительниц соответствует образу Сесиль, и становится жертвой интриг именно из-за своей неискушенности, а не по причине непроходимо коровьей тупости (как часто принято изображать).
Мораль романа осталась прежней, простой, как три рубля - бессмысленно тратить жизнь на поиск изощренных удовольствий и плетение интриг; в конечном итоге, даже если тебя не настигнет возмездие, ты всё равно останешься немощным и дряхлым, трагически одиноким неудачником. Жизнь без любви - неполноценна, душевная чистота - бесценна, телесная чистота и невинность - безумно привлекательна, не столько для её носителей, сколько для людей испорченых. Чистая любовь не выдерживает смертельного противостояния разврату, хитрости, злобе, интригам; она погибает, но победители неожиданно для самих себя не остаются в выигрыше. Их конечный удел - душевная пустота и смертельная тоска. Иными словами - спешите любить...
Почему именно этот роман режиссер решил адаптировать к современности? Наверное, Роже Вадиму показалось, что современные ему французы с их сексуальной раскрепощенностью и оригинальными экспериментами в этой области мало изменились с той поры двухсотлетней давности, когда общество имело свою жестко регламентированную классовую иерархию, дамы носили кринолины, мужчины - пудренные парики, и популярные любовные романы писались в модной эпистолярной форме. Какой бы ни была причина создания этого фильма, он определенно удался.
10 из 10
Прокофья_Людмиловна
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.