Опасный метод / A Dangerous Method

Опасный метод
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 02 Сентябрь 2011
Продолжительность: 1:33
Просмотрели: 3390

К психотерапевту Карлу Юнгу, практикующему нетрадиционные методы лечения, обращается молодая женщина Сабина, страдающая заметным расстройством психики. Без затруднений она общается с личным ангелом и выдуманным котом, но терапевтические сеансы, проведенные доктором, приносят плоды. Пациентке становится лучше, она начинает проявлять интерес сначала к психоанализу, а затем и к лечащему врачу. Их отношения становятся все более близкими, и Юнг чувствует, что начинает сомневаться в возможности семейного счастья и теории профессора Фрейда. © tvcok.ru

Дэвид Кроненберг: «Фанаты „Мухи" вряд ли сразу оценят „Опасный метод", но поклонникам Фрейда и Юнга фильм понравится».

Сабина Шпильрейн является одной из первых женщин-психоаналитиков, ее работа о сексуальном влечении как совмещения инстинктов деструктивизма и трансформации была представлена психоаналитическому сообществу еще в 1912 году. Однако впоследствии ее вклад в развитие психоанализа и детской психологии был забыт, и только в недавнее время, когда были найдены личные дневникам женщины, записи о ее лечении и их переписка с Юнгом и Фрейдом, о Шпильрейн заговорили вновь. Когда в 90-х годах писатель Кристофер Хэмптон увлекся психоанализом, он немало времени посвятил изучению отношений Юнга, Фрейда и Сабины.

Сценарий фильма «Опасный метод» был создан на основе пьесы Кристофера Хэмптона «Лечение разговором» (The Talking Cure), которая, в свою очередь, была написана в 2002 году по мотивам книги Джона Керра «Самый опасный метод» (A Most Dangerous Method), увидевшей свет в 1939 году, и изысканий Хэмптона на тему отношений Шпильрейн и двух известнейших психоаналитиков. Адаптацией текста пьесы для экранизации и созданием сценария занимался непосредственно сам автор Кристофер Хэмптон, неоднократно номинировавшийся на различные престижные кинонаграды за создание сценариев к фильмам и награжденный премией «Оскар» за сценарий ленты «Опасные связи».

Съемки, начавшиеся 26 мая, закончились 24 июля 2010 года и проходили в Вене, Цюрихе, Констанце, Кельне и Берлине.

Фильм «Опасный метод» стал третьей работой режиссера Дэвида Кроненберга, созданной им совместно с британским продюсером Джереми Томасом (после снятых ими ленты «Автокатастрофа» и экранизации книги Уильяма Берроуза «Обед нагишом»). Также эта картина стала третьим совместным проектом Дэвида Кроненберга и Вигго Мортенсен (после фильмов «Оправданная жестокость» и «Порок на экспорт»). Однако первоначально на роль Зигмунда Фрейда был приглашен Кристофер Вальц, но актеру пришлось отказаться от съемок у Кроненберга из-за занятости на съемках мелодрамы «Воды слонам!». Голливудская актриса Кира Найтли в рамках подготовки к роли изучила немало трудов по психоанализу и позже призналась, что ей было нетрудно играть роль Сабины Шпильрейн.

Кира Найтли о своей роли: «Я же актриса, а значит, я немного сумасшедшая».

Премьера фильма «Опасный метод» состоялась 2 сентября 2011 года на 68-м Венецианском кинофестивале. Позднее картина демонстрировалась на Международном кинофестивале в Торонто и Международном кинофестивале в Нью-Йорке. На российские киноэкраны лента выйдет 17 ноября 2011 года.

Бюджет картины составил 15 миллионов евро.

Картина «Опасный метод» была номинирована на «Золотого Льва», высшую награду Венецианского кинофестиваля, присуждаемую лучшим фильмам. Вигго Мортенсен был номинирован на премию Золотой Глобус 2012 как Лучший актер.

 

  • Дэвид Кроненберг учил Мортенсена «еврейской походке».
  • При подготовке к роли Вигго Мортенсен прочитал всю литературу о Зигмунде Фрейде и посетил его дом-музей в Вене.
  • Героиня Киры Найтли, лежа в постели упоминает стихотворение Лермонтова, в действительности это стихотворение А. С. Пушкина «Узник» 1822 г.
  • Фильм является экранизацией пьесы Кристофера Хэмптона «The Talking Cure» («Лечение разговором»).
  • Изначально на роль Зигмунда Фрейда был выбран Кристоф Вальц, но из-за съемок в фильме «Воды слонам!» (2011) ему пришлось отказаться.
  • Кристиан Бэйл мог сыграть Зигмунда Фрейда.

 

Награды и кинопремии

Кинопремия «Золотой глобус 2012»
Номинации: Лучший актёр второго плана - Вигго Мортенсен

Кинопремия «32-я церемония вручения национальной кинопремии Канады»
Победитель в номинации:
Лучший актёр второго плана - Вигго Мортенсен
Лучшая работа художника-постановщика
Лучший звук
Лучший монтаж звука
Лучшая музыка к фильму
Номинации:
Лучший фильм
Лучший актёр - Майкл Фассбендер
Лучшая режиссура - Дэвид Кроненберг
Лучший дизайн костюмов
Лучший монтаж
Лучшие визуальные эффекты

Кинопремия «38-я церемония награждения премии «Сатурн» за заслуги в области фантастики, фэнтези и фильмов ужасов за 2011 год»
Номинации: Лучшая киноактриса - Кира Найтли

Кинофестиваль «68-й Венецианский кинофестиваль (2011)»
Номинации: Золотой лев

 

Действие фильма разворачивается в начале XX века. Молодой психиатр Карл Юнг (Майкл Фассбендер) ведет свою практику в психиатрической клинике Цюриха и живет там же вместе со своей женой Эммой (Сара Гэйдон), ожидая рождения их первенца. Ученик и последователь Зигмунда Фрейда (Вигго Мортенсен), он начинает применять психоанализ для лечения своей новой пациентки - Сабины Шпильрейн (Кира Найтли). Под влиянием бесед с Карлом Юнгом психозы девушки отступают, и Юнг открывает ее для себя не только как пациентку, но и как молодую, красивую и умную женщину, а та в свою очередь начинает активно интересоваться новой методикой, оказавшейся спасительной для нее. Но к чему приведут эти беседы о сексуальности, садомазохизме и психоанализе?

«Осторожно, он кусается» ©

Эти слова сказал Зигмунд Фрейд об Отто Гроссе, бунтаре среди психоаналитиков, утверждавшем, что моногамия - не то, что нужно человеку, лишь в полигамии можно достичь удовольствия. По сути, Гросс всего лишь гедонист, но в то же время этому человеку принадлежат слова о том, что «истинно здоровым состоянием невротика будет сексуальная распущенность».

Не случайно я начала рецензию с такого импровизированного вступления об Отто Гроссе, ведь именно он оказал колоссальное влияние на научные и чисто житейские взгляды Юнга, даже больше, чем Сам отец психоанализа Фрейд. Именно он подтолкнул Юнга к мисс Шпильрейн, неуправляемой пациентке, заявившейся к нему в 18 лет в глубокой депрессии, смешанной с суицидальными и мазохистскими наклонностями.

Перейдем непосредственно к фильму. Швейцария. Цюрих. В клинику, к Карлу Густав Юнгу, молодому, перспективному и недавно женившемуся специалисту-психоаналитику привозят молодую пациентку в ужасном состоянии. Девушка истошно вопит и не желает подчиняться. Юнг решает протестировать на бедняжке новую методику - психоанализ, изобретенному Зигмундом Фрейдом, выдающимся австрийским психоаналитиком. Суть психоанализа заключатся в следующем: пациент беседует с врачом о своих мыслях, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего врач пытается сделать заключение о тех бессознательных конфликтах внутри человека, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и пытается объяснить их пациенту, дабы разрешить проблему. Подопытной оказалась Сабина Шпильрейн, русская еврейка, пережившая побои отца и насмешки людей, но она находит в них удовольствие. «Неужели все неврозы имеют сексуальную почву?», этим вопросом задается Юнг, и на что Фрейд ему решительно отвечает, да, несомненно. Через какое-то время, новый метод лечения дал свои плоды, Сабине становится лучше, и тут Юнг замечает, что она оказывается интересная личность, умная, хоть и безумная. И тут, вышеупомянутый Отто Гросс заявится в клинику и расставит все на свои места. Неужели Юнг не спит с пациентками, надо это исправить! Будучи харизматичной личностью он убеждает Юнга, что в удовольствие - это не страдание, то, чего ты вожделеешь, можно взять и получить. Юнг так и сделал, как говорится, пришел, увидел, победил. В последствие всем трем участникам придется в жизни пережить немало, и мы знаем из истории, как сложатся их дальнейшие судьбы, но то, что любовь Юнга и Сабины подлинна и одновременно противоречива и безумна, сомнений не возникает.

Фильм снимал любитель всех этих психологических «штучек» канадец Дэвид Кроненберг. Зная его неравнодушие к данной проблеме, которая не раз поднималась в его других работах, порой завуалированная под маской фантастики, ожидалось увидеть нечто взрывное и опасное. Два мастодонта психоанализа Фрейд и Юнг, бунтарь и заводила Гросс и между ними безумная и прекрасная Сабина Шпильрейн. Но, подлинной глубины в данной картине я не увидела. Центром событий режиссер сделал Сабину, а у Киры Найтли не хватило мастерства преподнести ее нам в «цепляющем» виде. Виновата она и никто другой, ибо для сильной женской роли были все предпосылки: тут тебе и реальный прототип и прописанная роль, и маститый режиссер, и прекрасные партнеры. Бесконечное выпячивание челюсти и истошные вопли лишь утомляли и не вызывали никакого сочувствия. Мужская половина фильма сыграла на ура. Вигго Мортенсена за удачное исполнение не хвалил только ленивый, и актер получил свою номинацию на Глобус, ничем ему не уступает «горячий» парень года Майкл Фассбендер, ну и, конечно же, хочется отметить Венсана Касселя, безупречного сыгравшего роль развратника-интеллектуала.

Взгляды Фрейда можно критиковать за развратность, но можно уважать за смелость. В общем, фильм хороший, атмосферный, передающий дух времени и даже познавательный, за это ему

7 из 10

Bonnie Castle

Двойственно.

«Опасный метод» заинтересовал меня давно, таки фильм об отцах психоанализа, должно получиться нечто очень смелое и в умелых руках(а Дэвид Кроненбрег, на мой взгляд, обладает парой таковых) может получиться нечто выдающееся. Так что разумеется, я помчалась в кинотеатр - как только так сразу.

Скажу сразу, воспевать хвалебные оды этому фильму сложно. Ему не хватает как будто бы самой малости до того, чтобы стать по-настоящему отличным, и ее не хватает по всем фронтам.

Сюжет. Я ожидала другой истории. Возможно, более страстной, возможно, более пропитанной чувством, чем-то очень фрейдистким, хотя честно скажу - этого в фильме достаточно, просто воспринимается не с того ракурса. Я ожидала Фрейда и Юнга на первом плане, как пару партнеров, исследователей. Я ожидала фильм-историю болезни, и опять же, очень сложно спорить с тем, что это не так, но - чего-то определенно не хватает в таком вот режиссерском видении.

Да, это история Сабины Шпильрейн, показанная через призму Юнга и его личного мира, но как ни удивительно, к его личности не чувствуешь особенного интереса. Конец также оставил двойственное впечатление - с одной стороны, он меркнет по сравнению с очень сильным началом и кажется откровенно слабым, но с другой - олицетворяет в чем-то весь фильм и кажется его разумным окончанием, так что, пожалуй, таки без претензий; вообще фильм воспринимается по-другому по прошествии некоторого времени. Сразу после сеанса я была чертовски недовольна концом.

Актерская игра. Майкл Фассбендер недоиграл, недотянул, недораскрыл. Несмотря на доминирующее экранное время, он кажется вторичным на фоне Фрейда, которого, имхо, блестяще сыграл Мортенсен. Я ждала моментов с ним, как глотка воздуха. Вообще, в этом фильме приоритеты зрителя(в моем лице точно) как-то смещаются - мне не очень интересна главная линия, Юнг и Шпильрейн, зато линия Фрейд-Юнг и Фрейд-Шпильрейн вызывает недюжинный интерес. Потрясающе ему удалось воплотить образ одержимого тонной сексуальных и душевных комплексов врача с вечной сигарой в зубах. Понравился чрезвычайно. Верю. Поклон.

Самая спорная роль, разумеется, у Киры Найтли, сыгравшей пациентку Юнга Сабину Шпильрейн. Кто-то прочит ей номинацию на Оскар, кто-то - говорит, что она была.. мм, смешна. Я бы сказала, что она ходит по грани. Очень странно было на нее смотреть. В начале фильма она играет куда сумбурнее, хотя, возможно, так и было задумано, но к концу становится все цельнее со своей героиней. Мне сложно оценивать ее игру, но одно могу сказать точно - запомнилась; возможно, даже потрясла. Понравился Венсан Кассель - в своей небольшой, но впечатляющей роли полигамиста и «анархиста психоанализа» Отто Гросса. Убедителен чрезвычайно.

Прочее, Прочее. Мне фильм понравился. То есть произвел впечатление, оставил след, запомнился. В нем отличные диалоги, умные, пропитанные психоаналитикой, предельно откровенные, эмоциональные; надеюсь, русский дубляж этого не убьет. Хорошая музыка Говарда Шора. Мне понравилось, что фильм заставляет думать о вещах, о которых обычно не думаешь - о своем темном «я», о всех.. извращениях человеческой природы, о грехе, о смерти. Иногда, пожалуй, стоит уделить этому немного времени. У «Опасного Метода» получилось создать тревожную и немножко стыдливую атмосферу, такую, когда хочется отводить глаза от людей, сидящих с тобой в зале, и это ценно - свидетельствует о несомненной силе фильма.

Итого. Разумеется, фильм на любителя, причем даже среди любителей - на более «узкого» любителя, массовому зрителю такие фильмы смотреть не нужно; в своем роде уникальный, и таки сильный и цепляющий, с достойной актерской игрой и хорошим послевкусием.

Пожалуй, рекомендую, несмотря на всю спорность и двойственность.

8 из 10

llaputa

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Паук

Драма, Зарубежный фильм
Дата выхода: 21.05.2002

Порок на экспорт

Детектив, Драма
Дата выхода: 08.09.2007

Обед нагишом

Биография, Драма
Дата выхода: 27.12.1991
Показать больше

Комментарии

Zzzoyi
От пользователя Zzzoyi:
Не устаю удивляться многогранности игры Киры Найтли..Откуда в такой хрупкой девушке такая сила перевоплощений, такой Талантище. Ее серьезные роли без сомнений радуют “Герцогиня”, “Анна Каренина”, “Доктор Живаго”, а теперь еще и этот фильм.. Смотрю на ее игру и верю каждому жесту, каждому взгляду.. Просто снимаю шляпу.Браво, Кира!!!
16:12 / 11.10.2014
Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.