Остров сокровищ / Treasure Island
Экранизация знаменитого романа Роберта Льюиса Стивенсона "Остров сокровищ". Джим Хокинс и его мать живут под Бристолем и держат гостиницу. Однажды среди постояльцев появляется загадочный Билли Бонс. В подпитии он рассказывает о несметных сокровищах и ужасном человеке на деревянной ноге, который преследует его. После того, как Бонса навещают несколько подозрительных типов, он умирает от сердечного приступа. В сундуке, оставшемся после него, Джим обнаруживает карту. Мальчик показывает находку двум джентльменам: они уверены, что карта показывает путь к кладу легендарного капитана Флинта, и снаряжают корабль на поиски сокровищ. Джима берут в путешествие юнгой. На корабле мальчик знакомится и начинает дружить с моряком с деревянной ногой.
Идеальной экранизации «Острова сокровищ» нет - это такая же абстракция, как идеальный газ. Но есть ряд хороших экранизаций, несмотря на разные недочеты, и к числу любимых я отношу эту старенькую ленту Флеминга.
Откровенно говоря, я никогда не представляла себе Джима блондином, но Джекки Купер так очарователен с этим своим «bless my soul!», что просто не может не полюбиться. Уже первые несколько персонажей отчетливо демонстрируют замечательную тенденцию почти полного соответствия книге. Неимоверно тонко подобраны детали: сиплый голос Билли Бонса, сабельный шрам и громкое сопение; бледное, землистое лицо Черного Пса и отсутствие двух пальцев; козырек над глазами и лохмотья Пью.
Доктор Ливси - симпатичный щеголь в белоснежном, идеально уложенном парике. Какой резкий контраст с оборванными матросами! Эдакий метросексуал образца 18 века. Трелони может похвастаться черными бровями, выдающими «не злой, но надменный и вспыльчивый нрав», как писал Стивенсон. Смоллетт - образец добропорядочного, хоть и строгого, капитана. Бен Ганн, не упускающий случая ущипнуть Джима за щеку, - обросший и загорелый, да к тому же лишившийся нескольких зубов: глядя на него, охотно веришь, что этот человек три года сушил сухари на необитаемом острове!
А на десерт я оставила Джона Сильвера. Единственный минус - это злополучная нога: опять правая вместо левой. Но вот всё остальное заставляет плясать от восторга: начиная с подпрыгивающей походки и заканчивая, цитирую, «широким, как окорок, плоским и бледным, но умным и веселым лицом». Да, ни один другой Сильвер не был так похож на окорок, точно вам говорю. А уж мимика Уоллеса Бири - это что-то за гранью добра и зла. Между прочим, в двадцатых годах Бири пробовался на роль Израэля Хендса в немой еще тогда экранизации Мориса Турнёра. Моряка он так и не сыграл, но зато спустя четырнадцать лет стал коком-квартирмейстером-капитаном Сильвером.
Даже второплановые персонажи у Флеминга подобраны идеально: хитрые и злобные О'Брайен и Израэль Хендс, подтянутый Хантер, похожий на Богарта (на самом деле, это Фрэнк Данн)... Хоть фильм и черно-белый, я уверена, что даже попугай Сильвера был на самом деле зеленым.
С сожалением отмечаю недостаток, свойственный, однако, всем экранизациям «Острова сокровищ» - вместо шхуны мы имеем трехмачтовый корабль с полностью прямым парусным вооружением, если не считать контр-бизани. Не исключено, кстати, что последователи повторяли за Флемингом, полагая, что он-то наверняка знал, что делал. Ну да ладно, как говорится, «зато красивая».
Сам остров сокровищ экзотичен донельзя: дендрарий и зоопарк в одном лице. С момента высадки экипажа начинаешь ощутимо жалеть об отсутствии цвета (с другой стороны, уж лучше монохром, чем такой «Техниколор», как в «Волшебнике из страны Оз» того же Флеминга). Скалы, пещеры, вечнозеленая растительность - всё на своих местах. Форт, как и положено, бревенчатый, окружен частоколом. А как хороши сокровища! Создатели картины слегка пофантазировали на тему скромной «груды золотых монет и слитков», и надо сказать, получилось здорово.
Чтобы рецензия не была совсем елейной, поговорим о недостатках. Джим получился слишком эмоциональным - разводит влагу по поводу и без. Конечно, предательство Сильвера оказалось неприятным сюрпризом, но стоит вспомнить, что изначально Джим коку не доверял, и в общем говоря, печальная правда не должна была шокировать сообразительного парня, умеющего сложить два и два.
А еще не понравилось отсутствие сцены с черной меткой Сильвера, где он должен был продемонстрировать свое чувство юмора и умение владеть собой. Сцена важная, и присутствует почти во всех экранизациях. Ладно бы хронометраж не позволял, но, как показывает практика, уж двух-то часов достаточно для довольно подробного пересказа книги...
Тем не менее, несмотря на расхождения с книгой, порой доходящие до размера существенных, версия Флеминга заслуженно считается (не только мной, разумеется) одной из лучших адаптаций «Острова сокровищ» Стивенсона.
Ретро остров (Пересматривая экранизации одной книги из детства)
Итак, пересмотры зарубежных воплощений «Острова сокровищ» начал с американской экранизации 1934 года, фильм был снят Виктором Флемингом, между прочим одним из будущих режиссёров оскароносных «Волшебника страны Оз» и «Унесённых ветром», также в актёрском составе оказалось немало заслуженных и премированных деятелей. Ну и в целом фильм мне понравился. Отступления от книги минимальные, добавления того, чего в книге не было (попросту - отсебятины) тоже не смертельные. А в итоге получилось довольно органично вместить всё повествование в удобные сто минут экранного времени. При этом избежали сумбурности, которая была в нашей экранизации 71-го года, и в тоже время фильм сделали живеньким, пролетает, как говорится, на одном дыхании.
По персоналиям. Джим здесь десяти-двенадцатилетний мальчик, ровесник Джима имени Фёдора Стукова отечественной трёхсерийки. Мальчик производит впечатление весьма наивного и достаточно эмоционального типа. Пару раз он даже пускат слезу, что впрочем не кажется чем-то неестественным, особенно в трогательной финальной сцене прощания с Сильвером.
Сам Сильвер сыгран Уоллесом Бири, который также являлся к тому времени лауреатом премии Оскар, а впоследствии ещё получил медаль на, не последнем по своему статусу, Венецианском кинофестивале за роль в фильме одногодке «Острова». Сыгран надо заметить прекрасно и почти блестяще. Богатая мимика, постоянно меняющееся выражение лица, ярко передаваемые эмоции. Сейчас может показаться несколько театрально, но в целом живо и вдохновенно.
Также довольно экспрессивно исполнен персонаж Билли Бонса, сыгран он ещё одним оскароносником - Лайонелом Бэрримором. Исполнен на ура, его Бонс наводит в трактире шороху в соответствии с текстом Стивенсона, Он пугает постояльцев своим напором, криком, заставляет распевать с ним песни, надирается и так далее. Ещё одна сверхэмоциональная роль. Остальные в принципе особо не выделялись, но и из ансамбля не выпадали.
Ещё пара моментов. Понравилась смерть слепого Пью, которого не только красиво сшибли (спасибо каскадёру за жёсткую сцену), но и крупным планом переехали каретой. Весьма откровенно, тем более для фильма 34-го года. Бен Ганн опять какой-то придурок, я понимаю, что три года одиночества накладывают отпечаток, но не до такой же степени. И опять отсутствует отец Джима. Я, наверное, так его нигде и не увижу.
Ну и подводя итог, хочу сказать, что актёры в фильме могут показаться сильно переигрывающими, а кое-где и кривляющимися. Тут нужно иметь в виду, что в 34 году звук только совсем недавно проник в кино и актёры в основном там были те, кто начинал свою экранную жизнь в кино ещё немом, где в отсутствии речи эмоции нужно было передавать, чем осталось, т. е. мимикой, жестами, позами. Навыки игру соответственно были теми же. Так что не следует данное кино за это ругать.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.