Овсянки
Кто мы и зачем пришли в этот мир? Этот философский вопрос неоднократно задает себе Мирон Алексеевич, который едет хоронить любящую жену Татьяну в места, где они находились в медовый месяц. В воспоминаниях о прожитых с ней счастливых годах, директор фабрики неоднократно ловит себя на мысли, что он упустил в их взаимоотношениях много важного. А особенно, это ощущение безграничного счастья, которое им давалось обоим от путешествия, древних обрядов и традиций финского племени мери, к которому принадлежит её семья, история и культура. © tvcok.ru.
«Овся́нки» - российский драматический фильм 2010 года режиссёра Алексея Федорченко. По одноимённой повести Дениса Осокина, которая была опубликована в 2008 году в журнале «Октябрь» под псевдонимом Аист Сергеев. Фильм представлял Россию в конкурсной программе 67-го Венецианского кинофестиваля, где удостоился нескольких призов.
Фильм снимали в Коми, на Волге и на Урале.
Съёмки и премьера
Создание фильма финансировал продюсер Игорь Мишин, так как «в Минкульте сочли сценарий „Овсянок" порнографическим». Помимо Горбатова и Нижнего Новгорода, съёмки проходили в Екатеринбурге (сцена на мосту в финальных титрах) и в посёлке Кослан Удорского района Республики Коми (в фильме представлен как город Нея).
В начале лета 2010 года показ «Овсянок» был заявлен на «Кинотавре», но картину в последний момент отозвали. Отборщики Венецианского фестиваля поставили режиссёру условие: или «Кинотавр» в июне, или Венеция в сентябре. Картина представляла Россию в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, где имела успех: «Сам Тарантино, великий и ужасный, демонстративно аплодировал стоя на премьере российской картины».
В международный прокат фильм попал под названиями «Тихие души» (на английском языке) и «Последнее путешествие Тани» (на французском языке). Название «тихие души» взято из текста повести, по которой был снят фильм: «Народ странноват тут - да. Лица невыразительные, как сырые оладьи. Волосы и глаза непонятного цвета. Глубокие тихие души. Половая распущенность. Страсти не кипят. Частые разводы, убийства и самоубийства не имеют видимых оснований».
Награды и номинации
67-й Венецианский кинофестиваль (2010):
Приз «Озелла» за лучшее изобразительное решение (оператор-постановщик Михаил Кричман)
Приз FIPRESCI (Международная федерация кинопрессы)
Приз Экуменического Жюри (Жюри, состоящее из представителей различных конфессий)
Почетная Премия Назарено Таддеи (учрежденная в 2007 году по случаю годовщины смерти итальянского режиссера, ученого и проповедника Назарено Таддеи)
Приз «Золотая Мышка» (Международная Ассоциация OnLine Кинокритиков)
Международный Кинофестиваль стран АТР во Владивостоке «Меридианы Тихого» (2010):
Приз за лучшую режиссёрскую работу
Открытый Фестиваль Кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» (2010):
Приз за лучшую режиссуру
Кинопремия "Ника" (2011)
Лучшая музыка к фильму - Андрей Карасёв
Лучшая сценарная работа - Денис Осокин
Альтернативное описание:
Когда-то в Северном Поволжье существовало финское племя «меря», люди этого племени верили в безграничную власть воды, в ее исцеляющие и возрождающие качества. Аист Сергеев, один из главных героев, пытается восстановить обряды и традиции «меря», и верит, что есть жизнь после смерти в воде. С ним соглашается и Мирон, у которого умерла жена Татьяна, и решает ее предать воде, чтобы отправить в другую жизнь. Маленькие птички овсянки, или лесные воробьи, помогают героям осуществить ритуал и проводят к реке Нее. Фильм полом мистики, перемежающейся любовными сценами, этническими песнями и сюжетами из обычной деревенской жизни. Это драма о любви и смерти, о вечности после смерти и мимолетности земной жизни. © Fast-Torrent.ru
Альтернативное описание 2:
Мутная часть реки
Рассказ о жизни и обычаях потомков когда-то жившего в Северном Поволжье финского племени мери полон философских измышлений о смерти, медитативной грусти, задумчивых метафор и провокационно-эстетских замечаний на тему женщин. Сделано все это довольно красиво - снято так, что создается впечатление созерцания неспешного течения реки, завораживающего своей красотой и естественностью. Но после просмотра выясняется, что эти ощущения лишь зрительны, и фильм оставляет чувство дежа вю с легким привкусом гнили.
Иначе говоря, «Овсянки» представились мне расчетливо снятой для фестивальной Европы картиной. Отмирающие обычаи, поглощаемые мегаполисами старые города где-то между Окой и Волгой, старики с бесцветными голосами, отравление суррогатной водкой, потому как «тоска заела» - все это до того наполнено извечной русской печалью, что хочется выбежать на улицу и разрыдаться «на плече» у ближайшей березы, не забыв перед этим забежать в магазин.
Но, помимо столь актуальной сейчас в отечественном авторском кино темы прощания с деревенской Россией, в картине присутствует довольно своеобразный взгляд на любовь к женщине, к ее духу и, в большей степени, телу. Красота в этих словах и кадрах безусловно есть, но и грязь в них тоже есть. По крайней мере на мой взгляд, не получилось здесь этнической простоты в отношениях мужчины и женщины, естественных и прекрасных. Не увидела я чистого и всеобъемлющего чувства, которое и должно спасти нас от горечи смерти и помочь предаться светлой печали, сознавая неизбежность утраты.
Вопрос о смертности любви, пожалуй, самый интересный среди прочих, поставленных фильмом, но кроме самого вопроса и четкого ответа на него, ничто в картине не является почвой для размышлений на эту тему. В остальном же мысли сосредоточены на смерти, как на неизбежном конце, вот только у мерян свое видение слова «конец», которое, возможно, и затронет того, у кого не сложится впечатления, что «Овсянки» снимали изначально с претензией на великое, чтобы было непонятно, неспешно и грустно, как в настоящем киноискусстве. А на мой взгляд, уж больно мудреная (или даже скорее мутная) это философия для сказки.
aftsa
Поединок между рецензентом и режиссёром
Скажите много ли найдётся режиссёров, которые «развели по полной» знаменитое жюри фестиваля? Я имею в виду «Первые люди на Луне» Алексея Федорченко. Поэтому, когда перед вами его следующее творение... «Овсянки»...
Смотри внимательно и не окажись таким же дураком, как вышеупомянутое жюри.
Ведь рецензент и режиссёр противники в каком-то смысле. Поэтому, Федорченко - очень непростой персонаж. Смотришь этот фильм и думаешь - тебе дают вот такой материал, но это ж от Федорченко...
Давайте я спрошу у всех, кто читает эти строки, видели ли они народность меря, действительно ли там такие обряды. Правда ли они живут, как в фильме. Кстати, не знаю, может и правда.
Но дело ж не в этом, а в эстетическом посыле. Не кажется ли вам, что всё это похоже на «Первых людей на Луне»?. Лукавый Федорченко опять обманывает всех. Не было никого на Луне и меря нет - ребята, тупые вы все, вместе с вашим Тарантино.
Хотя меря может и есть и про Тарантино не знаю - чему он там аплодировал, может и по делу.
Как у этого Мирона жена умерла, может он её задушил? Может. Странно как-то - он об этом факте сообщает персонажу по имени Аист. Сухо так: «Умерла моя жена - Танюша». Имя говорит. Как будто у него много жён. А этот Аист его давний друг, разве имя говорят в таких случаях.
Аист знал коротко и Мирона и жену, с которой, возможно, у него была симпатия и несостоявшийся роман. Мирон его называет на Вы, что тоже странно, знают же друг друга 20 лет.
Конечно, коробят, фразы: «Все три дырки я у неё оприходовал. Это я дымлю.»
Авторский текст поясняет - так положено о покойнице говорить, только когда она умерла, но ещё не погребена, в другой ситуации нельзя. Покойницу в этой стадии называют веретенницей. Ну, в общем, принимается, коли так.
Ещё чисто моё личное впечатление - как надоели фильмы про хреновую российскую погоду. Но это уж моё личное. Извините.
6 из 10
Про любовь же. Которая и правда главнее всех, как говорится в последних кадрах фильма.
bealex50
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.