Параджанов
Режиссер Сергей Параджанов создает прекрасные фильмы. Его нон-конформистское поведение входит в противоречие с Советской системой. За свою эксцентричность он попадает в тюрьму. Его нерушимая любовь к красоте позволяет ему устоять в годы тюремного заключения, изоляции и забвения.
Кинофестиваль «48-й МКФ в Карловых Варах»
Номинации: Главный приз программы «К Востоку от Запада»
Кинофестиваль «16-й международный Таллинский кинофестиваль "Темные Ночи"»
Победитель в номинации: Специльаный приз жюри
Номинации: Гран-при
Гений забитых предков
Он словно бабочка в огне...
Спустя всего лишь три месяца после мировой премьеры в открытом доступе появился фильм, который Украина выдвинула на премию «Оскар». «Параджанов» - один из самых дорогостоящих и долгожданных украинских фильмов, работа над которым шла без малого пять лет. Кино, снятое в двух версиях (на украинском и русском языке), уже прошло в местном прокате (собрав там сущие крохи), но, похоже, не дождётся столь же уважительного отношения в России. И это будет вдвойне досадно, поскольку не обласканный фестивальными наградами фильм, оказался, на удивление, душевным и совсем не чуждым поэтической образности. По ходу просмотра мне не раз вспомнились «Полторы комнаты» - байопик Андрея Хржановского об Иосифе Бродском и даже работы Шванкмайера.
Эксцентричный фантазер Параджанов, снявший «лучший украинский («Тени забытых предков») и армянский («Цвет граната») фильмы», как мало кто другой натерпелся от советской власти, упрятавшей его в колонию строго режима по сфабрикованному обвинению в мужеложстве. Он подорвал в зоне здоровье и утратил добродушный взгляд на мир, но не потерял профессиональные навыки и оригинальное кинематографическое видение, почти триумфально вернувшись в кино спустя полтора десятка лет. После смерти о нём было снято уже несколько документальных картин, и вот впервые появилась игровая лента, мировая премьера которой без особого шума состоялась этим летом на МКФ в Карловых Варах. Меж тем уже сам факт появления байопика о выдающемся режиссёре заслуживает, по меньшей мере, того, чтобы с ним ознакомиться.
Стремление авторов-постановщиков - украинки Елены Фетисовой и французского армянина Сержа Аведикяна (исполнившего заодно главную роль) - найти поэтический язык, адекватный личности маэстро, представляется едва ли не главным достижением картины. Среди активно используемых тропов лично мне очень понравился приём «внедрения» Параджанова в кадры его двух самых знаменитых фильмов, где он даёт наставления актёрам - Ивану Миколайчуку и Софико Чиаурели, как правильно себя следует вести перед камерой. В других комбинированных сценах остроумно обыгрывается страсть Параджанова к коллажам, неимоверное количество которых он создал в те годы, когда был насильственно отлучен от кино.
Параджанов часто использовал для них фотографии, и Аведикян с Фетисовой придумали остроумные «аппликации» в духе маэстро. В одном случае Параджанов вырезает глаз в гигантском портрете Брежнева, закрывавшем стену жилой многоэтажки на время празднования Первомая, и наблюдает оттуда за происходящим на улице, в другом - забирается на плечи Генсека. Вряд ли такие выходки имели место в реальной жизни, но, главное, что они вполне соотносятся с эпатажными провокациями режиссёра, любившего шокировать окружающих.
Однако, найдя форму высказывания, соответствующую своему «эпацентрическому» герою, во второй части сорежиссёры почти полностью отказались от коллажных образов, ограничившись традиционными мизансценами, разыгранными с помощью актёров. То ли у них иссякла фантазия, то ли средства на её реализацию, но если бы предложенная вначале полистилистика получила развитие в дальнейшем, то фильм бы ещё больше поднялся в цене. Особенно сейчас, когда кино переживает период крайнего оскудения кинематографического языка, и любые - пусть даже не во всем удачные - попытки его разнообразить пошли бы только на пользу.
Выход этой картины в какой-то мере приурочен к 90-летию Параджанова, которое будет отмечаться в следующем году. Украинские кинематографисты, допустившие в 1960-е годы травлю режиссера-чужака, и в то же время своего коллеги, после того как он снял шедевр, принесший студии имени Довженко рекордное количество призов, завоеванных на разных международных фестивалях, решили в каком-то смысле извиниться и наконец-то реабилитировать того, кто стоял за этим триумфом. Собрав по европейским сусекам почти два миллиона евро, они сняли кино, которое украсило бы афишу любого фестиваля или кинотеатра, работающего не с попкорном, а именно с арт-фильмами.
Малов-кино
Пока соседи-россияне в очередной раз пытаются достучаться до американских киноакадемиков, отправляя который год подряд военную драму - от России в этом году на «Оскар» едет фильм Федора Бондарчука «Сталинград» - Украина выбрала биографическую ленту о всемирно известном режиссере. Украинский Оскаровский комитет, созданный при Ассоциации продюсеров Украины, выбрал для соревнования за премию Американской академии кинематографических искусств и наук в номинации «Фильм на иностранном языке» киноленту «Параджанов» режиссеров Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна, которая обошла в голосовании «Вечное возвращение» Киры Муратовой и «Хайтарму» Ахтема Сейтаблаева. Стоит отметить, что ежегодно около 60-ти стран отправляют свои фильмы, которые рассматриваются Академией и в результате голосования 5 счастливчиков становятся официальными номинантами. Украина неоднократно отправляла своих претендентов, но в заветную пятерку, ни один из украинских фильмов пока еще не попадал. На сегодняшний день фильм Аведикяна и Фетисовой стал самым дорогостоящим украинским кинопроектом, а на Одесском кинофестивале 2013 года «Параджанова» назвали лучшим украинским фильмом.
Сергея Параджанова называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм». Творчество режиссера не очень жаловали в Стране Советов, но при этом уважали на Западе. С распадом Союза наступило время признания, когда из диссидента он стал уважаемым культурным деятелем - его произведения давно считаются шедеврами мирового кинематографа, ему посвящают трактаты, основывают институты, изучающие творчество и снимают фильмы. После чреды документальных лент пришло время, когда о гении и эксцентрике Параджанове сняли полноценный байопик.
Чего-то экстраординарного в фильме не обнаруживается - это стандартная биографическая лента плавно, рассказывающая о творчестве и жизни режиссера, начиная с периода, когда он занялся съемками экранизации повести Михаила Коцюбинского, поставив «лучший украинский фильм» - «Тени забытых предков». Самый противоречивый сегмент биографии, когда режиссера посадили по обвинению в мужеложстве авторы аккуратно обходят, не сильно роясь «в грязном белье», давая зрителю самому решить «в меру своей распущенности» насчет личной жизни режиссера. Ведь даже среди близко знавших Параджанова людей мнения расходятся - одни утверждают, что он не скрывал своей ориентации, а другие наоборот высказываются, что «Параджанов по своей психологической сути был провокатором и любителем эпатажа», к тому же некоторое время находился в браке и имел ребенка. В любом случае на этом внимания не заостряют, что наверняка порадует блюстителей морали. В остальном кино ровное и выверенное, но все равно не покидает ощущение, что оно периодически пытается распасться на мелкие сегменты, видимо дает о себе знать, что фильм снимался двумя режиссерами. По техническим параметрам придраться не к чему, оно и понятно, ведь не малые деньги пошли на съемки простого биографического фильма, без дорогостоящих визуальных эффектов, ушедшие скорей всего на разъезды и съемки в подходящих локациях.
Несмотря на легкость, с которой снят фильм, ему очень трудно будет найти своего зрителя - для широкой аудитории слишком не коньюктурный, для привередливой фестивальной публики слишком простой, разве что «оскаровская компания» сможет привлечь внимание. Слишком много в фильме «внешнего» и мало «внутреннего». В любом случае кино все же стоит посмотреть хотя бы для ознакомления с жизнью и творчеством великого советского кинорежиссера, и если оно послужит мотиватором для просмотра шедевров Параджанова, то это будет несомненной удачей.
oscar75
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.