Пистолет в левой руке / The Left Handed Gun

Пистолет в левой руке
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 07 Май 1958
Режиссёр: Артур Пенн
Продолжительность: 01:38
Просмотрели: 24

Картина посвящена жизни Билли Кида, легендарного убийцы с Дикого Запада. Единственный плюс Билла - умение метко стрелять. Он был яростно верен и предан своим немногим друзьям и смертельно опасен для всех, кто становился его врагом. Этот парень был взят на работу английским фермером Джоном Танстеллом. Богатый, обладающий хорошими связями владелец ранчо Мерфи конкурент Танстелла, вместе со своими подельниками убивает англичанина. Молодые работники Танстелла пытаются добиться справедливости законным путем, но у них не получается. Тогда они начинают истреблять врагов одного за другим. А Билли Кид становится вожаком банды.

Трейлер (Youtube)

  • Экранизация по произведению: Гор Видал
  • На главную роль был назначен Джеймс Дин, но поскольку актер погиб, роль перешла Полу Ньюману. Это уже второй фильм, который Ньюман «украл» у Дина, - первым был «Кто-то там наверху любит меня», после которого Ньюман проснулся знаменитым.

Молодой Билли The Kid

Кино состарило пиратов и ковбоев - на экране эти две профессии (два стиля жизни? два типа изгоев?), регулярно появлявшиеся там с зари кинематографа, чаще всего представляли и представляют зрелые мужчины, и мы уже как-то подзабыли, что вообще-то в большинстве своём они были очень молодыми людьми, если не прямо подростками. Да и шансов дожить до зрелых лет у них было немного, а кто доживал - находил обычно более спокойную жизненную пристань.

Но вот наступили 50-е, молодёжь в США оказалась вдруг какой-то новой, непонятной старшим и даже самой себе силой, на рефлексии по её поводу в значительной степени сосредоточились лучшие силы кинематографа, и для самого популярного и почтенного киножанра Америки пришло время вспомнить о возрасте своих героев. Тем более, что в пантеоне вестерна имелся персонаж, юность которого отражена уже в его прозвище - Билли Кид.

Первый кинофильм Артура Пенна как бы предваряет его много более известную ленту «Бонни и Клайд» - «Стрелок-левша» это тоже фильм про молодого преступника из прошлого Америки, явно стремящийся говорить о «бунтарях без причины» из её настоящего. В нём очень мало биографического, конечно, кроме разве что якобы присущего Билли обаяния, за которое отвечает Пол Ньюман - впрочем, вопрос о биографии и образе Билли в культуре затрагивается и в самом фильме, о чем ниже.

Мы практически ничего не знаем о прошлом Уильяма Бонни, о причинах и опыте, сформировавших его характер. Впервые мы видим Билли бредущим по пустыне из ниоткуда в никуда - и позже в фильме увидим его почти в том же положении, и снова его поддержат и приютят случайно встреченные люди; это позволяет рассматривать события «Стрелка-левши», за исключением, конечно, финала, как типические для Билли Кида. Он не бандит и не злодей в фильме Пенна, но абсолютная свобода от авторитетов (включая авторитет закона, общественной морали или тех, кого обычный человек назвал бы друзьями) и абсолютное отсутствие каких-либо собственных интересов, мечтаний и стремлений в сочетании с решительностью и порывистостью делают Билли Кида чем-то вроде стихийного бедствия. Сам Билли по-детски слеп к тому, как разрушает спокойствие, а зачастую и жизни, почти всех, с кем соприкасается. Он и сам страдает из-за этой вынужденной отчуждённости, но ничего не может поделать, очевидно, даже не осознавая хорошенько, что такое социальный порядок, который он рушит самим своим присутствием.

Трагизм этой ситуации всего заметнее благодаря Пэту Гаррету, роль которого исполнил Джон Денер. Гаррет испытывает явную симпатию к Билли, и это очевидно отцовская фигура; Билли тоже вроде как хорошо относится к Гаррету, но разрушает мир своего «отца» и оскверняет самый дорогой для него момент просто потому, что не может и не хочет контролировать свои порывы. Это не традиционный конфликт отцов и детей, а как раз та его форма, что была характерна для рубежа 50-60х годов, когда хиппи ещё не оформились в движение с полноценной идеологией, прямо противостоящей истеблишменту и консервативным ценностям старшего поколения, когда ни подросшие дети, ни их недоумевающие напуганные родители не могли объяснить, в чём именно состоят противоречия между ними, но уже ощущали эту лёгшую между поколениями пропасть.

Вторая важная тема «Стрелка-левши», тоже рифмующаяся отчасти с «Бонни и Клайдом», это окружающее подобных персонажей мифотворчество и общественное внимание. Билли становится всеобщим кумиром - отчасти из-за взятой им на себя роли справедливого мстителя (до конца не осознанной, впрочем, самим Бонни), но в большей степени оттого, что человекоподобное стихийное бедствие, которое являет собою Билли Кид, оказывается довольно привлекательным зрелищем с безопасного расстояния (как тут избежать аналогий с ещё только появляющимися звёздами рока - или, если на то пошло, битниками?!). Легенда о Билли Киде вдохновляет ненадолго даже самого Билли - сдавшись на некоторое время, хоть и не признав себя ни в чём виноватым, он вновь пускается в бега, увидев, что в чьих-то глазах он - герой, и таким образом избавившись ненадолго от изоляции, на которую обречён своей натурой. Однако именно в способности страдать от этой изоляции, даже не осознавая, чем она вызвана, и не умея вполне ощутить привязанность к людям, гибнущим по его прихоти, заключается отличие Билли-легенды от живого человека, и сам Бонни не адекватен собственному мифу. Таким образом в финале ему враждебны и люди, полюбившие и позаботившиеся об Уильяме Бонни, и те, кого очаровало сияние славы Билли Кида.

С чисто формальной точки зрения «Стрелок-левша» не представляет собой чего-то необычного. Кинематография добротна, но обходится без экспериментов. Пенн, дебютант с опытом работы лишь на телевидении, вполне справедливо решил не заигрываться с формой, тем более, что содержание его фильма и так достаточно необычно для вестерна. Именно с визуальной точки зрения хочется выделить, пожалуй, лишь сцену гибели второго приятеля Билли во время осады их хижины.

Впрочем, в связи с этим стоит отметить нечто иное: нетипичную для вестерна трактовку насилия. Убийство в «Стрелке-левше» - не просто сюжетный инструмент, оно в полной мере осознаётся как убийство, каждая смерть должна оставить у зрителя ощущение шока и дискомфорта. Хотя о кровавой фактурности «Бонни и Клайда» речи тут ещё не идёт, насилие определённо переходи тут в иное качество, как бы предваряя фильмы «Нового Голливуда».

«Стрелок-левша» - не великий фильм, но интересный документ эпохи. Да и часто ли встречаются фильмы, где трагическая гибель главного героя вполне оправданно оформлена как хэппи-энд?..

7 из 10

Lemmiwinks

Артур Пенн - типичный режиссер своего времени. Главное достоинство его фильмов - актуальность, увы, с годами теряется. Но бунтарский дух остается. Именно Пенн и Сэм Пекинпа забили последние гвозди в крышку гроба старого Голливуда. Расцвет этих режиссеров пришелся на время революции в американском мировоззрении, а, значит, и в кинематографе. Они снимали именно те фильмы, которые были нужны Америке в те годы. Старые консервативные ценности были сметены. В фильмах Пенна Бонни и Клайд выглядят не безжалостными бандитами, а романтическими «бунтарями без причины», герой Америки генерал Кастор самодовольным безумцем, а легенда Дикого Запада Билли Кид отчаянным мальчишкой.

Именно в этом фильме режиссер взялся переосмыслить знаменитый миф о Билли Киде. Пол Ньюман удивительно органичен в главной роли, он играет не бандита, а своеобразного Гамлета, не находящего себе места в мире и в конце концов понимающего, что приносит только несчастья. Его театральные монологи и порой мальчишеские выходки явно не присущи герою Дикого Запада. Он действительно «меньше, чем его слава». Под стать ему и остальные члены банды - такие же дети, которым слишком рано пришлось хлебнуть жестокой взрослой жизни. Но не они сделали себя такими, а общество. Их единственный закон - возмездие, потому что правительство продажно, а религия неубедительна. Пенн считает все это пережитками прошлого. Смерть Билли неизбежна, как и разочарование в его легенде. Вот такой вот идейный вестерн. Помнится, через 15 лет Пекинпа снял свою версию под названием «Пэт Гаррет и Билли Кид», но то была просто жесткая мужская история без идейной подоплеки. Пекинпа особой границы между Кидом и Гарретом не провел, не став делить героев и всю картину на плохое и хорошее.

Фильм производит огромное впечатление. Очень жаль, что после окончания «своей» эпохи в кино Пенн ничего выдающегося не снял.

9 из 10

redlob

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Профессиональный одноголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.