Плата за страх / Le salaire de la peur
Четверо храбрецов, застрявших без денег в крошечном городишке где-то в сердце Латинской Америки, берутся за самоубийственную работу. За плату в 2000 долларов нужно доставить 2 грузовика, груженных нитроглицерином, на нефтяные скважины, расположенные на расстоянии 300 миль от города.
Там нитроглицерин полезен - его используют при тушении пожаров, но в пути он смертельно опасен. Ведь это мощнейшая взрывчатка и малейший толчок, неосторожное движение руля или резкий удар по тормозам - и всё исчезнет в пламени...
А дорога - как в российской глубинке. Вероятность добраться до пункта назначения минимальна, но деньги нужны позарез, это пропуск на родину, а другой работы не предвидится...
Ремейк: "Колдун" (1977)
- Фильм снят по мотивам романа Жоржа Арно «Плата за страх» (Le salaire de la peur, 1950).
- Один из первых черно-белых фильмов, переделанный в цветной в конце 1980-х годов.
- Для съемок близ Марселя было построено фальшивое кладбище.
- Съёмки фильма проходили на юге Франции.
- В фильме задействовано два грузовика - «Додж» T110 грузоподъёмностью 3 тонны, выпускавшийся канадским отделением фирмы «Крайслер», и трёхосный «Уайт-666» (также выпускался под марками «Брокуэй», «Корбитт», FWD, «Уорд ля Франс») грузоподъёмностью 6 тонн (а не 10, как упоминается в фильме).
Награды:
Премия Французского синдиката критиков.
Британская академия, 1955 год
Победитель (1):
Лучший фильм
Каннский кинофестиваль, 1953 год
Победитель (2):
Гран-при фестиваля
Особое упоминание
Берлинский кинофестиваль, 1953 год
Победитель (1):
Золотой Медведь
Есть ли в этом паденье какой-то резон -
Я узнаю потом, а пока
То ввалился в лицо мне земной горизонт,
То шарахались вниз облака. (с)
Какой страх будет испытывать человек, готовый сделать прыжок с парашютом? Точнее, не готовый, а вынужденный к этому? Ну вот поставили кого-то перед садистской изуверской дилеммой - или этот самый прыжок, или крах жизни? Что страшнее - сделать прыжок с парашютом или всю жизнь бояться, что ружьё, следуя закону Чехова, обязательно выстрелит? Кто-то будет бояться высоты, а кого-то замучает иная тяжкая дума - ведь бывает, что парашюты не раскрываются...
Вот перед подобным тяжким выбором и оказался герой «Платы за страх», человек с тёмным прошлым и без будущего, хранящий как зеницу ока один-единственный, дорогой ему как память, предмет из прошлой жизни, и бесцельно слоняющийся по городку, где нет никаких перспектив и где рискуешь всю жизнь прозябать в безденежье и одиночестве. Судьба подбросила ему и ещё нескольким людям шанс вырваться. Шанс выжить или умереть. Наверное, перспектива обрести братскую могилу на одной из ухабистых дорог их страшила меньше, чем унылое бесцельное существование на грани нищеты. А один из них счёл, что лучше уж попытаться, даже если дело почти обречено, чем стопроцентно умереть от цементной пыли в лёгких. Да и почему бы не рискнуть, когда платой за несколько дней страха и трепета должны были стать две тысячи долларов, способных радикально поменять жизнь...
И после первого довольно заунывного часа, когда герои слоняются по городу и знакомятся друг с другом, зрителю предстоит непрерывная дрожь от саспенса. Перевозка нескольких тонн нитроглицерина по опасным горным трассам - это и есть то самое ожидание раскрытия или не-раскрытия парашюта. У тех, кто делает шаг из двери самолёта, это секунды, у героев фильма - несколько дней.
Герой, созданный писателем Жоржем Арно и сыгранный в фильме Клузо молодым Ивом Монтаном, смотрится как своеобразный последователь стендалевского Сореля и бальзаковского Растиньяка, и проявляет себя так же двойственно. Если некоторые его поступки можно осуждать, то огромную волю к жизни не уважать сложно. Впрочем, именно она и определила многие его поступки.
И если в романе финал довольно однозначен, то в картине концовку можно трактовать по-разному: и как фатум, и как мораль о наказуемости совершённого, и как целенаправленный выбор героя. Билет парижского метро в финальном кадре символизирует все стремления и помышления героя, на протяжении всего времени одержимого одним-единственным желанием - жить. Не пленником на чужбине, а с высоко поднятой головой свободным человеком. В конечном итоге, плата за поездку оказалась для всех одинаковой, но кто-то расплатился сразу, а кто-то в кредит...
Рыжая кошка
Смертельный рейс
Посмотреть данную картину меня сподвигли две вещи: необычайно высокий рейтинг и возможность лицезреть фильм за смешную цену в зале кинотеатра.
Итак, 22 апреля, Москва, кинотеатр «Иллюзион», 50 рублей билет и пустой зал. Выбираю самое удобное место, и впереди - почти 2,5 часа старого чёрно-белого кино. Но кино по-настоящему качественного и интересного.
Латиноамериканский городок, где царит жара, и откуда выбраться в 25 раз сложнее, чем туда попасть. Работы здесь нет, и сотни приезжих готовы практически на всё, чтобы хоть как-то подзаработать. Главный герой Марио (32-летний Ив Монтан, всего лишь 6-я его роль в кино) - яркий пример человека, ищущего возможность вырваться из этого замкнутого круга. Приехал Марио в это место из Парижа, имея в руках всего лишь жетон на метро (!), а чтобы вернуться обратно, ему нужно не менее 2-х тысяч долларов. У Марио есть друг Луиджи (Фолько Люлли) и возлюбленная - красивая девушка-латинос Линда (Вера Клузо). Однако, с прибытием в город пожилого авантюриста Джо (Шарль Ванель) Марио забывает про дружбу с Луиджи и становится неразлучим с Джо. С Линдой же Марио всегда прохладен - похоже, это она его любит по-настоящему, а он её нет.
В 300-х милях от города загораются нефтяные скважины и директор нефтебазы принимает решение отправить на тушение пожара два грузовика с нитроглицерином. Якобы мощный взрыв нитроглицерина способен своей взрывной волной погасить пламя пожара. (Кстати, интереса ради я попытался через гугл поискать информацию об использовании глицерина в пожарных целях, и что же вы думаете!? Все существующие ссылки на подобное использование указывают лишь исключительно на «Плату за страх», и никуда более! :)) Но суть, конечно, не в технической достоверности вопроса, а в психологическом напряжении, сопутствующем процессу перевозки груза, ибо нитроглицерин, как известно - вещество, способное взорваться от любого толчка. 2000 долларов - плата за перевозку взрывчатки по разбитой дороге. Эти деньги для безработных - шанс выбраться из полной безнадёги, они же - плата за страх.
Доставить грузовики до места назначения вызвалось с десяток безработных. Но путём жёсткого отбора к рейсу были допущены лишь 4 человека, две пары - Марио/Джо и Луиджи/Бимба (Петер Ван Эйк). Вместе со стартом двух экипажей наступает и самая интересная захватывающая часть фильма, держащая в немалом напряжении зрителя. Начинается игра со смертью...
Действительно, великолепный фильм, раскрывающий важнейшие человеческие качества - смелость, страх, способность к самопожертвованию и к предательству, фантастическая тяга выжить в самых невероятных условиях... При желании, можно было бы охарактеризовать картину, как «психологический триллер», хотя самого слова «триллер» в те годы, кажется, ещё не существовало. Но независимо от жанра, фильм исключительно сильный и, несомненно, оставляющий свой след в душе.
9 из 10
Дерсу_ Узала
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.