На бледно-сером фоне моря лионских крыш неспешно разворачивается драма, о которой нельзя молчать. Но главная трагедия в том, что даже если кричать о ней — тебя могут не услышать. Вернее услышать, осознать и пропустить мимо ушей просто потому что так удобнее. Ведь презрение и негодование Озона направлено даже не против самого священника-педофила, который смиренно и безропотно признает свою болезнь, печально хлопая водянисто-голубыми глазками, а против самой системы, допустившей то, чтобы даже после многочисленных жалоб пострадавших детей и угроз их родителей, извращенец мог занимать тот же пост в церкви и так же судорожно ютиться около ангелоподобных мальчиков, пока еще толком не понимающих, что такое хорошо и плохо. Ужас охватывает зрителя в первые минуты фильма, когда Александр пишет письмо церковным властям, в подробностях описывая, что делал с ним священник. Дальше Озон даже умудряется усилить драму, нанизывая на пирамидку все новые кольца свидетельств пострадавших. Один герой органично передает эстафету другому и мы погружаемся в новую историю. Лента приобретает несколько документальный настрой, каждая исповедь заканчивается либо полным отрицанием происшедшего, либо очищающим катарсисом. Правда, когда одно и то же происходит с новым героем уже пятый раз, это несколько приедается, приобретая едва уловимый оттенок движения #metoo, хочется какого-то разнообразия жизненных обстоятельств и реакций, но фильм-то собственно, не для развлечения сделан, так что претензия довольно слабая. Озону все же удается не быть таким же убийственно патетичным, как моя рецензия и не шокировать зрителя напрямую визуализированными сценами, как например в «Песне для изгоя», но при этом нужный накал соблюден. Беспрецедентному молчанию церкви и властей противопоставлена теплая атмосфера поддержки и понимания, которой одаривают героев (не все правда) родные и близкие и другие жертвы, вдохновленные собственной кампанией против католической церкви, потворствующей разврату. Но смогут ли они противостоять этой безжалостной машине, даже стократно приумножив голос Александра? Где проходит та тонкая грань между верой в бога и религией как таковой? Сколько еще детей вынуждены будут пройти сквозь этот ад под сенью обманчиво светло горящих свечей, пока кто-нибудь не остановит зло под маской добра?
Jane125
Самый нетипичный фильм Франсуа Озона
Смотрел фильм в кинотеатре Октябрь 11.04.2019, в рамках первого показа в России. После фильма было обсуждение с Антоном Долиным и какой-то блоггершей. Впечатления от просмотра неоднозначные. Скажу сразу, предыдущий фильм Озона мне понравился намного больше! Правильно отметил Антон Долин — если заранее не знать, что это Озон, то ни в жизни не догадаешься. Никаких тебе провокаций и шокирующих кадров. Фильм рассказывает историю повзрослевших жертв педофилии, объединившихся спустя тридцать лет в движение и пытающихся посадить за решётку священника, даже не отпирающегося при обвинении в факте совершенных им злодеяний, и стоящего над ним кардинала. Сама картинка, как всегда в фильмах Озона эстетически красивая. Нет провисаний в сюжете. Очень грустно становится, когда понимаешь, что Франция ничем не отличается от России в части защиты прав простых людей, не важно, в какой сфере эти люди пытаются добиться справедливости — пока добьёшься чего-то, можно Богу душу отдать. Фильм основан на реальных событиях и часть из них продолжает происходить прямо сейчас во Франции. В конце даже были заменены титры, которые описывали реальную ситуацию с прототипами героев — на Берлинале была описана другая ситуация. Как я уже сказал, после фильма было обсуждение со зрителями. В рамках обсуждения к микрофону подошёл молодой человек и рассказал душераздирающую историю о своём отце, который сейчас отбывает наказание за педофилию. Зал слушал не шелохнувшись. Все были потрясены и, возможно, не готовы к такой откровенности. Спасибо этому молодому человеку за смелость и за то, что не побоялся поделиться с залом такой интимной информацией. После официальной части состоялось ещё импровизированное обсуждение с представителем прокатчика вопроса перевода названия фильма. Фильм на самом деле называется «Слава Богу», и прокатчик заявил, что с таким названием привлечь зрителей в кинотеатры не возможно, поэтому было придумано другое название. Хотя реальное название — это отражение основного, ключевого момента в фильме, оговорка кардинала на пресс-конференции, которая подводит неутешительный итог в положении дел у французской католической церкви с вопросами защиты детей от посягательств её представителей. В целом, фильм мне понравился. Второй раз я бы его смотреть, наверное, не пошёл. Но один раз его посмотреть однозначно стоит, хотя бы ради того, чтобы убедиться, что у Франсуа Озона есть ещё порох в пороховницах!
andrei-otono
|
|