Подними красный фонарь / Da hong deng long gao gao gua
Трагическая история образованной девушки, ставшей четвёртой женой китайского феодала в 20-е годы, подробно раскрывает коварный механизм и философию тирании, выходящий за рамки чисто китайской традиции.
«Давид» Донателло» в Италии за лучшую иностранную ленту по итогам 1992 года.
Британская академия, 1993 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке
Оскар, 1992 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке - «Гонконг»
Венецианский кинофестиваль, 1991 год
Победитель: Серебряный лев
Номинации: Золотой лев
В замке Синей бороды
Китайский режиссер Чжан Имоу всегда специализировался на историях о сильных женщинах. И этих женщин зачастую играла любовница Имоу - несравненная Гун Ли. Мужчины в фильмах Имоу периода конца 80-х-начала 90-х зачастую присутствуют только лишь для того, чтобы подчеркнуть женскую силу. Они слабы и беспомощны без женщин. Однако жизнь немилосердна к последним, всячески проверяя их на прочность. И немногим удается с честью выйти из всех передряг и снести все невзгоды. История Китая изобилует трудными периодами и Имоу часто исследует поведение и жизнь людей в этих условиях.
«Поднимая красный фонарь» по книге Шу Тонга «Жены и наложницы» продолжает тему, начатую режиссером в «Красном Гаоляне» и других ранних картинах и повествует о нелегкой судьбе четвертой наложницы богатого китайца. На этот раз режиссер рассказывает об обычной повседневности, немного приоткрывая завесу в мир, который многим неведом, ввиду особой замкнутости и обособленности. Образно выражаясь, выносит сор из избы, показывая, что и здесь может царить страсть и бушевать ненависть. Фильм представляет собой образную притчу, наполненную как личными переживаниями режиссера, так и метафорами, крайне похожую на знаменитую сказку Шарля Перро «Синяя борода».
Юная девушка после свадьбы попадает вместо дома в настоящий террариум со змеями, где каждая из жен с переменным успехом плетет интриги против других с целью добиться расположения супруга на ночь и больше. Ведь, если муж выбрал тебя, то на твоей улице будут гореть красные фонари, и тебе будут оказываться всевозможнейшие почести со стороны прислуги. Здесь цель оправдывает средства. И чтобы победить, нужно усиленно потолкаться локтями. И не сломаться.
Тема семьи также проходит через все творчество автора. Только в отличие от того же «Гаоляна» или например, «Жить», здесь семья смертельно больна, она отравлена интригами, соперничеством жен и недоверием. Осталась лишь пустая форма с выеденным до донышка содержанием. Глава семейства смотрит на все сквозь пальцы, его совершенно не интересует происходящее, для него важна только его дорогая персона и ее непрестанное ублажение. И женщины, чувствуя, что им необходимо добиваться расположение своего господина любыми способами стараются перегрызть друг другу глотку. Ведь они зависят от этого человека, и его расположение сулит определенные жизненные блага. Оно даже дает небольшую власть над остальными женами.
Упустив развитие ситуации, муж уже не в силах контролировать необратимую реакцию, да и не особо хочет, обрекая своих жен на постоянную борьбу с непредсказуемым исходом. Для кого-то она закончится смертью, для кого-то спасительным безумием. Но вскоре сюда придет новая жертва за своей иллюзией счастья. Новая жертва в замке Синей Бороды, пожирающего все больше и больше невинных душ.
Через пятнадцать лет режиссер попытается повторить успех «Красного фонаря» практически полностью скопировав сюжетную фабулу в «Проклятие золотого цветка», правда, перенеся действие в древний Китай. Та же история, та же прекрасная Гун Ли, та же по сути семья. Но только на этот раз фильм окажется красивой и ненужной пустышкой, еще раз доказав, что второй раз в одну и ту же реку войти нельзя.
А здесь стиль у режиссера еще не разменян на купюры. Здесь зритель буквально погружается в атмосферу происходящего, наблюдая за вековыми обычаями и традициями Китая. Здесь еще можно сопереживать сильным женщинам, восхищаясь их жизненной стойкостью, хоть на этот раз Имоу не слишком к ним и расположен.
ungodly
В колодце
«Высоко висят красные фонари» - четвертый фильм Чжана Имоу. Красавица Сунлянь - четвертая жена господина Фэнь. Режиссеру необходимо превзойти две своих удачи и стереть из памяти зрителей единственный пока провал. Героине - не задохнуться в ядовитых испарениях цветника, где музыку, пищу и настроения заказывает та, вокруг постели которой сегодня горят фонари: господин любит, когда соблюдаются формальности... и когда все происходит при свете.
Новобрачная при трех здравствующих женах, «хозяйка» в доме, где женщины, точно куклы, разложены каждая в свою коробку, в свои уединенные покои вокруг двора-колодца. Бытие определяет ритуалы. Церемонные визиты из одной комнаты в другую, чаепития, прерванные по команде управляющего, поклоны чужих детей, настороженно приветствующих четвертую тетю. Осененные традицией перебранки с третьей сестрой, приемы пищи, телодвижения под пологом. Имоу, верный своей манере экспрессивного реализма, превращает активный фон в инструмент драматургии, изобретает все новые небывалые «китайские церемонии», условные, как пурпурный цвет гаолянового вина. Вся эта вычурность летом кажется маразматическим бредом отжившей свой век культуры, осенью - законами природы, а зимой - почти что спасением, ведь только она помогает заполнить безрадостные часы, придать существованию видимость цели, пусть эта цель сведена к тарелке шпината.
Благодаря сдержанной игре актрис и специфической манере съемки, чередующей крупные и дальние планы, режиссеру удается передать как внешнюю, так и внутреннюю сторону обрядности. Пепел мертвой традиции, особенно ревностно соблюдаемой теперь, когда за стенами усадьбы рушится Империя. А под ним - тлеющие угли всепроникающего грубого бессознательного вожделения. Неважно, что муж здесь просто символ, анонимный носитель нефритового стержня, божество, насылающее ливни социальных благ. Неподдельную готовность жен питает предвкушение торжества над соперницами и условные рефлексы. Крупным планом - фитиль, проникающий в фонарь, возжигающий пламя в этой багряной долине. Накатывающим стаккато - звук массажных молоточков, заставляющий медленно запрокидывать голову и потирать ступни всех женщин усадьбы, а ближе к концу фильма даже особо чувствительных зрительниц... Закатное золото проливается на черепичные холмы крыш, но не внутрь дворов. Здесь свое солнце, целое созвездие цвета радости, цвета рабства.
Традиционно для ранних работ Имоу, в фильме мало отрицательных героев и одновременно совсем нет положительных. Есть только сильные и слабые, живые и неживые. Но если в «Гаоляне», в «Цзюйдоу» его героини вызывали сочувствие и уважение, то Сунлянь, имеющая с ними одно лицо, похожа на раненое животное в лавке с фарфором, испуганно мечущееся, крушащее все на своем пути. Беда не в кознях наложниц, не в снисходительности божества, позволяющего своим игрушкам делать друг с другом что угодно, лишь бы не до смерти. Проблема в ней самой. Шестимесячное университетское образование обернулось порчей, фатальной неспособностью принять самостоятельно избранный удел. У нее нет того, что есть у других: ни мудрости, созревшей во мраке, где больше не светят красные фонари, ни снисходительной доброты, основанной на тайном знании, что ступни можно потереть не только об мужа, ни даже хитрости, помогающей выманить лишний солнечный день...
Камера, удаляясь, фиксирует, как Гун Ли бродит по двору, рассеянно мерит его шагами, точно ее героиня заперта в тюремной камере. Это похоже на сумасшествие, но разница не так уж очевидна: ведь выхода, избавления по-прежнему нет, а по меркам этого мира Сунлянь невменяема изначально. Она рискованно лжет там, где хватило бы улыбок и покорности, полагается на тех, над кем вчера торжествовала, бьет наотмашь в ответ на щипок, не понимая очевидной для остальных жен истины: глупо плевать в колодец, если ты уже живешь в нем. Сдержанно, чуть отстранено, лишь изредка ставя восклицательный знак эмоциональной сцены, мастер в своей неповторимой визуальной манере показывает надлом. Жесткость без прочности, удары в темноте и закономерный итог. Там где «женщины с сердцем скорпиона» годами вели позиционные бои, ранившие разве что гордость, девушка с оленьими глазами за три дня погубила двоих, даже не понимая, что делает... Четвертый фильм Чжана Имоу принес ему успех. Четвертый брак господина Фэня оказался неудачным.
Венцеслава
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.