Последние дни Эммы Бланк / De laatste dagen van Emma Blank
В огромном загородном доме в окружении слуг смертельно больная Эмма Бланк доживает свои последние дни. Отчаянно нуждаясь в любви, поддержке и заботе, «железная леди» Эмма, тем не менее, планомерно превращает жизнь своих слуг в ад. Ее требования все более абсурдны, приказы ее безапелляционны, а приступы гнева страшны. Дворецкий Ханевельд, кухарка Белла, горничная Гонни и рабочий Мейер на грани безумия. Когда они узнают о том, что их надежды на упоминание в завещании тиранки совершенно напрасны, у них остается единственное утешение — месть. Сладкая и страшная…
Венецианский кинофестиваль, 2009 год
Победитель: Приз ассоциации европейских кинотеатров
В шикарном загородном особняке проживает смертельно больная Эмма Бланк. Дни женщины уже сочтены, она не может обходиться без помощи своих слуг - экономки Ханевельд, поварихи Беллы, горничной Гонни и дворецкого Мейера. Несмотря на то, что слуги, как могут, окружают старушку заботой и любовью, пытаясь скрасить ее последние дни, Эмма становится с каждым днем все капризнее и невыносимее, постепенно превращая жизнь своих помощников в кошмар. И когда слуги понимают, что после смерти хозяйки они не получат вознаграждения за свои муки, то решают жестоко отомстить Эмме. © Fast-Torrent.ru
Поруганная честь Эммы Бланк
Начиная с 1986 года Вармердам снял семь полнометражных фильмов, сколотил актерский ансамбль, кочующий из одной ленты в другую и доказал, что похотливые мясники, тридцатилетние девственники и бескровные убийства это одно из лиц независимого кино Нидерландов, которое оказывается можно еще и смотреть. Сейчас голландский вундеркинд постарел, отрастил брюшко, но в очередной раз снял матерый и абсурдный артхаус, о том как процесс собственного умирания можно запросто превратить в фарс с пакостливым человеком-псом, наклеиванием фальшивых усов и кучей почти фрейдистских штучек. Режиссер не остепенился и остался тем самым Алексом Ван Вармердамом, которого так любят интеллигентные европейские маргиналы.
«Последние дни Эммы Бланк» - редкий ныне, ничего не сулящий заранее артхаус, с лихвой окупающий затраченное на просмотр время. Очень вармердамовский фильм, что оставляет после себя стойкое ощущение «настоящего кино», где пошлость элемент действия, а абсурд незаметно перерождается в сюрреализм.
Все же снимать об обаянии буржуазии и ее грязных прелестях сейчас не то чтобы было очень модно, но, по крайней мере, продолжает оставаться признаком хорошего вкуса у европейских режиссеров. Высмеять себе подобных нетривиальными средствами создатели «Последние дни Эммы Бланк» не особо пытаются. Социальную сатиру в чистом виде вытесняет традиция авторского голландского кино со всеми его стрелочникам, иллюзионистами и душками.
Это история о раздраженном самим собою одиночестве. Эгоистичном и тщеславном одиночестве, что испытывает каждый заключенный странной блудливой семейки, в которой долго и томительно доживает оставшееся домашний «наполеон в юбке». Мефрау Эмма Бланк умирает так, чтобы было мучительно больно абсолютно всем. С правотой приговоренной Эмма покрикивает на разношерстных хамоватых слуг, об истинном положении которых догадываешься с первых кадров, и, никогда не раздеваясь, спит в ожидании прихода вечности. Эмма чудит, капризничает и требует за обещанное, но несуществующее наследство внимания и обходительности.
Домашняя тирания маленькой фюрерши на поверку оказывается не так уж и страшна. Пока Эмма разрушает маленькие мечты родных, внутри каждого крепнет частица ее самой. Эта частица останется и после ее ухода, ведь истинна в том, что ни один из служителей мавзолея имени госпожи Бланк не стремится покинуть маленький домик около морских берегов, не оторвав кусок пожирнее. Все ненавидят Эмму, сбегают от нее на пляж или в сарай тайно ремонтировать старое каноэ, но чопорная мефрау невидимо повязывает всех своей будущей смертью. Ненависть к хозяйке лишь скрывает взаимное недовольство и желание при первой возможности выбросить друг друга за борт.
Эмма Бланк не умирающая королева, которую после жирного угря тошнит в клозете. Эмма Бланк по-Вармердаму - обыкновенная больная и уставшая от жизни мещанка, задавшаяся целью почить с размахом и с понятным только ей чувством собственного достоинства. И эту мещанку окружают ее маленькие копии. Копии суетятся и притворяют мечту Эммы о «смерти в борьбе» в реальность.
Фильм из породы «бон аппети» для фестивальной публики, но умудряющийся при этом держать увесистую фигу в кармане в виде свастики на газоне и отсутствия какого-либо ханжества. Молодая служанка закручивает пляжный роман с французо-алжирцем. Дворецкий мечется от награжденной комплексом Иокасты кухарки к хозяйке и наоборот. Человек-собака пытается поиметь не только чей-нибудь ботинок. На 20-й минуте этого большого бардака уже ловишь себя на мысли, что вдумчиво пытаешься разобраться в проблеме «кто кому доводится», так как перепрыгивание из постели в постель и взаимные домогательства сразу настораживают. Все пороки маленькой семьи как на ладони. И христианская кротость Эммы, пришпиленной к полу мебельным стиплером, уже не кажется поддельной.
Но то, что хорошо для театра не срабатывает в кино. Как ни крути, а лента «Последние дни Эммы Бланк» сильна именно драматургически и не только потому что в основе сценария пьеса режиссера. В итоге сила оказывается слабостью. Двумерная плоскость театральных подмостков, перенесенная в многомерные миры кино, размывается и оказывается, что разыгрываемая сценка о поруганной чести Эммы Бланк только сценка, не перерастающая ни во что большее. Шесть героев так никогда и не соприкоснутся с отдыхающими на пляже, всегда находясь где-то рядом, в погранично-кукольном измерении. Молчаливый статист, по какой-то ошибке режиссера забредший на сцену, будет быстро выведен из сюжета до того, как случайно успеет принести неудобства и нарушить ход истории.
Но театр заканчивается, когда герой Бервутса, неуловимо похожий на Дирка Богарда, орет Эмме, чтобы та «поскорее сдохла». Комедия превращается в трагедию. Мысль «кто кому доводится» оборачивается сожалением «кто кого просмотрел». Несчастье слабых, но таких же как и мы людей, трогает и заслуживает настоящих аплодисментов.
Похоже Вармердаму совсем неизвестен кризис творчества. Больше двадцати лет он снимает по собственным пьесам и сценариям и с одними и теми же актерами. Декорации меняются, действующие лица остаются. Волшебная коробочка с вармердамовскими марионетками пополняется все новыми чудаками. Режиссер не изменил себе и в этот раз, только знакомая зрителям комичная провинциальность окрасилась в солидные фестивальные цвета, как-никак, а Вармердам становится классиком.
Kasablanka
Последние дни
Фильм последние дни Эммы Бланк - это фильм о человеческой инерции. О том, что люди, живущие ради денег, как животные или рабы, на поверку таковыми и являются. Ведь их это устраивает, а все их протесты, всего лишь попытка оправдаться перед самими собой.
В этом фильме говорится о том, каким каждый является в действительности. О том, что человек с иными принципами и нормами не пойдет на компромисс с самим собой, ведь в качестве приза, он получит не новую жизнь, а всего лишь сменит роль угнетенного на роль угнетателя в той же самой истории. А история спустя время повториться. Ведь уже есть привычка...
Последние дни Эммы Бланк своим диалогом со зрителем, несколько напомнил отечественный фильм «Про уродов и людей» и, в меньшей степени, «Убить дракона». То, что качественно отличает «последние дни» - это иной меседж, сводящийся к тому, что выход (и свободный выбор) все-таки есть.
Рекомендую к просмотру интересующимся кинематографом, психологией и философией жизни. В остальном, фильм совершенно не годится не для семейного просмотра, а кроме прочего, требует некоторого размышления - эдакой дешифровки показанного на экране. Впрочем, глубоких филосовских мыслей в фильме тоже не имеется - всему виной лаконичность повествования, и жанр трагикомедии.
destirh
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.