Последний дюйм
Бывший военный летчик Бен Эсли, расставшись с авиацией, зарабатывает деньги подводными съемками акул. В один из дней он вместе с сыном-подростком Дэви прилетает на маленьком самолете в пустынную Акулью бухту – заснять охотящихся хищниц. Заказчика интересуют лишь крупные планы и Бен, потеряв осторожность, слишком близко подплывает к их стае. Акулы атакуют и серьезно ранят Бена, которому все же удается с трудом добраться до берега. Он потерял много крови и не в силах вести самолет, но, может быть, с машиной справится Дэви? © tvcok.ru
Трейлер (Youtube)
- Экранизация по произведению: Джеймс Олдридж
- Песню «Тяжелым басом гремит фугас» исполняет Михаил Рыба.
«Мир ломает каждого, и многие потом только крепче на изломе» (Эрнест Хемингуэй)
Если одним словом охарактеризовать этот фильм, то это слово - удивительный.
Почитав как-то на разных ресурсах отзывы людей об этой картине, узнал, что многим, посмотревшим «Последний дюйм» в далеком детстве, он запомнился как иностранный. Он ведь, действительно, очень сильно отличался от наших картин тех лет. Западная жизнь (пусть лишь маленький её кусочек). Песня, похожая на очень популярную тогда Sixteen Tons. Мужественный американец Бен Энсли - сильный герой-одиночка, такой типичный для произведений Хемингуэя и Олдриджа, и совсем нетипичный для нашего кино. Да и внешне похож был тогда наш Николай Крюков на знаменитого американского актера Кирка Дугласа. А удивительная атмосфера «Последнего дюйма»? Самолет, пески, море, акулы, акваланг... мальчик и его отец на краю мира... Мира, которому нет до них никакого дела.
Плюс ко всему - впервые в советском кино был показан настоящий подводный мир, да еще и в цвете.
Ну, пройдемся по персонам.
Английский писатель Джеймс Олдридж. Жаль, что он сейчас почти забыт у нас. В небольшом произведении ТАК рассказать о силе духа человека! Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона читали? Вот у Олдриджа, ИМХО, ещё сильнее вещь получилась.
Режиссеры Никита Курихин, Теодор Вульфович и сценарист Леонид Белокуров.
Думаю, перед ними изначально стояла задача сделать фильм привлекательнее и понятнее для мальчишек - ведь в первую очередь им «Последний дюйм» предназначался. Поэтому и были несколько изменены образы героев рассказа Олдриджа. Мужество - это замечательно, но когда к нему добавляются любовь и преданность - отклик в душе сильнее. И в том, что фильм заставляет так сопереживать героям - большая заслуга режиссеров и сценариста.
Композитор Моисей Вайнберг, поэт Марк Соболь. Благодаря первому музыка стала неотъемлемой частью «дюйма», строчка-рефрен «какое мне дело до всех до вас, а вам до меня...» появилась благодаря второму... Невозможно представить эту картину без «Песни Бена» в исполнении Михаила Рыбы, без той замечательной музыки, которая сопровождает весь этот фильм.
Оператор Самуил Рубашкин - очень высокого уровня работа. Даже задние планы, фон в этом фильме - это не просто цветные картинки. Они его полноправные участники, передающие атмосферу этого кино. А две сцены на берегу моря - когда Дэви ждет возвращения Бена, нырнувшего за кинокамерой, и когда сын тащит отца к самолету - показательные образцы операторского мастерства.
Утвердив на роль Бена Энсли Николая Крюкова, Курихин и Вульфович не прогадали абсолютно. Николаю Николаевичу не надо было «играть мужество». Актер с очень непростой судьбой, много переживший, действительно, не сыграл, а прожил свою роль. Стареющий, уставший, но мужественный и гордый летчик, внешне жесткий по отношению к сыну, но любящий Дэви и соглашающийся ради него принять рискованное предложение авантюриста Джиффорда - для очень талантливого, но, увы, так и не раскрытого полностью в нашем кино, Николая Крюкова эта роль стала лучшей в его большой кинематографической карьере.
Слава Муратов. Его герой открыт и очень любит отца. Дэви по сюжету переживает целую кучу чувств - есть там и веселая беззаботность, и волнение, и страх, и отчаянье, и отчаянная решимость... Без искренности и естественности в кадре здесь никак. Справился ленинградский школьник Слава Муратов с этой трудной задачей превосходно. Было б иначе - вряд ли бы в свое время так понравился взрослым, и, главное, юным зрителям этот фильм. Песню о маленьком тюлене, кстати, Слава исполнил сам.
Но, как известно, чтобы судить о подлинном качестве какой-либо вещи, нужно сравнить ее с лучшими мировыми аналогами. В том же 1958 году американцами был снят очень хороший (но сейчас, похоже, уже подзабытый) фильм «Старик и море» (один «Оскар» и две номинации, две премии Национального совета кинокритиков США) со Спенсером Трейси в главной роли. Снят по замечательному (нет, по ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМУ) одноименному произведению Эрнеста Хемингуэя. «Последний дюйм» и «Старик и море» - два близких фильма и по жанру, и по сюжету, и по атмосфере. Да, по той самой хемингуэевской атмосфере. Атмосфере романтики, атмосфере мира настоящих, сильных духом мужиков, готовых бросить вызов судьбе и не сломаться от её удара.
Много раз пересматривал оба фильма - по силе воздействия «дюйм» не уступил американской картине. Предлагаю сравнить и вам. Эти два фильма вполне достойны того, что бы вы их хотя бы раз увидели.
А вывод мой такой будет:
«Последний дюйм» - искреннее, увлекательное (но не развлекательное), пронзительное, трогательное, сильное мужское кино. Да, вот такой набор. Кино о силе духа человека, о победе над собой и обстоятельствами, о взрослении и превращении ребенка в настоящего мужчину, о преданности и любви, которая разрушает все преграды... Вот я сейчас пафосно сказал, конечно, но абсолютно честно. В этом небольшом по продолжительности кино, действительно, всё это есть... и не только это. Я же говорю - удивительный фильм.
timyr_1966
Это не каждому по плечу. Здесь всё решает последний дюйм
Для тех советских мальчишек и подростков 50-х и 60-х годов прошлого века, которые восхищались суровой мужской романтикой произведений Хэмингуэя и Олдриджа этот фильм безусловно культовый. Хочется сказать спасибо Никите Курихину, Теодору Вульфовичу и Леониду Белокурову за то, что, сохранив основную идею замечательного рассказа Джеймса Олдриджа, они добавили в эту историю о мужестве и стойкости любовь к отцу и огромное желание ребенка разбить ту невидимую преграду непонимания, которая так часто разделяет отцов и сыновей. Спасибо за то, что раскрыли образ Дэви больше, чем это было сделано Олдриджем, и показали мальчишкам, подросткам такого героя, не восхищаться которым было просто невозможно.
Если кому-то интересно, какое впечатление «Последний дюйм» производил на тогдашних пацанов - в своём романе «Моё дело» Михаил Веллер очень здорово это впечатление описал.
А тот факт, что картина про мужественного и честного АМЕРИКАНСКОГО летчика и его сына собрала в 1960 году столько кинофестивальных призов у нас в стране (в стране, где фраза из песни «и никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить» была тогда почти аксиомой), говорит о высоком качестве фильма.
В «Последнем дюйме» каждый кадр, музыкальное оформление, внутренние монологи героев - всё выстроено так, что бы полностью раскрыть характеры отца и сына, их настроение, чувства. А актеры, их лица, глаза! Спасибо Николаю Крюкову и Славе Муратову, моё мнение - не сыграли, а прожили свои роли.
А песня! Я вот не могу себе представить, что сцена, где звучит эта потрясающая песня, когда кажется, что в целом мире никому нет дела до этих двух и никто не придёт на помощь, а Дэви, надрываясь, тащит отца к самолету, может оставить кого-то равнодушным.
И, наверное, надо сказать спасибо хрущевской оттепели, без которой, думается, снять такую картину у нас было просто невозможно.
Настоящий, сильный и светлый, благодаря образу Дэви, который создал Слава Муратов, фильм.
iginla
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.