Последний наряд / The Last Detail

Последний наряд
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 12 Декабрь 1973
Режиссёр: Хэл Эшби
Продолжительность: 1:44
Просмотрели: 76

Двум офицерам военно-морского флота Билли Баддаски и Малхоллу «Мулу» поручают доставить мелкого воришку Ларри Мэдоуса в бостонскую тюрьму. По дороге они узнают, что 18-летний Ларри получил восемь лет лишения свободы за попытку украсть 40 долларов из ящика для пожертвований. Проникшись сочувствием к своему «подопечному», не успевшему насладиться всеми радостями жизни, Баддаски и Малхолл решают подбодрить паренька и устроить ему незабываемый праздник...

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

  • Фильм снят по мотивам дебютного романа Дэррила Пониксена «Последний наряд» (The Last Detail, 1970).


Британская академия, 1975 год
Номинации:
Лучший фильм
Лучшая мужская роль второго плана (Рэнди Куэйд)


Оскар, 1974 год
Номинации:
Лучшая мужская роль (Джек Николсон)
Лучшая мужская роль второго плана (Рэнди Куэйд)
Лучший адаптированный сценарий


Золотой глобус, 1974 год
Номинации:
Лучшая мужская роль (драма) (Джек Николсон)
Лучшая мужская роль второго плана (Рэнди Куэйд)


Каннский кинофестиваль, 1974 год

Победитель: Серебряная премия за лучшую мужскую роль ( Джек Николсон )
Номинации: Золотая пальмовая ветвь

 

«Веселись юноша в юности своей» (с) Экклезиаст

Отметившийся в 70-е годы двумя культовыми картинами «Гарольд и Мод» и «Будучи там», режиссер Хэл Эшби в аккурат между ними выдает не менее замечательную и очень трогательную киноленту, под названием «Последний наряд».

Фильм, в котором все гранями актерского таланта блеснул молодой Джек Николсон не может не понравится. Это и роуд-муви, и горькая драма в одном флаконе, снятая весьма талантливо, без каких бы то ни было кинематографических изысков, но пробирающая до мозга костей. Основой для «Наряда» послужил одноименный роман Дэррил Пониксэн, и надо сказать, что сценарист «Китайского квартала» Роберт Тауни прекрасно справился с его адаптацией - действие в фильме практически не провисает, а диалоги прописаны на таком высоком уровне, что невольно начинаешь вовлекаться в историю с первых минут просмотра.

Картина повествует о двух унтер-офицерах морского флота Билли Баддаски и Малхолле «Муле», которым старшее командование поручает задание отконвоировать морячка по фамилии Мэдоус, попавшегося на мелкой краже, в портсмутскую тюрьму. Заданием наши герои не то, чтобы довольны, но берутся нехотя - им бы лодыря гонять на базе, а тут далекая поездка намечается, в компании неизвестно кого, с явными наклонностями клептомана, ворующего всякую всячину.

Клептомана играет, номинированный за эту роль на Оскар, молоденький Рэнди Куэйд. Его героя приговорили к восьми годам тюремного заключения за попытку украсть несчастные 40 долларов из армейского казначейства, которые он даже не успел потратить. Ему бы соответствующее лечение прописать, а не в тюрьму бросать, к которой он, ну никак не приспособлен.

В дороге, ко всему прочему, выясняется, что паренек еще и «зеленый» совсем: не разу не был с женщиной, не пил спиртного, не влезал в драку. Будучи «парнями с совестью» Баддаски и Малхолл решают хоть как-то развеселить пригорюнившегося морячка и устаивают для него настоящий «туристический пикник» - «Heineken» будет литься рекой, потасовки случаются чуть ли не на каждом шагу, а визит в публичный дом воспринимается как само собой разумеющееся.

Неплохое времяпрепровождение для 18-летнего паренька, которому впереди мотать немаленький срок за решеткой. Баддаски с самого начала пытается успокоить Мэдоуса - дескать «за хорошее поведение выпустят через шесть лет». Но даже если и так, что это меняет? Молодость загублена, время не повернуть вспять. Держащийся какое-то время на определенной дистанции от заключенного, чернокожий Малхолл постепенно также как и Баддаски проникается жалостью к салопету, и вот они уже все трое глушат пиво в номере мотеля, надрывая животы от смеха.

Планируемая изначально, как «экстрадиция узника на два дня» в итоге вырастает почти в недельное турне по Вашингтону и Бостону. И офицеров, неспешащих назад на базу можно понять - начальство выделило на поездку ровно неделю, суточные бегут. Почему бы не использовать временный вакуум в свое удовольствие. Все равно никто ничего не узнает. Впрочем, последняя мысль вряд ли волнует «провожатых» - тут как бы из жалости не отпустить заключенного на волю и не загреметь под трибунал.

«Последний наряд», начавшись как «очередное кино о людях в форме», незаметно для зрителя выходит совсем на другой смысловой уровень, где к красивым дорожным кадрам от оператора «Таксиста» прибавляется этакий «отцовский нагоняй» от старшего поколения младшему, ведь, по сути, сама история эта в первую очередь о взрослении и становлении характера. И конечно фильм стал бенефисом в карьере Джека Николсона, который тут просто дьявольски хорош.

Бодхисатва

Редко случается

Такие фильмы, к сожалению, забываются. Их не вносят в национальный реестр библиотеки конгресса, они не становятся культовыми. «Последнему наряду» в этом смысле повезло. Великий Николсон сыграл в множестве фильмов, разных по качеству, но, благо, теперь все они останутся, потому что, так или иначе, он имел к ним отношение. И благо, именно этот фильм останется где-то в уголке, но затерян не будет.

Почему такие фильмы забываются? Они никого не удовлетворяют. Для критиков слишком грубо, просто и вульгарновато. Для зрителей - сложновато и грустновато. Для ценителей авторского кино отсутсвует конкретный посыл (например «Байкеры-хиппи - символы свободы» или «Бог есть, потому что Винсента Вегу убили»). В общем, довольно неоднозначно.

Этот фильм предельно простой, и в этой простоте прячется предельная сложность. Это фильм о настоящих, живых людях, без сценариев и наигранности, чьи роли не написаны. Эти люди неполиткорректны, они позволяют себе не уважать глупые религиозные секты, им плевать на политику, они равнодушны и к Вьетнаму, и к Никсону, и к миру во всем мире. Им не надо выкрикивать лозунги с экрана, и они далеко не «символы свободы», как Фонда и Хоппер в «Беспечном ездоке». Никаких романтических бредней. Они - просто подневольные матросы, часть системы, винтик военного механизма. Но они так же люди, у которых есть еще маленькие радости, кроме желания, чтобы все политики оставили распри и обнялись. Они любят есть, выпивать, рассказывать бредни девчонкам, заниматься сексом. Но главное, они могут быть свободны в тех мелочах, в которых многие просто спотыкаются, продолжаю усердно ратовать за свободу духа.

Фантастическая игра Николсона, одна из лучших его ролей. В ней он гораздо больше МакМерфи, чем в «Гнезде кукушки», и главное - гораздо глубже. Здесь, он такой, какой был нужен - простой моряк, с душой, с хитринкой, не глупый, плюющий на вялые авторитеты, и с огромным, глубоко спрятанным желанием справедливости. Ведь не от холода он вжимался в воротник своей куртки, а из-за своего бессилия перед наплывом обстоятельств. Он не может решить проблему, он может ее только оттянуть. И из-за этого он приходит в ярость, но злится не столько на обстоятельства, сколько на себя.

Редкий фильм для своего времени, хотя и для сегодняшнего времени тем более. Сейчас такое уже не снимают, и вряд ли будут.

Оценка

10 из 10

DimMcMurfy

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.