Последний портрет / Final Portrait
История о закате жизни одного из виднейших художников ХХ века - Альберто Джакометти.
Париж начала 60-х, Альберто Джакометти окружен признанием коллег, интересом любовницы и ревностью жены. Чахнущий над своими доходами и уставший от предсказуемой жизни, художник находит покой в компании Джеймса Лорда - позирующего ему критика. Запланированный портрет не готов и через две недели: двое проводят много времени вместе, обсуждают искусство и работу, дышат свежим воздухом города на Сене.
Последний портрет: Творчество после признания
Париж 60-х годов 20 века. Альберто Джакометти, признанный и успешный творец преклонных лет, встречает молодого критика искусств Джэймса Лорда и предлагает написать его портрет за день. Однако ни через день, ни через две недели портрет так и не готов.
Американский актер, продюсер и режиссер Стэнли Туччи нечасто снимает кино и знаком российскому зрителю в основном по своим ролям в таких фильмах как «Дьявол носит Прада» и «Голодные Игры». «Последний портрет» - это его первый фильм за десять лет и первый игровой фильм об одном из крупнейших мастеров 20 века Альберто Джакометти.
Роль Альберто Джакометти исполняет Джеффри Раш - один из лучших актеров последних 20 лет, который может сыграть главного провокатора, предводителя и проповедника разврата и певца свободы Маркиза Де Сада, и алчного пирата, и гуманиста Альберта Энштейна. Что отличает хорошего актера от плохого - так это то, что у него, несмотря на некоторые общие черты образов, получаются очень яркие и самобытные персонажи. В этом фильме это не исключение. Альберто Джакометти, презирающий всех своих гениальных современников и искусство в целом, сам страдает от своей популярности и признания, так как является перфекционистом по природе и всегда сам оценивает свои работы. Именно поэтому портрет не готов ни через день, ни через неделю. «Твою ж мать!!!» восклицает Джакометти и уже в который раз переписывает почти готовый портрет.
В роли Джэймса Ларда - Арми Хаммер. После роли принца Алкота, Арми всеми силами пытается вернуться в серьезное кино и заработать репутацию. Роль модели как в прямом так и в переносном смысле, поскольку именно через него нам открывается Джакометти, удалась.
Актерский дуэт Раш-Хаммер передал нам просто и по-человечески тепло и быт, характер, и работу Джакометти - местами смешно, местами трагично, но очень живо.
Если «Манифесто» с прекрасной Кейт Бланшетт был сугубо для интеллектуалов, то «Последний портрет» - для всех. Однако ценность и значимость этого фильма состоит не только и не столько в раскрытии зрителю работы и личности великого мастера 20 века, сколько в том, что у Стенли Туччи как у режиссера и сценариста получилось через личность Джакометти выразить очень точное отношение к искусству вообще. Может кто-то не будет согласен с такой формулировкой, однако, узнать ее вы сможете только сходив на фильм «Последний портрет» в кино.
Bartik
Святые тайны лабиринта
И я один в беззвучном зале.
Мой факел пальцы мне обжег.
Завесой сумерки упали.
В бездонном мраке нет дорог.
Париж, 1964 год. Скульптор и художник Альберто Джакометти предлагает американскому журналисту и писателю Джеймсу Лорду написать его портрет. Вот, в сущности, весь сюжет картины. Но этот фильм вовсе не биография Джакометти и не иллюстрация его работ, а попытка проникнуть в суть творчества Художника, где сюжет - лишь остов, на который виток за витком нанизывается то действо, которое зовется Искусством. Говоря иначе, это обобщенный портрет гения в момент творчества.
Клубок же, зовущийся творчеством, начинает разматываться в момент, когда хаос жизни уляжется и Джакометти, наконец, сидя за мольбертом, начнет распутывать нить клубка. А она, эта нить, шершава, потрепана и не слишком приглядна. Да и сам клубок крайне запутан, в нем чего только не наверчено - нескончаемые недоделанные скульптуры, обмотанные мокрыми тряпками, чтобы глина не сохла, любящая, все понимающая, но такая несчастная жена Аннетт, муза-проститутка Каролин, весело щебечущая что-то, долгие прогулки по кладбищу, философские беседы, сутенеры, парижские переулки и многое другое, из чего складывается мир художника. И никогда непонятно, где проходит та грань в жизни Джакометти, которая отделяет его творчество от торчащей клоками неприглядной прозы жизни. Хотя нет, в его мастерской стоящая посреди кадра недоделанная скульптором голова точно пополам разделяет «зоны» художника и его модели-зрителя, сцену и зал. В остальном же это словно один общий кусок глины, из которого только скульптор способен вылепить нужный ему сейчас образ.
При этом творчество Джакометти - это бесконечный лабиринт Минотавра, где можно вечно бродить, но так и не найти ту единственную, ведущую к выходу нить, где совершенство радостно ждет своего триумфа. Весь смысл заключен именно в самом изнурительно-мучительном процессе бесконечных блужданий в темноте, поиске и борьбе с тенью, скользящей в пыльной мастерской и шепчущей, что все тщетно и бездарно.
Джакометти - мастер и хозяин таких путешествий в своем лабиринте, ему тоже нужны жертвы, поэтому, мучая своего натурщика Джеймса часами неподвижности, он находит настоящее удовольствие в бесконечных перечеркиваниях сделанного, потому как стоит только увидеть отсвет выхода, как хочется начать все сначала, поскольку «ни один портрет не может быть закончен».
После того, как изобрели фотографию, смысл в портрете утерян, а значит, и спутник художника в это жанре только бесконечность... Ему очень хочется каждый раз сгорать как Фениксу, а потом заново возрождаться, причем, судя по его словам, в буквальном смысле, но, к сожалению, вся проблема в том, что это можно сделать один раз, поэтому он переносит эту метафору на свою работу, где финальная точка его земного бытия равна моменту уничтожения уже написанного произведения.
Стэнли Туччи, замечательный актер, не первый раз садящийся в кресло режиссера, тем не менее, первый раз берётся за столь сложную тему, когда «на ладони необходимо вместить бесконечность», говоря языком Блейка. И надо сказать, что ему это удается не только как постановщику, но и как сценаристу. Помимо точно отображенной изо дня в день работы над портретом, где день пятый вроде бы ничем не отличается от дня семь-восемь-девять, сменяющиеся интонации и атмосфера не дают фильму провисать и «прокручиваться». Непритязательный юмор, удивительно гармонично вплетённый в этот непостижимо-богемный мир, не внося в общую картину ярких деталей, тем не менее, бросает на самого Джакометти те самые тени, из которых и строится искусство живописи и жизнь художника. Палитра духа времени и стиля самого скульптора дает почувствовать в фильме все словно «изнутри», и поразительно как «оживают» серовато-черный фон мастерской, покрытый гипсовой пылью, поломанные линии скульптур, и их лохматый автор, который так до самого финала и не смирится с тем, что его возрождающийся каждый раз из пепла Феникс свое бессмертие уже себе гарантировал.
Nattie-K
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.