Последний урок / La journée de la jupe
Соня Бержерак, школьная учительница, пытающаяся привить любовь к французской литературе подросткам из трущобных эмигрантских семей, обречена на издевательства и насмешки своих учеников. Каждый урок превращается для нее в бесконечный бой без надежды на победу, но однажды терпению педагога приходит конец. Отобрав у несовершеннолетнего бандита принесенный в класс пистолет, Соня запирает учеников в зале и начинает занятие по своей собственной программе, усвоить которую придется каждому, кто захочет остаться в живых. © tvcok.ru
Сезар, 2010 год
Победитель: Лучшая актриса (Изабель Аджани)
Номинации:
Лучший фильм
Лучший сценарий
Обычная школьная учительница находится на грани нервного срыва из-за постоянных угроз и издевательств своих учеников - детей из неблагополучных семей. Руководство бездействует, предпочитая игнорировать тревожные признаки назревающей трагедии. Во время очередного урока, в ходе потасовки с главарём школьной банды, она завладевает настоящим пистолетом. Раздаются выстрелы. Испуганные подростки оказываются в заложниках у собственной учительницы.
Сложившуюся ситуацию уже никто не в состоянии контролировать. Снаружи - готовая к захвату опергруппа, внутри - притихшие, но озлобленные дети, вынужденные учить Мольера под дулом револьвера в руках одинокой и растерянной женщины. Трагическая развязка близка. Но пока ещё есть время, они вместе пробуют разобраться, откуда у этих ребят накопилось столько злобы и ненависти к окружающему миру.
Социально-психологическая комедия воспитания
- это то, к чему пришел Мольер (а теперь мы знаем, что настоящее его имя Жан Батист Поклен), после ранних фарсов. И если ассоциировать комедию не с «Очень страшным кино», а с одним из видов драмы, то становится понятно, почему они учат Мольера. И как бы иронично не было бы представление воспитания подростков именно таким способом - это вполне реально.
Мы много видели фильмов на эту тему. И эстонский «Класс», где оружие у подростков, проблемы у подростков и смерть вокруг них же самих. И русский «Все умрут, а я останусь», где нет пистолетов, зато есть куча проблем, раздутых из ничего и проблема раннего взросления (или как раз его отсутствия). И, наконец-то, мы посмотрели «Последний урок». Здесь оказалось ВСЕ, без избытка, по-французски: одно другому не мешает. И многое даже вытекает из другого. Проблемы расизма, которые так будоражат всю Европу, проблема отцов и детей, проблема эмансипации женщин, проблема подростковой половой жизни, проблема дискриминации... Становится непонятно, у кого в заложниках дети? У своей нервной учительницы? Или у своих собственных проблем?
Только после этого фильма я поняла, что больше всего воспитывать должны именно такие фильмы. Они не смогут изменить ваши принципы, не в силах повлиять на ваше мировоззрение, может быть, даже не откроют что-то новое для вас, но воспитать в вас что-то - они обязаны.
Спасибо режиссеру - я аплодировала.
YesNo
День юбки
Это моя первая рецензия, поэтому мне бы хотелось не просто рассказать о том, как мне понравился фильм, но написать что-то, что сможет пробудить в прочитавшем желание его посмотреть. Надеюсь, что мне это удалось.
Итак...
».. Вы не можете всю жизнь обвинять кого-то другого... ничто не защитит вас от собственной злобы и глупости...» (с)
Впервые прочитав об этом фильме, я очень заинтересовалась. Школьная тема редко оставляет равнодушным. Но особенно привлекла моё внимание страна производитель - Франция. Как-то так уж получилось, что при словах «французский фильм» сразу появляются ассоциации «романтическая комедия» или «крутой боевик». С этим фильмом всё иначе. Я давно не смотрела ничего такого, что могло заставить моё сердце сжиматься все 87 минут. Незамысловатый (только с виду!) сюжет о вечном конфликте учителей и учеников, как может показаться в начале, скрывает за собой глубокие темы религии, этики, толерантности, уважения.
Действие динамично, а каждое движение или слово героев проникнуто смыслом и несёт новый поворот событий, заставляя зрителя в очередной раз задуматься. Но от этого не создаётся ощущения нагромождённости деталями. Режиссёр открывает постепенно дверь за дверью, уводя нас вглубь по школьным коридорам в тот «ужасный» класс, где всё и должно открыться, свестись воедино.
Отдельная тема в фильме - действие так называемой власти, желающей отгородиться от всего и вся, лишь бы не появлялись новые проблемы. (Знакомая ситуация, не так ли?) Лишь бы, как выразился директор школы, «его не ругали». Просто закрыть глаза и пусть дети растут расистами и сексистами, мне-то что? Моя хата с краю, как говорится.
Не обошлось тут и без темы семьи, что ещё раз показывает, насколько фильм разноплановый. На что мы готовы по сути ради своих близких? Покинуть свою родину, чтобы обеспечить детям будущее? Отказаться от родных и вероисповедания ради любимого? Слепо любить своего сына, несмотря на его жизнь во грехе ? Вопрос только в том, ценим ли мы всё это?
Игру Изабель Аджани нельзя описать словами. Если она настолько вжилась в эту роль, представляю, как ей было тяжело.
Особенно потрясает концовка. Странно было ожидать от такого рода фильма благоприятного исхода, но всё же концовка меня ошеломила.
Всё-таки, если гнев внутри, от него нигде не спрячешься, даже в Австралии...
10 из 10
Вунш Пунш
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.