Последняя сказка Риты
Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья.
Кинофестиваль «34-й Московский международный кинофестиваль»
Победитель в номинации:
Приз газеты «Коммерсантъ Weekend»
Номинации:
Приз за лучший фильм - Золотой «Святой Георгий»
- Часть съемок проходило в Доме-музее Алексея Толстого на Спиридоновке.
- Рабочее название фильма — «Их было три подруги».
Последняя
Восемь лет прошло с выхода первого игрового фильма главной сказочницы современного русского кино. Собственно, Литвинова сегодня и последняя, кажется, кто в нашем кинематографе способен снимать сказки, потому что опыты других авторов на этом поле, за редчайшим исключением, убоги или, в лучшем случае, унылы. Хотя в случае с Ренатой правильнее, наверное, называть их снами, фантазиями, плодами разгоряченного воображения, легким сумасшествием, поскольку жанр сказки подразумевает, что всё увиденное в ней невозможно никогда и ни при каких обстоятельствах, а сказочные фильмы РЛ могут оказаться вполне реальными.
И вот на экранах «Последняя сказка Риты». За годы, что отделяют её от «Богини», имя Ренаты Литвиновой стало почти нарицательным. Редкий комик не выкручивал себе руки в изломанных жестах и не пытался скопировать манеру разговора дивы. Желтая пресса не упускала ни одной возможности почесать языком, пером или чем еще на тему дружбы режиссера с певицей и музыкантом Земфирой. Сама Рената вела несколько передач на ТВ, сняла подруге два фильма-концерта и несколько клипов, сама снялась в ряде фильмов, попробовала себя в театре, выпустила капсульную коллекцию одежды, рекламировала автомобили и крема, и вот, наконец, пару лет назад приступила к воплощению замысла «Нас было три подруги», ставшего в итоге фильмом «Последняя сказка Риты».
В многочисленных интервью и на пресс-конференциях создатели фильма неоднократно отмечали, что он, и это принципиально, создавался в условиях максимальной свободы. Не только экономической (основной бюджет фильма - личные средства режиссера и композитора). Если в 2004 году режиссер-дебютант, снимая свой первый фильм, хотела сделать действительно кино, во вполне традиционном его понимании, серьезно и основательно, насытив его своими идеями и образами, старательно, оглядываясь так или иначе на общий контекст и возможную реакцию, то на сей раз «икона стиля» сразу отмахнулась от всех и вся, твердо решив: что хочу, то и ворочу.
Множество условностей, забавностей, почти нелепостей, которые были бы непростительны в другом фильме, другому режиссеру, но которые в картине Литвиновой становятся авторскими фишками, дерзостями, той неповторимой и узнаваемой манерой, какой в своё время стали интонации и жестикуляции режиссера. Ей не надо, чтобы было правильно, ей надо, чтобы было, как она захотела.
В новом фильме Рената неожиданно много шутит. Шутит над жизнью - потому что невозможно воспринимать её без юмора, над смертью - вернее страхом перед ней, шутит над обывателями и над самой собой - над своим публичным образом, который, конечно, не самое она. Вот она гордо поднимает подбородок и плавно, аки богиня какая, проходит по зимнему лесу, входит в дверь, а вот пьяная нелепо танцует, открывая рот под фонограмму. Как будто заявляет иронично: да, вот такая я, смотрите - так могу и так могу!
«Последняя сказка Риты» - это, как и в «Богине», отличная музыка в авторстве Земфиры, насыщенные цветом кадры, множество деталей, безумные наряды и макияжи, бесконечно много сигаретного дыма, выпивающие женщины... Это снова фильм одного человека, как бы ни были хороши в нем другие актеры. Это фирменные Литвиновские фразочки, и это её высказывание о жизни.
По-прежнему размышляя о смерти, которая совсем не страшна, которая не хуже жизни, которая может быть избавлением, наградой, и любви, которая главная возможность человека, смысл и оправдание его существования, которая делает его душу красивой, Рената предлагает свой взгляд на жизнь. Жизнь, которую нельзя разорвать, разобрать на части, в которой смешное рядом с грустным, в которой сплетено много неразрешимых противоречий, но в которой всегда есть место сказке.
«Последней сказкой» Рената Литвинова говорит: «Не бойтесь! Не бойтесь смерти. Представьте, что она - я. И я приду к вам, красивая, нарядная, с бокалом вина, шампанского, коньяка. Я скажу вам какую-нибудь радостную глупость, от которой вы обязательно улыбнитесь и нежное тепло окутает ваше тело. Я сниму про вас фильм, если, конечно, ваша душа окажется достаточно красивой для того, - если ей была ведома любовь. Я сотворю для вас какое-нибудь маленькое чудо, и вы поймете, что смерть прекрасна. Но это совсем не значит, что вы должны торопиться встретиться с ней. Она сама назначит час свидания в каком-нибудь запредельном кафе. Она закурит сигарету, нальет живительный напиток, станцует для вас, возьмет за руку, и вам не будет страшно, вам будет хорошо. Так зачем же бояться? Ведь страх смерти приближает смерть. А пока живите! Живите радостно и интересно и любите. Любите близких, любите любимых»
Позитивно, легко и красиво. Не пытаясь сделать кино как таковое, позволяя множество допусков и условностей, по-хорошему безумно, эфемерно, эфирно, зефирно, земфирно, в дымке сигаретного дыма. Грустная сказка с множеством смешных моментов. Не похоже ни на чье. Щемяще.
Den is
Нас интересуют не все души, только любящие, или Здесь нельзя курить
У большинства сколько-нибудь взрослых людей опыт общения со смертью имеется. Наша смертушка не такая, как в заграничном кино - в чистой палате, в благородно минималистичном интерьере, - она такая же, как наша жизнь - в аварийных корпусах, в окружении буйно и тихо помешанных, украшенная этими ужасными пластиковыми цветами и дешёвой синтетикой цвета «вырви глаз». Но у Ренаты Литвиновой удивительное чувство меры, ничто не чересчур, вы забудете слово «чернуха» - ни один кадр нельзя так назвать даже с очень большой натяжкой.
Я много смеялась (ну, не так чтобы очень громко) и вообще от души повеселилась во время фильма - может, это со мной что-то не так, но смешных моментов действительно достаточно, кино самоироничное и самопародийное.
Оно очень женское - каждое женское лицо и фигура по-своему красивы, наполнены смыслом и рассказывают историю своей хозяйки (это относится даже к неприятной нечёсаной толстухе - соседке по палате, и тем более к живописным старухам). Мужчин я особо не заметила, ну, был какой-то лохматый, как пудель Артемон, постригся зачем-то - с лохмами-то лучше было.
Таня Неубивко и Маргарита Готье, Литвинова и Кузина - почти зеркальные, почти сёстры, как портреты в разных художественных стилях: Таня, допустим, модерн, а Рита - классицизм. И третья сестра - в негатив - Надежда Татьяны Друбич, в негатив не только блондинистости подруг, но и собственному имени - ни грамма надежды вы в этой Надежде не найдёте. Мартини в авоське - нет, ну вы это видели?!! Вот где эти женщины авоську-то нашли?
Хочется уделить особое внимание героине Сати Спиваковой. Какая она красивая - залюбуешься, холодная и жестокая с этими своими... червями. Мне кажется, это Природа, Жизнь, Материя, Реальность («так надо, дочка, так надо»), хотя впрямую расшифровывать символику, пожалуй, не совсем прилично. Пусть каждый увидит своё.
Не знаю московской топографии - но понятно же, что звучащие и звучащие из антикварного приёмника адреса снесённых домов - закрывшихся порталов - адреса реальные, - и несколько раз повторённое: «Что это за люди, что это за власть? Они же все красивые дома сносят!» - мысли автора, не только героини. И это уже нисколько не смешно.
Меня бы вполне устроила смерть такая, как Рената Литвинова, и Смерть у нас, конечно, женского рода. Но при условии свободного выбора предпочла бы нечто стилистически близкое, но другое - Дэвида Боуи 70-80-х годов - обязательно с длинными светлыми локонами, с этим его голубым глазом и сигаретой в тонких пальцах... (курил он, кстати, тоже совершенно безбожно и едва не откинул коньки преждевременно по этой причине). И пусть будет в синем, голубоглазому блондину в синем хорошо (успеваете записывать?).
Как деликатно сообщить человеку, что ему недолго уже осталось?
- Курю я много, надо бросать.
- Да теперь-то уж и не нужно...
9 из 10
anita69
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.