Поверженный идол / The Fallen Idol
Когда работающий во французском посольстве в Лондоне дворецкий становится подозреваемым в смерти его жены, качестве свидетеля выступает только впечатлительный мальчик.
2 премии Национального совета обозревателей в США - за сценарий и главную мужскую роль (Ралф Ричардсон - также за участие в ленте «Наследница» / The Heiress), приз «Бодиль» в Дании за лучший европейский фильм 1949 го.
Оскар, 1950 год
Номинации:
Лучший режиссер (Кэрол Рид)
Лучший адаптированный сценарий
Золотой глобус, 1950 год
Номинации: Лучший иностранный фильм - «Великобритания»
Британская академия, 1949 год
Победитель: Лучший британский фильм
Номинации: Лучший фильм
Венецианский кинофестиваль, 1948 год
Номинации: Золотой лев
Он заплакал от горького счастья, от жалости к самому себе; он один, совсем один; не надо больше хранить чужие секреты; он отказался от чувства ответственности раз и навсегда. Пусть взрослые живут в своем мире и оставят его одного в этом надежном уголке среди платанов («Комната в подвале»).
Если вспоминать сотрудничество режиссера Кэрола Рида с писателем Грэмом Грином, то в голову сразу приходят широко известные «Третий человек» и «Наш человек в Гаване». Однако по своей художественной ценности «Поверженный идол», экранизация «Комнаты в подвале», являясь менее популярной, тем не менее ничуть не уступает этим двум фильмам. Да и сам Грин считал ее наиболее удавшейся, хотя своей рукой внес кое-какие коррективы в свою же повесть, перекладывая ее на язык кино.
Кинематографический вариант получился и шире, и глубже литературного. В незначительных, на первый взгляд, деталях раскрываются все тонкости взаимоотношений между мистером и миссис Бейнз, Филипом и Джулией. Пара правильно расставленных акцентов - и вот мы знаем практически всё о том, что стоит за поступками и мыслями героев.
Ложь перед собой и другими, ложь во благо (попытка не вмешивать в дело Джулию), мелкая ложь-хвастовство (рассказы об Африке) - паутина, сплетенная своими руками, в которой суждено увязнуть Бейнзу. С другой стороны мы видим Филипа, который пока не умеет различать виды и разновидности лжи и не всегда понимает, зачем она нужна (разве что в явных случаях - например, можно соврать миссис Бейнз, что утопил ужа, чтобы она не принялась его искать и не убила на самом деле), а потому его устами глаголет либо истина, либо крайне неубедительная ложь. Финальные откровения мальчика заставляют вспомнить притчу о пастухе, неудачно пошутившем о нападении волков - когда волки напали на самом деле, ему никто не поверил. А ведь Филип снова следует указанию взрослых: инструкция была - говорить правду и только правду, вот и слушайте вашу правду.
Почти никто из нас, взрослых, не помнит, как он пришел к своим представлениям о том, когда нужно ответить правдиво, когда солгать, а когда утаить часть правды. Может быть, за нашими представлениями стоят не менее трагичные истории. Всё-таки учиться вранью непросто, но нужно - по одной простой причине: правда уместна не всегда, а когда настает время солгать, то лучше уж уметь это делать.
Самая сложная роль по определению досталась Бобби Хенри, и он не оплошал. Резкие переходы от огорчения к радости, неподдельное отчаяние, готовность прийти на выручку, недоумение - зачастую актерам-детям такие вещи удаются гораздо лучше, чем взрослым: ни тебе экзальтации, ни фальши. Наверное, потому, что они играют в кого-то, а не притворяются кем-то...
Однако приоритет Бобби не означает, что Ральф Ричардсон, Мишель Морган и Соня Дрездел со своей задачей справились хуже - это вовсе не так. В целом фильм получился очень сбалансированным, без резких передергиваний и переигрываний. Даже обидно, что кроме Сергея Кудрявцева никто не написал на него свой отзыв.
Queen Kong
Каждому человеку, который прожил осознанной жизнью хоть немного, знает о разрушительной силе лжи. Как и о том, что запутавшемуся в паутине вранья, всегда сложно из нее выбраться. Солгав один раз, всегда приходиться делать это снова, и, в конце концов, снежный ком лжи становится настолько огромным, что совладать с ним становится невозможно. Именно это и произошло с героями фильма «Поверженный идол», снятого по рассказу известного английского писателя Грэма Крина. Дворецкий Бэйнс, волей случая оставленный вместе со своей женой присматривать за сыном посла, маленьким Филипом, узнает о последствиях необдуманной лжи на своей шкуре. Его жена, деспотичная и капризная миссис Бэйнс, не дает прохода ни своему мужу, ни юному подопечному, настраивая обоих против себя. И если все на что способен Филипп - это по-детски непосредственно оскорбить ее за обедом, то уставший от супруги Бэйнс, находит себе женщину на стороне. Вынужденный лгать сначала мальчику, а затем своей супруге, дворецкий попадает в крайне щекотливую ситуацию. Необдуманные слова и поступки продолжают накапливаться, и в итоге все заканчивается трагедией, отвечать за которую приходится каждому из героев.
«Падший идол» - слова вынесенные в титул фильма, безусловно, относятся к его главному герою - дворецкому Бэйнсу. Будучи примером для подражания и лучшим другом Филиппа, он теряет этот статус, после того, как открывается не слишком красящая дворецкого правда. Собственно, честность и то, к чему может привести ее отсутствие и являются главным лейтмотивом «Падшего идола». В отличие от оригинала, в котором на первое место была выведена детективная составляющая, экранизация больше уклоняется в сторону нравоучительного посыла. Что, впрочем, нисколько ее не портит - при условии грамотной режиссуры и хорошей актерской игры, любой сюжет начинает играть новыми красками. И «Падший идол» не исключение. Действие фильма, большей частью, построенное на диалогах, также приходит в движение из-за большого количества деталей, кажущихся незначительными с первого взгляда. Но, проходит какое-то время и они, как затерявшиеся детали огромного конструктора, становятся самой заметной его частью. И вот тут-то герои фильма, а главное, конечно, юный Филипп, начинают понимать необратимость, а подчас, и фатальность сделанного и сказанного. В какой-то момент, все действующие лица оказываются втянуты в тонкую и опасную игру, которая семимильными шагами ведет их в пропасть. И когда они понимают, что лучше уж было говорить правду с самого начала, уже становится поздно. А чтобы зритель в полной мере ощутил значение происходящего, оно передано глазами ребенка, который мало чего понимает, из того, что ему говорят. Запутавшийся в череде постоянных секретов, Филипп, который еще, в силу возраста, не научился лгать, выступает в роли непосредственного наблюдателя. Режиссер играет на контрасте между непорочным образом мальчика и завравшимся камердинером, лишний раз подчеркивая свою основную мысль. И, несмотря на то, что мысль эта появилась одновременно с самой ложью, то есть, в день сотворения мира, в «Падшем идоле» она подается так, что об этом и не задумываешься. В конце концов, все новое - это хорошо забытое старое, а «Падший идол» настолько хорош, что забудется он вряд ли, чего его создатели и добивались.
NOW_RU
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.