Наверно я с жадностью набросился бы на любой фильм о блокаде. Еще никому, на мой взгляд, не удалось снять по-настоящему интересного и атмосферного кино на данную тему. Тем более затронуть актуальные социальные вопросы. Провести какие-то параллели. Война — пробуждает в людях самые низменные чувства. И скорее всего будет полезно не только показывать всю эту мерзость, но и не боятся высмеивать ее.
Поэтому любая сатира и тем более сатира на войну — это отличный способ обратить внимание аудитории на определенные проблемы и недостатки, основные принципы, объяснить поступки и действия через призму сарказма и иронии. Но есть один момент, нужно уметь и в сарказм и в иронию.
Есть ли достойная причина для просмотра? Запрет фильма? Упоминание Красовским прокуратуры или о пропаганде нацизма? В «Празднике» — нет ничего провокационного. Ничего, что стоило бы внимания ни сталинистов, ни антисталинистов, тем более прокуратуры. Ничего того, что я ждал или мог ожидать в фильме про Блокаду. Праздник — даже не тянет на новогодний капустник знаменитых актеров, коих тут нет. Сам написал, сам снял, сам накрыл поляну.
Есть хорошие примеры того, как фильм снимают в виде спектакля или длинными дублями с великолепной игрой актеров. Но кино — это не театр. Еще Эйзенштейн начал сражаться с этим. Театральная наигранность «Праздника», настолько губительно отражается в этом фильме, что неплохой актерский состав во главе с Тимофеем Трибунцевым не может вытянуть ни одной сцены, написанной режиссером/сценаристом. Напротив она не играет или переигрывает все, что можно, а можно не так много. С самого начала фильм поражает своей скупостью на события и щедростью на высосанных из пальца приторных героев. Сюжет пытается развернуться на даче номенклатурного работника во время блокады — о чем иногда напоминают зрителю в общем наборе пустых на бестолковые диалоги сцен, поверить в искренность которых, просто невозможно. Но, несмотря на перенасыщенный вздор и плоский юмор, развернуться там нечему. «Праздник» по увлекательности не составит конкуренцию даже второсортному дневному эфиру на ТВ. Атмосферу блокадного Ланинграда трудно передать в доме Разбирать в фильме особо нечего.
Забавно, как некоторым людям несмотря на пятый десяток, открываются какие-то банальные истины. Прочитают пару статей, как наивные маленькие дети спешат поведать миру свои «новые» открытия. А контента и знаний для своего пересказа получается маловато. Несерьезно. И печально, что из за такой поделки, мы еще долго не увидим нормального фильма про блокаду, тем более черную комедию.
Отдельная благодарность за то, что на «Праздник» не потратили государственных средств.
1 из 10
SHIZBOY
Раньше был популярен один театральный жанр — телетеатр, но сейчас, по понятным причинам, он устарел. А знаете, это же было отличное решение для ленивых интеллектуалов! И псевдоинтеллектуалов. Сидит условный Быков (любое совпадение с русским режиссером случайно. Правда.), смотрит такие постановки — а вскоре садится в режиссерское кресло и снимает фильмы про нашу действительность.
А Красовский берет тему блокадного Ленинграда и показывает наши реалии через те времена. И получается у него не чернуха с выводами из серии «вы ещё не заслужили хорошего персонажа» — у него вообще выводов нет. Зритель не дурак, зритель и сам головой подумать может. О чем кино? Как в тот меме с собачкой, сидящей в горящем доме и говорящей: «все нормально». Не чувствуется, что рядом есть какая-то ужасная и великая война. Чувствуется изоляция власти от граждан. Следовательно, и те и другие открыто презирают друг друга. Правых и виноватых здесь нет.
Ну так вот. «Праздник» — конечно же не комедия. Да, здесь есть гиперболизация и какой-то фарс — прямо как в`Смерти Сталина», но это жанровые условности. Фильм действительно напоминает театральную постановку, ведь диалоги написаны не живым, киношным языком, а литературным. В этом чувствуется выдача персонажами себя за нормальный, простой народ, но смотрится смешно и глупо. Как вот эти все «Голубые Урганты», например.
Красовский наконец-то понял, зачем ему нужно ограниченное пространство, использованное в «Коллекторе». Персонажи практически не используют окружение, мы не видим, что происходит за окном — мы даже не слышим, что происходит на улице. Режиссер используют такую отчужденность от места действия для показа изоляции — пока власть сидит в своих Кремлях, или если ещё хуже — закрылись в своей голове, они вообще не будут понимать, что делать. Они будут обвинять шпионов — будь то немецких, будь то американских, ведь у России много врагов. Но не себя.
Режиссер не показывает положительных персонажей вообще. Даже бедная девочка, потерявшая родителей — не положительный персонаж. Посмотрите, узнаете, почему. Фильм к концу внезапно выдвигает новый тезис: «вообще-то, не только наша власть плоха, но и вы сами.» и пока идет осознание происходящего, выключается свет, а вместо нее — включается тревога. Персонажи в суматохе не пытаются сказать последние слова, обнять близких. Они вспоминают, что курица сгорела. И вот в духе последних двух сообщений построена вся динамика фильма — он очень ровный, спокойный. Красовский не закладывает никаких панчлайнов, он снял русскую жизнь. И назвал её комедией.
The_UFets
|
|