Председатель
Фронтовик Егор Трубников возвращается в родную деревню восстанавливать разоренное, нищее хозяйство. Тяжко ему приходится — почти как на войне.
Став председателем, он взваливает на себя бремя ответственности не только за колхозные дела, но и за судьбы таких близких ему людей…
Трейлер
- За роль Егора Трубникова Михаил Ульянов признан лучшим актёром 1965 года (по опросу журнала «Советский экран»)
- Михаил Ульянов в роли председателя впечатлил маршала Жукова; когда подбирали исполнителя роли маршала в киноэпопее «Освобождение», Жуков высказался в пользу Ульянова, хотя не знал его фамилии («А пусть тот, который председателя сыграл»).
- Прообразом Егора Трубникова был знаменитый белорусский партизан Кирилл Орловский
- Натурные съёмки проходили под Можайском, в том числе в селе Мышкино, павильонные - в Риге.
- Религиозный гимн «Близко мой Бог к тебе», который исполняют в фильме баптисты, является известным церковным гимном, который также звучит во многих зарубежных фильмах.
- На роль Егора Трубникова пробовались Евгений Урбанский и Глеб Стриженов.
- На роль Семёна Трубникова пробовался Анатолий Кузнецов.
- Первоначально сценарий фильма назывался «Трудный путь».
Награды:
Премия по разделу фильмов современной тематики на ВКФ в Киеве (1966)
Михаил Ульянов получил Ленинскую премию (1966) за исполнение роли Егора Трубникова
Вернувшись с войны со Звездой Героя и фронтовой инвалидностью, Егор Трубников попадает в царство нищеты и разрухи. Родной колхоз напоминает болото: здесь никому ничего не нужно. Трубников хочет поднять людей на ноги, доказать, что они способны на подвиг труда и воли. Что этот подвиг, что они сами и их край важны. Он наживает противников в лице райкома, НКВД и даже земляков, но все равно принимает на себя роль неукротимого лидера.
Один из шедевров соцреализма.
Фронтовик Егор Трубников возвращается в родную деревню кавалером нескольких орденов и без руки, однако именно ему предстоит поднимать колхоз «Труд».
Удивительный для 1964 года фильм. В том смысле, что он должен был выйти раньше, судя по идеологическому заряду, в нем заложенному. Хотя сохранял свою актуальность вплоть до конца 80-х гг. Сейчас его смотреть несколько сложнее. Во-первых, не все понимают, что такое колхозный строй. Во-вторых, специфика партийно-государственного устройства, показанная в фильме, также вызовет затруднения в понимании всех конфликтов того времени. Наконец, коллизии трудовой деятельности в кинематографе давно уже отошли на второй план. Тем не менее, и исторически и кинематографически картина интересна.
Любопытно и название и заложенные в фильме гражданские конфликты. Пойдем по порядку:
1-я линия. Братья. Егор-коммунист, фронтовик, председатель. Его брат Семен - не-коммунист (если не сказать, антикоммунист), не-фронтовик, сторож (да и то по настоянию брата-председателя). Совершенно очевидная отрыжка Гражданской войны с ее конфронтациями и линией фронта, прошедшей через многие-многие семьи. Показана часть крестьянства, не принявшая колхозного строя, удивительным образом подпирающая (доносами на брата) сталинский режим.
2-я линия. Жены (и не только). Одна - городская, другая - деревенская. Город-деревня - едва ли не ключевая антитеза фильма. Авторы именно деревню называют ростком коммунизма (в одном из монологов Ульянова это говорится прямым текстом). Именно в деревне видится этическая основа Советской власти. Собственно, по причине урбанизации пейзажа, финал оказывается фальшивым и не впечатляющим.
3-я линия. Личность и система. Парадоксальным образом Ульянов превращает своего героя в победителя не благодаря, а вопреки. Вопреки и системе, и советскому миру вообще. В нее явно с трудом вписываются представления о том, что работать надо по 14 часов в день (а не по 8). Достаточно очевидно рисуется главное «достоинство» колхозного строя - план госпоставок. Про трудодни и говорить нечего. Без особого стеснения, а естественно показывается лицемерие того времени - все не во благо человека, а во благо государства. Партийные органы выступают в качестве оторванных от действительности и не особо заботящихся ни о деревне, ни о городе бюрократов. Наконец, сама постановка фильма, ставящая в центр личность, а не коллектив (даже несмотря на отдельные указания про служение партии, Родине и народу), уже крамольна в своей сути. Нечего и говорить про тему НКВД. Несмотря на очевидность заказа (XX съезд все-таки), не так часто в фильмах мелькают отрицательные персонажи из органов. Как-никак, но советская система.
И все же не это главное. Подкупает нечто, что лежит вне идеологии. Если хотите, то фильм о роли личности в истории. Ульянов играет вождя, который жесток, груб, рубит с плеча, но справедлив, твердокамен и «с думой о народе». Как ни крути, а именно из таких вождей вырастает вся российская действительность. Уж куда деваться от нашей вечной ментальной черты - долготерпения при тиранах, которых мы обязательно поминаем добрым словом. Похоже, что без этого не видать нам будущего, а от этого грустно. Кстати, еще раз о финале - у кого как, а у меня парадоксальное отношение к нему. В нем сквозит самоуспокоенность - не борьба уже (недаром Председатель отпускает своего брата из колхоза), а некий достигнутый идеал. А это русской натуре противоречит - нам трудности подавай, чтобы преодолевать. Поэтому и везение нам не нужно - нам нужны трудности и крик. Разве что символично последнее - смерть и рождение соседствуют и в них залог круговорота жизни.
8 из 10
smidmi1979
Главное-остаться Человеком
Сильная картина. И мне очень стыдно, что я познакомилась с ней только сейчас, да и вообще, начинаю свое «погружение» в советский кинематограф, так сказать, с головой.
Великая сила и мощь характера, духа, стойкость и непрогибаемость своей воли-вот они, истинные качества настоящего Человека. И Сергей Ульянов это показывает в своем герое, да так, что вызывает восхищение, мотивирует, воспитывает. Вернуться героем с Великой Отечественной Войны, и одною рукой поднять погрязшее в разрухе хозяйство родного колхоза!Внушая людям, как они важны для своего края, для своей страны, постоянно на собственном примере доказывая, что труд необходим, что именно он делает человека Человеком, а лень-это низость, которая свойственна лишь таким же низким, ничтожным людишкам. И именно с подобными он борется, и эта борьба-поражает. Как же силен его дух, как чисты и справедливы мысли председателя-ведь он вытягивает их из этого омута, делает настоящими рабочими, и людьми. Не желая мириться ни с кем, кто против него, будь то родной брат или председатель обкома, он напролом идет к своей цели. И как же смешно смотреть на всех тех, кто ему завидует-но не признается в этом, а выражает лишь в своей злости, и, якобы «несправедливости» его работы, его жадности, казнокрадстве, постоянно донося на него властям. Но председателю плевать. Через злобу, пот и кровь он делает свою работу, не ради себя, ради своих людей. Заботится прежде всего о питании, о заработке колхозников, их хозяйстве, и уже после-о сдаче планов. И это ему удается великолепно. А люди, изначально ненавидевшие его, за то что он заставляет их видите ли работать, понимают что именно он прав, что он- их лидер и что он сможет поднять их на ноги. Это со временем понимает и часть молодежи, желающая бесцельно уехать из колхоза.. т. к. лучше строить будущее здесь, чем бессмысленно бродить по Москве, тратя себя ни на что. Колхозники идут за ним, и даже после попыток власти убрать его с поста председателя-выбирают его снова. Очень зацепила эта сцена..
В итоге результаты превзошли ожидания всех. Тот самый пустой колхоз превратился в маленький «городок». А главное-люди в нем счастливы.
10 из 10
wylin
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.