Приключения Тома Сойера / The Adventures of Tom Sawyer

Приключения Тома Сойера
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 11 Февраль 1938
Продолжительность: 1:27
Просмотрели: 132

Четвертая по счету и первая цветная подробная экранизация знаменитого приключенческого романа Марка Твена. Фильм собрал массу положительных критических отзывов за замечательно точную передачу характеров и атмосферы романа."

Трейлер

Трейлер 2

  • Изначально режисёром был Генри Кондмен Поттер, который начал снимать фильм в чёрно-белом цвете. Однако через некоторое время он был отстранён продюсером Дэвидом Селзником, а отснятый им чёрно-белый материал - забракован.
  • Из-за тогдашней цветопередачи плёнки очень много споров возникло между оператором Джеймсом Вонгом Хоу и его партнёром из «The Technicolor Company» Уилфредом М. Клайном по поводу того, какого цвета должна быть одежда актёров. Клайн хотел использовать яркие цвета, в то время как Хоу настаивал на подавленных земных тонах. Их ссора растянулась на неделю, после чего Хоу настоял на своём и в результате «The Technicolor Company» запретила Хоу на целых десять лет работать с цветной плёнкой.
  • Изначально роль Бэкки Течер должна была играть Марсия Мэй Джонс, однако к моменту начала съёмок ей было уже 12 лет и она успела сильно вырости, и поэтому ей предложили роль Мэри Сойер.

Номинации:

Оскар, 1939 год - Лучшая работа художника
Венецианский кинофестиваль, 1938 год - Кубок Муссолини за лучший фильм

Это четвертая адаптация на экране знаменитого романа Марка и первая снятая в цвете. Сценарист Джон В. Уивер сохранил тонкий баланс между эпизодической структурой романа и многочисленными персонажами и сюжетными линиями, стараясь собрать воедино наиболее известные события, описанные в книге: побелка забора, ухаживания Тома за Бекки, убийство на кладбище, побег из дома после наказания, в результате чего его считают погибшим, дача свидетельских показаний в суде и, наконец, приключения в пещере. Типичная для Голливуда, хотя, оригинальная сюжетная линия Твена иногда изменена для усиления драматической линии. Например, в фильме индеец Джо падает в пропасть, куда его ногой толкает Том, а в романе, индеец Джо теряется в пещере и умирает от голода к сожалению, некоторые сцены с глубоким юмором из романа, например, когда Гекельбери Финн, дает Тому свою трубку, чтобы тот покурил, не была использована в фильме из-за страха цензуры. Вместо того, создатели фильма поставили сильный акцент на дешевый фарс в попытке расширить коммерческую привлекательность, постоянно забрасывая и попадая в лицо героя то белилами, то помидорами, то тортом. К сожалению, талантливый сценарист, Джон В. Уивер, вскоре умер от туберкулеза. И все-таки за экранизацией стоит искренняя попытка передать истинный дух Марка Твена и на сегодняшний день это самая близкая к роману экранизация.

«Приключения Тома Сойера» ("Adventures of Tom Sawyer». 1938)

Экранизация известной книги Марка Твена, снятая в 1938г. режиссером Норманом Торогом. В своё время фильм номинировался на премию «Оскар» и почти одновременно с этим - на приз Венецианского кинофестиваля, вызвав восторг у Бенито Муссолини. К сожалению, фильм мало знают в России. Скорее всего - из-за экранизации 1981г., снятой Станиславом Говорухиным. На моей памяти его показывали по ТВ всего 2 или 3 раза за 20 лет, как жаль! Фильм превосходит не только экранизацию Говорухина, но и совместную Франко-Германо-Румынскую 1968г., и американский мюзикл 1973г, и раннюю американскую версию 1930г.

Время любого фильма ограничено, заметно меньше, чем у книги. Поэтому, создатели ленты решили не иллюстрировать повесть, а постарались переосмыслить её, чтобы как то уместить всё в 1,5 часа экранного времени. Пришлось кое-что «досочинить», т. к. многое у персонажей Твена почти не описано. Впрочем, заметных отступлений от сюжета всего два. Первое - Индеец Джо не умирает от голода, а срывается в пропасть - для большего драматизма и второе - пощечина Сиду (в конце фильма). Не знаю, следует критиковать фильм за это? Другие изменения и все «гэги» (например, лягушка у Тома; или концовка сцены с «болеутоляющим») очень органичны и, по-моему, остроумны и изящны.

Фильм снимался в Калифорнии - на 2-х озерах -«Big Bear Lake» и «Lake Malibu» и потребовал очень значительных усилий. Достаточно сказать, что за время работы сменили 4-х режиссеров и 3-х операторов. Но результат себя оправдал. Это именно «Том Сойер Марка Твена». Пусть фильм и уступает в точности, например, экранизации 1968г, зато намного превосходит её в воссоздании атмосферы книги. Нужное настроение создано не примитивным пересказом содержания, а виртуозно выстроенными мизансценами, отличной актерской игрой, музыкой.

Хочу особо выделить игру двух взрослых актеров и троих детей. Мэй Робсон (Тетя Полли), Олин Хоулин (предельно убедительный мистер Доббинс), Энн Гиллис (Бэкки Тэтчер) - настоящая «маленькая леди»; Дэвид Холт (Сид) и, конечно, Томми Келли (Том Сойер), выбранный из 4-х тысяч мальчишек. Новичок среди них только Томми Келли. Для него это первая роль в кино. Для Энн Гиллис это 12-й фильм, для Дэвида Холта - 17-й. Поэтому, дети-актёры ничем не уступают взрослым, что очень радует.

Хотя... зачем столько слов? - просто взгляните на результат. Посмотрите, как чудесен Том, прыгающий в речку с «тарзанки», с криком: «Эй, Джим!». Или, чем закончилась побелка забора для Сида (Я его искренне пожалел. Ему досталось от брата!). Насколько изящно снято знакомство Тома и Бэкки. Сцена порки - взгляните внимательно на лица детей в этой сцене. На мистера Доббинса, когда он видит карикатуру на себя. На то, как тщательно он выбирает розгу. Сцена с «болеутоляющим», в которой неожиданно принял участие и негритёнок Джим... Сцена в церкви - вглядитесь в лица мальчишек. Внимательно посмотрите на истерику Бэкки в пещере - с полубезумным смехом - именно так и следует играть. Пусть это не первая её роль в кино, но не всякий взрослый сможет сыграть так. И, оказывается, для успеха не нужно «Системы Станиславского». Ни создатели фильма, ни актёры, наверное и не слыхали о такой.

Фильм именно чудесный. Удивительно красивый, остроумный и озорной, очень теплый и искренний. «Семейный», но без «детскости». Снят для детей, но не для «детишек». Удивительно добрый, но не «добренький». Разве что какой-нибудь озлобленный человек упрекнёт фильм в «излишней сентиментальности». Вы не найдете в нем нудного бытописательства, но все костюмы и антураж - исторически достоверны. Поэтому, фильм одинаково симпатичен и детям и взрослым - «от 6 до 60». Ребенок или подросток увидит увлекательные приключения неугомонного и озорного мальчишки и его друзей, а взрослый - вспомнит своё собственное детство и улыбнётся. По-моему, это лучшая из экранизаций Марка Твена. Во всяком случае - лучшая из тех, что я видел.

P.S. Язык просмотра - английский. Тем, кто захочет приобрести фирменный DVD на западе (в России фильм не продается), рискну посоветовать найти «DVD - Регион 2» (Великобритания, с английскими титрами). Саундтрек - единственное, что выдает солидный возраст фильма. В нескольких местах звук не вполне разборчив. Даже если вы очень хорошо знаете английский, могут понадобиться субтитры. Если вы купите «DVD - Регион 0» (Южная Корея), то вместо английских - увидите корейские и китайские титры. Они вряд ли вам пригодятся.

8,5 из 10

alechorseman

Исчадие Тома

В провинциальном городке где-то на южных просторах реки Миссисипи живет у деспотичной тетушки Полли парнишка Том Сойер. Кроме того, что Том получает постоянные нагоняи от тети и ябеды от племянника Сида, не жалуют мальчугана и местные учителя. Да и сам Том приключения на свою задницу даже не ищет, а продуцирует. Помогает ему в этом его друг-беспризорник Гек Финн. А потому будет в истории Тома целый набор захватывающих приключений - от побега «в пираты» из дома (когда весь город будет думать, что мальчишки утонули), до свидетельств на суде против убийцы индейца Джо, и конечно же, трепетная любовь к новоприбывшей дочке судьи Бетти...

Пожалуй, самое известное произведение Марка Твена. И в 1938-ом это была далеко не первая экранизация. Немых короткометражек считать не будем, но в Штатах за приключения Тома Сойера и его друга Гекльберри Финна брался в 1930-ом небезызвестный Джон Кромуэлл, а год спустя уже «Гекльберри Финна» снял режиссер данной картины Норман Торог. Более того, даже у нас в Союзе в 1936-ом появилась первая отечественная экранизация «Тома Сойера» неких Лазаря Френкеля и Глеба Затворницкого. (Правда, наши мальчишки Марка Твена изучали исключительно по замечательной телепостановке Станислава Говорухина 1981 года). Лента же 1938 года примечательна в первую очередь тем, что она снята в новомодной (и очень дорогой) цветной версии. В конце 30-х цветные ленты были все еще большой редкостью, а потому неизменно вызывали к себе жгучий интерес. И надо сказать, что цветная раскраска фильма здорово скрывает возраст ленты. 30-ми здесь и не пахнет. Вот только кроме не плохой картинки, к фильму имеются очень много вопросов.

Норман Торог и Ко (именитые Кьюкор и Уэллмен выступали только консультантами, а безымянный Поттер был первым режиссером черно-белой ленты, но продюсер Дэвид Селзник посмотрев отснятый материал, погнал того ко всем чертям, пригласив в режиссерское кресло Торога) здорово передав атмосферу предгражданской провинциальной Америки, сам по себе фильм сделали схематичным и очень балаганным. Безусловно, в полтора часа уместить все перипетии сюжета не маленького романа практически невозможно, но ребята во главе со сценаристом Джоном Уивером попытались это сделать... и прогадали. В результате большинство поступков главного героя Тома Сойера оказались идейно и эмоционально не переданы. Зато весь фильм кто-то в кого-то бросается помидорами, краской, пирогами, раздаются пощечины и тумаки... по сути весь тонкий юмор Марка Твена Торог свел к поверхностному фарсу.

Отдельно пройдусь и по детям-актерам, и скажу, что... слабо. Слабо, друзья. В Штатах, где были актеры уровня Фредди Бартоломью или Ширли Темпл, игра рыженького паренька Томми Келли уже «не канает». Не то, чтобы он совсем был плох, нет. Да и через какое-то время к не очень убедительной детской игре уже привыкаешь, но это точно не высокохудожественный уровень. Детки у Торога (режиссер весь 1938-ой снимал фильмы с участием детей - «Город мальчиков», «Без ума от музыки») в этот раз оказались наименее убедительными. Впрочем, общее восприятие фильма все равно оказалось положительным. И надо отдать должное, Торог максимально в 1938-ом приблизился к первоисточнику. До идеала очень далеко, но смотреть все равно интересно. А некоторый юмор в фильме даже откровенно веселит:

- Возможно, когда-то Том станет Президентом. Если до этого его не повесят.

И к слову, в современных «политкорректных реалиях» этот фильм вряд ли сейчас пустили бы в Штатах даже по кабельному. В фильме главным дурачком изображен маленький негретенок Джим, который и глупый, и ест то под столом, то в отдельности от белых господ, и называет своего Тома с приставкой «масса»... Америка - страна свободная, но из свободных же убеждений, там очень не любят вспоминать свое черно-белое прошлое. Очень не любят.

Вердикт - ознакомиться точно стоит, особенно для нас, выросших на романах Марка Твена. Норман Торог точно не напортачил, хотя изначальные ожидания от фильма были значительно большие.

6,5 из 10

Akatos

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Профессиональный одноголосный (Mail.ru) Профессиональный одноголосный (ok) HD Video Профессиональный одноголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.