Приключения Тома Сойера / The Adventures of Tom Sawyer
Четвертая по счету и первая цветная подробная экранизация знаменитого приключенческого романа Марка Твена. Фильм собрал массу положительных критических отзывов за замечательно точную передачу характеров и атмосферы романа."
- Изначально режисёром был Генри Кондмен Поттер, который начал снимать фильм в чёрно-белом цвете. Однако через некоторое время он был отстранён продюсером Дэвидом Селзником, а отснятый им чёрно-белый материал - забракован.
- Из-за тогдашней цветопередачи плёнки очень много споров возникло между оператором Джеймсом Вонгом Хоу и его партнёром из «The Technicolor Company» Уилфредом М. Клайном по поводу того, какого цвета должна быть одежда актёров. Клайн хотел использовать яркие цвета, в то время как Хоу настаивал на подавленных земных тонах. Их ссора растянулась на неделю, после чего Хоу настоял на своём и в результате «The Technicolor Company» запретила Хоу на целых десять лет работать с цветной плёнкой.
- Изначально роль Бэкки Течер должна была играть Марсия Мэй Джонс, однако к моменту начала съёмок ей было уже 12 лет и она успела сильно вырости, и поэтому ей предложили роль Мэри Сойер.
Номинации:
Оскар, 1939 год - Лучшая работа художника
Венецианский кинофестиваль, 1938 год - Кубок Муссолини за лучший фильм
Это четвертая адаптация на экране знаменитого романа Марка и первая снятая в цвете. Сценарист Джон В. Уивер сохранил тонкий баланс между эпизодической структурой романа и многочисленными персонажами и сюжетными линиями, стараясь собрать воедино наиболее известные события, описанные в книге: побелка забора, ухаживания Тома за Бекки, убийство на кладбище, побег из дома после наказания, в результате чего его считают погибшим, дача свидетельских показаний в суде и, наконец, приключения в пещере. Типичная для Голливуда, хотя, оригинальная сюжетная линия Твена иногда изменена для усиления драматической линии. Например, в фильме индеец Джо падает в пропасть, куда его ногой толкает Том, а в романе, индеец Джо теряется в пещере и умирает от голода к сожалению, некоторые сцены с глубоким юмором из романа, например, когда Гекельбери Финн, дает Тому свою трубку, чтобы тот покурил, не была использована в фильме из-за страха цензуры. Вместо того, создатели фильма поставили сильный акцент на дешевый фарс в попытке расширить коммерческую привлекательность, постоянно забрасывая и попадая в лицо героя то белилами, то помидорами, то тортом. К сожалению, талантливый сценарист, Джон В. Уивер, вскоре умер от туберкулеза. И все-таки за экранизацией стоит искренняя попытка передать истинный дух Марка Твена и на сегодняшний день это самая близкая к роману экранизация.
«Приключения Тома Сойера» ("Adventures of Tom Sawyer». 1938)
Экранизация известной книги Марка Твена, снятая в 1938г. режиссером Норманом Торогом. В своё время фильм номинировался на премию «Оскар» и почти одновременно с этим - на приз Венецианского кинофестиваля, вызвав восторг у Бенито Муссолини. К сожалению, фильм мало знают в России. Скорее всего - из-за экранизации 1981г., снятой Станиславом Говорухиным. На моей памяти его показывали по ТВ всего 2 или 3 раза за 20 лет, как жаль! Фильм превосходит не только экранизацию Говорухина, но и совместную Франко-Германо-Румынскую 1968г., и американский мюзикл 1973г, и раннюю американскую версию 1930г.
Время любого фильма ограничено, заметно меньше, чем у книги. Поэтому, создатели ленты решили не иллюстрировать повесть, а постарались переосмыслить её, чтобы как то уместить всё в 1,5 часа экранного времени. Пришлось кое-что «досочинить», т. к. многое у персонажей Твена почти не описано. Впрочем, заметных отступлений от сюжета всего два. Первое - Индеец Джо не умирает от голода, а срывается в пропасть - для большего драматизма и второе - пощечина Сиду (в конце фильма). Не знаю, следует критиковать фильм за это? Другие изменения и все «гэги» (например, лягушка у Тома; или концовка сцены с «болеутоляющим») очень органичны и, по-моему, остроумны и изящны.
Фильм снимался в Калифорнии - на 2-х озерах -«Big Bear Lake» и «Lake Malibu» и потребовал очень значительных усилий. Достаточно сказать, что за время работы сменили 4-х режиссеров и 3-х операторов. Но результат себя оправдал. Это именно «Том Сойер Марка Твена». Пусть фильм и уступает в точности, например, экранизации 1968г, зато намного превосходит её в воссоздании атмосферы книги. Нужное настроение создано не примитивным пересказом содержания, а виртуозно выстроенными мизансценами, отличной актерской игрой, музыкой.
Хочу особо выделить игру двух взрослых актеров и троих детей. Мэй Робсон (Тетя Полли), Олин Хоулин (предельно убедительный мистер Доббинс), Энн Гиллис (Бэкки Тэтчер) - настоящая «маленькая леди»; Дэвид Холт (Сид) и, конечно, Томми Келли (Том Сойер), выбранный из 4-х тысяч мальчишек. Новичок среди них только Томми Келли. Для него это первая роль в кино. Для Энн Гиллис это 12-й фильм, для Дэвида Холта - 17-й. Поэтому, дети-актёры ничем не уступают взрослым, что очень радует.
Хотя... зачем столько слов? - просто взгляните на результат. Посмотрите, как чудесен Том, прыгающий в речку с «тарзанки», с криком: «Эй, Джим!». Или, чем закончилась побелка забора для Сида (Я его искренне пожалел. Ему досталось от брата!). Насколько изящно снято знакомство Тома и Бэкки. Сцена порки - взгляните внимательно на лица детей в этой сцене. На мистера Доббинса, когда он видит карикатуру на себя. На то, как тщательно он выбирает розгу. Сцена с «болеутоляющим», в которой неожиданно принял участие и негритёнок Джим... Сцена в церкви - вглядитесь в лица мальчишек. Внимательно посмотрите на истерику Бэкки в пещере - с полубезумным смехом - именно так и следует играть. Пусть это не первая её роль в кино, но не всякий взрослый сможет сыграть так. И, оказывается, для успеха не нужно «Системы Станиславского». Ни создатели фильма, ни актёры, наверное и не слыхали о такой.
Фильм именно чудесный. Удивительно красивый, остроумный и озорной, очень теплый и искренний. «Семейный», но без «детскости». Снят для детей, но не для «детишек». Удивительно добрый, но не «добренький». Разве что какой-нибудь озлобленный человек упрекнёт фильм в «излишней сентиментальности». Вы не найдете в нем нудного бытописательства, но все костюмы и антураж - исторически достоверны. Поэтому, фильм одинаково симпатичен и детям и взрослым - «от 6 до 60». Ребенок или подросток увидит увлекательные приключения неугомонного и озорного мальчишки и его друзей, а взрослый - вспомнит своё собственное детство и улыбнётся. По-моему, это лучшая из экранизаций Марка Твена. Во всяком случае - лучшая из тех, что я видел.
P.S. Язык просмотра - английский. Тем, кто захочет приобрести фирменный DVD на западе (в России фильм не продается), рискну посоветовать найти «DVD - Регион 2» (Великобритания, с английскими титрами). Саундтрек - единственное, что выдает солидный возраст фильма. В нескольких местах звук не вполне разборчив. Даже если вы очень хорошо знаете английский, могут понадобиться субтитры. Если вы купите «DVD - Регион 0» (Южная Корея), то вместо английских - увидите корейские и китайские титры. Они вряд ли вам пригодятся.
8,5 из 10
alechorseman
Исчадие Тома
В провинциальном городке где-то на южных просторах реки Миссисипи живет у деспотичной тетушки Полли парнишка Том Сойер. Кроме того, что Том получает постоянные нагоняи от тети и ябеды от племянника Сида, не жалуют мальчугана и местные учителя. Да и сам Том приключения на свою задницу даже не ищет, а продуцирует. Помогает ему в этом его друг-беспризорник Гек Финн. А потому будет в истории Тома целый набор захватывающих приключений - от побега «в пираты» из дома (когда весь город будет думать, что мальчишки утонули), до свидетельств на суде против убийцы индейца Джо, и конечно же, трепетная любовь к новоприбывшей дочке судьи Бетти...
Пожалуй, самое известное произведение Марка Твена. И в 1938-ом это была далеко не первая экранизация. Немых короткометражек считать не будем, но в Штатах за приключения Тома Сойера и его друга Гекльберри Финна брался в 1930-ом небезызвестный Джон Кромуэлл, а год спустя уже «Гекльберри Финна» снял режиссер данной картины Норман Торог. Более того, даже у нас в Союзе в 1936-ом появилась первая отечественная экранизация «Тома Сойера» неких Лазаря Френкеля и Глеба Затворницкого. (Правда, наши мальчишки Марка Твена изучали исключительно по замечательной телепостановке Станислава Говорухина 1981 года). Лента же 1938 года примечательна в первую очередь тем, что она снята в новомодной (и очень дорогой) цветной версии. В конце 30-х цветные ленты были все еще большой редкостью, а потому неизменно вызывали к себе жгучий интерес. И надо сказать, что цветная раскраска фильма здорово скрывает возраст ленты. 30-ми здесь и не пахнет. Вот только кроме не плохой картинки, к фильму имеются очень много вопросов.
Норман Торог и Ко (именитые Кьюкор и Уэллмен выступали только консультантами, а безымянный Поттер был первым режиссером черно-белой ленты, но продюсер Дэвид Селзник посмотрев отснятый материал, погнал того ко всем чертям, пригласив в режиссерское кресло Торога) здорово передав атмосферу предгражданской провинциальной Америки, сам по себе фильм сделали схематичным и очень балаганным. Безусловно, в полтора часа уместить все перипетии сюжета не маленького романа практически невозможно, но ребята во главе со сценаристом Джоном Уивером попытались это сделать... и прогадали. В результате большинство поступков главного героя Тома Сойера оказались идейно и эмоционально не переданы. Зато весь фильм кто-то в кого-то бросается помидорами, краской, пирогами, раздаются пощечины и тумаки... по сути весь тонкий юмор Марка Твена Торог свел к поверхностному фарсу.
Отдельно пройдусь и по детям-актерам, и скажу, что... слабо. Слабо, друзья. В Штатах, где были актеры уровня Фредди Бартоломью или Ширли Темпл, игра рыженького паренька Томми Келли уже «не канает». Не то, чтобы он совсем был плох, нет. Да и через какое-то время к не очень убедительной детской игре уже привыкаешь, но это точно не высокохудожественный уровень. Детки у Торога (режиссер весь 1938-ой снимал фильмы с участием детей - «Город мальчиков», «Без ума от музыки») в этот раз оказались наименее убедительными. Впрочем, общее восприятие фильма все равно оказалось положительным. И надо отдать должное, Торог максимально в 1938-ом приблизился к первоисточнику. До идеала очень далеко, но смотреть все равно интересно. А некоторый юмор в фильме даже откровенно веселит:
- Возможно, когда-то Том станет Президентом. Если до этого его не повесят.
И к слову, в современных «политкорректных реалиях» этот фильм вряд ли сейчас пустили бы в Штатах даже по кабельному. В фильме главным дурачком изображен маленький негретенок Джим, который и глупый, и ест то под столом, то в отдельности от белых господ, и называет своего Тома с приставкой «масса»... Америка - страна свободная, но из свободных же убеждений, там очень не любят вспоминать свое черно-белое прошлое. Очень не любят.
Вердикт - ознакомиться точно стоит, особенно для нас, выросших на романах Марка Твена. Норман Торог точно не напортачил, хотя изначальные ожидания от фильма были значительно большие.
6,5 из 10
Akatos
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.