Принц Ютландии / Prince of Jutland
Датский феодал Горвендил прославился силой и мужеством. Его слава вызвала зависть норвежского короля Коллера, и тот вызвал его на поединок. Они условились, что к победителю перейдут все богатства побеждённого. Поединок закончился победой Горвендила, который убил Коллера и получил все его достояние. Тогда датский король Рерик отдал в жёны Горвендилу свою дочь Геруту. От этого брака родился Амлет.
Трейлер
Давным давно в далекой-далекой Ютландии...
Зритель, который ожидает увидеть в «Принце Ютландии» очередной пересказ давней шекспировской пьесы будет, как минимум, удивлен. Фильм базируется не на произведении великого барда, а на куда более ранней «Саге о Гамлете», ну или Амледе, если учитывать правильность транскрипции. Эта древняя датская легенда принадлежит к эпохе «темных веков». События в ней развиваются задолго до принятия скандинавами христианства, в те времена, когда датчане и норвежцы широко расселились по всей Северной Европе и Британии и пировали там на развалинах давно угасшей Римской империи.
Тогда и жил, судя по Саге, да и многим другим письменным и устным источникам, некий Амлед, сын ютландского короля, или, скорее, вождя, Хорвендила. Хорвендил действительно был предательски убит своим братом Фенгом, который получил за свое злодеяние корону, жену брата - Геруту и пасынка Амледа, которому ради сохранения своей жизни пришлось притворяться безумным. Потом события в Саге идут вскачь - что-то позднее Шекспир воспроизвел дословно, что то добавил из других легенд, а где-то дал разгуляться своей фантазии. Любой желающий может сравнить тексты, благо в интернете их предостаточно.
Вот об этих событиях и повествует «Принц». Нет ни величественного Эльсинорского дворца, ни рефлексирующего принца-интеллигента, Офелия забавляется с Амледом на сеновале в хлеву, а университетский умник, спутник принца, Горацио выведен за скобки, потому что первый университет появится через сотни лет. Большой сарай вместо коронной залы, пиво вместо вина, десяток человек - дружина, небольшая деревенька вокруг - столица и народ. В таких скромных, но приближенных к реальности декорациях и развивается сюжет фильма.
Режиссура и актерская игра нарочито минималистичны. Те события, которые у Шекспира развиваются с пафосом и сопровождаются длинными выспренными речами здесь происходят просто, обыденно. Убил, задушил, утопил, обманул, соврал - просто потому, что так захотелось. За мыслью и желанием следует молниеносное действие - народец примитивен и не отягощен долгими размышлениями. Диалоги и рефлексии цедятся так же скупо, как они излагаются в древних хрониках. Камера как бы следит за событиями, развивающимися среди полупервобытного племени, не вмешиваясь в их ход, только фиксируя их для истории.
Однако среди общей, сероватой и по костюмам, и по поступкам, массовки, можно выделить трех главных действующих лиц - Амледа, блестяще сыгранного молодым Бейлом, Габриэля Бирна - Фенга и Геруту - Хелен Миррен. Они выделяются над общей массой второстепенных персонажей по осмысленности своих действий и яркости фигур, как кочки, над болотом. Все они талантливые актеры, вынужденные, из-за условностей фильма играть скупо, укрощая театральную экспрессию, но справляются со своими ролями блестяще.
Что еще сказать - строки древних Саг в фильме причудливо перемешаны с фрагментами шекспировского текста, что в принципе понятно - надо было как-то оживить ткань повествования и сделать скандинавского подростка чуть более близким к знакомому всем нам персонажу. Достаточно условно и приклеено смотрятся события в Англии, где Амлед чуть ли не в одиночку спасает английского герцога от вражьего войска, но возможно они тоже базируются на какой-нибудь исторической побасенке. Или по крайней мере проясняют характер героя. В целом лента получилась, как-минимум, оригинальная и достойная просмотра.
8 из 10
Андрей Александрович
«Принц Ютландии»
Ни для кого уже давно - примерно со школьной скамьи - не секрет, что Уильям Шекспир сам ничего не придумывал. То он, значит, у итальянцев что-то попёр, то - у древних греков, то шотландцев, как и положено англичанину, обчистил. Ничего предосудительного в том нет, ибо всё придумал Гомер, а созданное после него - плагиат разной степени наглости. История датского принца Гамлета, на которую хотят замахнуться все и которого мечтают сыграть тоже все, - не исключение. Ну, там, Саксон Грамматик, дела давно минувших дней и предание старины глубокой... в подробности вдаваться не будем, не нужны они нам.
Габриэль Аксель - лауреат «Оскара», датчанин по рождению, француз по месту длительного проживания в детстве, и снова датчанин по более или менее зрелым годам - к воплощению на экране истории ютландского принца подошёл серьёзно и интернационально. Самого Амледа в его фильме играет двадцатилетний Кристиан Бэйл, отца его, короля Харвендела, - Том Уилкинсон (он же через десять лет будет совать пистолет под нос Бэйлу, исполняя роль Кармайна Фальконе в перезапущенном «Бэтмэне»), коварного Фенге (Клавдия, ежели по Шекспиру) - демонический Гэбриэл Бирн, а королеву-мать Герут - Хелен Миррен. Надо ли говорить, что перечисленные граждане играют практически как Валентин Гафт, то есть - гениально? Уилкинсон хоть и краткосрочен, но суров, Бирн могуч и титаничен, Хелен Миррен прекрасна, как две Моники Беллуччи, а Кристиану Бэйлу двадцать лет. Нельзя также умолчать о том факте, что «Принц Ютландии» - первый фильм, в котором снялся Энди Сёркис, в данном случае уверенно сыгравший то ли Розенкранца, то ли Гильденстерна; а также второй для двадцатиоднолетнией (но выглядящей лет на пятнадцать) Кейт Бэкинсейл, которой досталась роль не Офелии, но лучше.
По сравнению с Шекспиром Аксель историю Амледа значительно углубил и сделал заметно ширше. Не стану раскрывать сюжетные перипетии, скажу лишь, что никто никому ничего никуда не вливал, ничья тень по стенке ровно в полночь не ползёт, а кое-кто так и вообще всё видел собственными глазами, поэтому вопрос интерпретации, в общем-то, сам собою отпадает. Зато нельзя не упомянуть вскользь о героическом пребывании Амледа в Англии, его знакомстве с Этельвине, более известным как актёр Брайан Кокс, и дочерью его Этель - как раз Кейт Бэкинсейл. Преступным будет замалчивание того факта, что Габриэль Аксель очень реалистично и жёстко (в смысле, без ненужных смягчений) показал быт древних ютов, так напоминающий жизнь и трудовую деятельность викингов, а также наших собственных предков. Настолько реалистично, что фильм схлопотал рейтинг R - за смотрящиеся теперь наивно сцены насилия и совершенно непошлую обнажёнку, просто демонстрирующую, что тогда люди спали без всякой одежды. Кстати, благодаря этому фильму становится понятно, почему иностранцы, побывав в русской бане, считают нас дикарями и адской быдлой: потому что вениками друг друга лупить в парильне - это цивилизованно для полторы тысячи лет назад, но никак не для сейчас.
Пожалуй, единственным минусом (да и то весьма условным), который я могу занести в личное дело гражданина Акселя, является практически полная невозможность со стороны зрителя что-либо додумать, что-либо интерпретировать, что-либо предположить. Всё кристально ясно, все поступки понятны, все мотивы очевидны. Лишь одним вопросом я задался во время просмотра: не мучила ли Амледа совесть, когда он врал в глаза сугубо положительному гражданину Этельвине? Впрочем, даже если и мучила, - он с лихвой свой обман искупил.
boris_novikov
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.