Прочисть мозги / Free Rainer
Райнер создаёт телешоу. «Кто получит супер-ребенка?», где женщина выбирает между тремя мужчинами, чтобы зачать ребенка с одним из них, и «Репортер 24», псевдо-новостное шоу с вольной интерпретацией фактов, — это его «продукты». Он молод, успешен, хорошо выглядит, у него большая квартира и красивая девушка. Он всегда под наркотиками и не заботится ни о ком, кроме себя, и до поры до времени у него всё идёт хорошо…
Кинофестиваль «55-й МКФ Сан-Себастьян (2007)»
Номинации: Золотая раковина
Два величайших изобретения в истории: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них (с) Жорж Элгози
Райнер - создатель идиотских ток-шоу и вульгарных телеконкурсов, подавляет угрызения совести белым порошком, многочисленными запоями и безумными гонками на своей спортивной машине. Однако его бессмысленное существование динамично разрушает молодая девушка, чей дед из-за ложного обвинения в одной из передач Райнера покончил жизнь самоубийством. Одержимая местью, она на полной скорости таранит своим стареньким джипом автомобиль горе-продюсера. Очнувшись в больнице после клинической смерти, главный герой решает начать новую жизнь и готов вести отчаянную борьбу с рейтингами, определяющими, какой мусор будет потреблять общественность сегодня.
Продав все свое имущество, набрав подходящую команду и захватив интерактивные коробки, установленные у людей из фокус-группы, Райнер жонглирует рейтингами, давая некогда самым успешным шоу, вроде «Кто получит супер-ребенка?» самый низкий, а фильмам Фассбиндера - самый высокий рейтинг. Через пару недель люди перестают смотреть телевизор, заменяя его книгами и времяпровождением на природе, тем самым, вынуждая каналы сменять очередные тупые викторины интеллектуальными передачами.
Несмотря на некоторую затянутость, амёбное состояние актеров и предсказуемость в развитии сюжета, главное достоинство фильма в том, что режиссером, протестующим против интеллектуального упадка, двигало не обычное раздражение обывателя, а объективная гражданская позиция, заправленная хоть и наивной, но искренней верой в человечество. Фильм показывает, насколько общество зависимо от дешевых ток-шоу. Вайнгартнер понимает, что нельзя годами зомбированных глупыми передачами людей, подменив рейтинги за неделю, заставить читать Шиллера и Гете, но свято верит, что далеко не всем интересно смотреть на задницу Перис Хилтон и поклоняться очередному клону Опры Уинфри. Именно для таких людей, думающих и осуждающих примитивизм телевидения, и была создана эта лента, в подтверждение того, что в своей критике они не одиноки.
Я надеюсь, что люди, посмотрев этот фильм, выкинут телевизор из окна и почитают книжку, и тогда я буду счастлив. Если сто человек так сделают - моя цель достигнута (с) Ганс Вайнгартнер
9 из 10
Oh Yeah
Твой (да-да, твой) телевизор тоже врёт, между прочим
Фильм, конечно, отчасти утопический. С художественной точки зрения тоже не фонтан, и всё-таки я ничуть не пожалела времени, затраченного на просмотр.
Во-первых, я наконец-то узнала, кто создал принцип, по которому я много лет работаю в рекламе: «пропаганда должна быть доступной для массы; ее уровень должен исходить из меры понимания, свойственной самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать». Авторство фразы меня лично шокировало, и уже одно это заставило задуматься, к чему в стратегическом плане может привести моя работа в частности и подобная политика в целом.
Сегодня телепрограммы адресованы тем, чей IQ не превышает 100, но следующее поколение, которое вырастет на этих программах, не дотянет и до такого уровня. Телевидение будет всё тупее и тупее, попутно вынося мозг своим зрителям. Тема эта и в литературе, и в кино не новая, но коли уж мы по 10 раз в день смотрим одну и ту же ненавистную рекламу, почему бы не повторить и хорошую мысль?
Во-вторых, утопия вполне реалистична в том, что касается механизмов и методов телевизионного воздействия. В качестве иллюстрации герой Бляйбтроя описывает ситуацию с одним из новых низкопробных сериалов. В течение первого месяца после запуска сериала телезрители завалили редакцию гневными письмами, требуя закрыть проект... затем привыкли... и всего через полгода уже не могли жить без этого «идиотизма». Почему? А потому что больше смотреть нечего. Я вряд ли открою Америку, сказав, что точно так происходит и с нами. Выбор нехитрый - звёзды на льду или звёзды на коньках.
В-третьих, фильм предлагает решение проблемы - хоть и утопическое по сути, но очень логичное. «Воспитанные» телевидением люди вовсе не хотят меняться, ибо у отупевших мальчишек и девчонок (а также их родителей) - тупые мечты и потребности. Т. е. «низы» не только «не могут», но и не хотят мочь. А раз так, ситуацию нужно менять насильно (собственно, как она и возникла), используя те же принципы, которыми руководствуется источник всех бед - телевидение.
К сожалению, в самом конце фильма утопия превратилась в полную сказку, что навело на нехорошие мысли: а ведь это не первая сказка, которую нам предлагает (а кто предлагает?) телевидение.
Мне бы очень хотелось, чтобы наше ТВ стало другим, но понимая, что в условиях самоокупаемости телевизионщики никогда не смогут сделать первый шаг, я сама изменилась. Я просто не смотрю телевизор. Ну разве что ЧМ и ЧЕ по футболу;-). Хотя, чтобы совсем исключить воздействие извне, следовало бы прекратить лазать по инету, ходить в магазины и, желательно, начать жить натуральным хозяйством в глухой тайге... Кажется, это еще одна телевизионная утопия.
Фильм - явно не открытие и явно не тянет на гениальность сюжета, либо его воплощения. Но как повод поразмышлять мне пригодился. Какие уж тут оценки?!
vahmurko
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.