Проект Александры / Alexandra's Project

Проект Александры
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 14 Февраль 2003
Режиссёр: Рольф Де Хир
Продолжительность: 1:43
Просмотрели: 180

Сегодня у Стива день рождения. Вечером его ждёт праздничная вечеринка, которую устроят его дети и жена Александра. Он едет домой, но вместо родных на пороге его встречает жуткая тишина. Стив бродит по дому в поисках жены и детей и внезапно находит видеокассету, а на ней видит надпись — «Посмотри меня».

Когда Стив вставляет её в магнитофон, на экране появляется Александра и начинает сеанс соблазнительного стриптиза. Но здесь что-то не так. Стив с ужасом видит, что с экрана в него целится пистолет…

Трейлер Nº2

Трейлер

Самый спорный фильм МКФ в Берлине, 2003 г.

"Проект Александры" - психо-сексуальный триллер одного из самых известных режиссёров Австралии Рольфа де Хира - стал самой спорной картиной Берлинского кинофестиваля 2003 г. "Фильм демонстрировался в конце изнурительного киномарафона, - вспоминает обозреватель австралийской "The Sunday Mail", - и некоторые измотанные критики рассчитывали быстро уйти с показа. Но они остались, приклеенные к своим сиденьям и загипнотизированные необыкновенными событиями, разворачивавшимися на экране".

Британская газета "Guardian" в те дни назвала де Хира "режиссером, который постоянно пытается разрушить традиции австралийского кино". А обозреватель немецкой "Tagesspiegel" отмечал, что "Проект Александры" "...снят в стиле фильмов ужасов о доме с привидениями, но страшны не духи, а люди из плоти и крови". "Режиссёрское видение де Хира оригинально, а игра исполнителей главных ролей превосходна", - пишет критик журнала "Variety".

Эмоционально жестокая драма-триллер «Проект Александры» стартовал в Австралии 8 мая 2003 г. в двадцати четырёх кинотеатрах. В первый же уикенд фильм попал в десятку самых кассовых картин недели, что стало небывалым успехом для артхаусных картин.

Фестивали и номинации:

  • Официальная конкурсная программа МКФ в Берлине, 2003 г.
  • Официальная программа МКФ в Торонто, 2003 г.
  • Номинация Австралийского киноинститута - 2003: Лучший фильм

 

Полюбите Александру, и она вас не обидит

У Стива день рождения. После работы его ожидает праздничный ужин с детьми и женой Александрой. Но по возвращению со службы его встречает дома жутковатая тишина. В одной из комнат Стив находит видеокассету с надписью «Посмотри меня». На экране появляется Александра и начинает сеанс стриптиза, который переходит в исповедь отчаявшейся женщины. Вдруг Стив замечает, что жена во время записи была не одна... А через какое-то время на экране разыгрывается такое, что он меньше всего хотел бы видеть... Не имея возможности покинуть дом, Стив вынужден досматривать кассету до конца...

Фильм посвящен сексуальной политике брака и рассматривает крайнюю ситуацию женской мести за равнодушие и потребительское отношение к супружеским обязанностям. Когда любовь окончательно улетучивается из отношений, брачный союз уподобляется дипломатическим связям. На поверхности перед нами феминистская драма, снятая в стиле клаустрофобического триллера или фильма ужасов с привидениями. Но куда страшнее всех приведений оказываются обычные люди.

Хотя режиссёр явно стремился сбалансировать положительные и отрицательные черты героев, зрителю приходится верить Александре на слово. Бездоказательность однако мешает принять её точку зрения беспрекословно и превращает изощренную месть в извращенный садизм. С другой стороны, жестокость действий Александры можно объяснить тем, что таким образом она просто сжигает за собой все мосты. А иначе она никогда бы не сбежала.

В жизни довольно часто встречаются ситуации, когда люди много лет живут вместе и все эти годы воюют друг с другом. В результате эта борьба совершенно разрушает их жизнь. Де Хир отказывается судить своих героев и погружает зрителей в самую пучину их отношений, чтобы публика сама могла делать выводы. По мере того, как жена заставляет Стива переоценить свою жизнь и то зло, которое, как она утверждает, он ей причинил, она сама из униженной и оскорбленной превращается в фурию.

Потому-то картина провоцирует крайние точки зрения и пробуждает противоречивые чувства, разделяя зрителей на два лагеря - защитников униженных жен и шовинистически настроенных мужчин. В то время как представители сильной половины в основном считают, что со Стивом поступили слишком жестоко, женщины как раз думают обратное. Но заслуга режиссура не в том, что он смог добиться от зрителя полярных эмоций, а в том, что создал в кино необычный прецедент: явил героя, который битый час сидит в кресле, уставившись в экран телевизора.

В эпоху клипового насилия мелкой нарезкой, мельтешащих кадров и спецэффектов такой фильм - достижение. Не случайно на пятом континенте этнический голландец де Хир считается одним из самых изобретательных режиссеров, постоянно пытающимся раздвинуть привычные границы австралийского кино. Де Хир родился в Нидерландах в 1951 году и в восемь лет переехал с родителями в Австралию. Проработав семь лет на радио, он с 1977 по 1980 год изучал режиссуру и кинопроизводство в национальной школе кино и телевидения. Сегодня он один из самых значительных фигурантов в австралийском кино, а каждый его новый проект публика ожидает как особое событие. Его фильмы не раз участвовали в конкурсе Каннского фестиваля.

Но помимо режиссерской отваги следует отметить смелость главной исполнительницы. Актриса Хелен Будей весьма отважно открывает тело и душу. Не случайно у режиссера были проблемы с поиском актрисы на главную роль. Во-первых, основным партнёром актрисы была видеокамера. Во-вторых, весьма откровенна сама тема, которую обсуждает героиня. Кроме того, половину своего экранного времени исполнительница роли Александры проводит обнажённой, вступая в сексуальный контакт. Поэтому одна из самых уважаемых театральных актрис Австралии решилась играть Александру далеко не сразу.

Малов-кино

Проект «Ненависть», или как убить в себе человека.

Жили-были муж и жена. Он - вполне обычный мужчина, в меру симпатичный, в меру зарабатывающий, в меру изменяющий жене и сильно любящий детей... Она - тетка неопределенного возраста средненькой мышинообразной красоты. Они женаты уже много лет. У них двое детей. И всё это время муж думал, что всё у них прекрасно. И все эти годы жена тихо ненавидела его.

И вот однажды в очередной День рождения своего супруга Стива жена Александра решила устроить ему оригинальный подарок. Всё, как следует, продумала, привлекла помощников и осуществила свой ПРОЕКТ. После этого их семьи не стало... Не осталось ничего...

Александра получила то, что хотела. Её проект удался. Затаенная ненависть обрела вполне четкую форму. Казалось бы, обычная видеокассета. Что может быть опасного в обычной видеокассете? Праздничное поздравление жены и детишек, стандартное «happy birthday» на разноцветных флажочках, мило развешанных по комнате... А дальше... А дальше мрак. Сплошной мрак и зеленая злоба, которая выползла ядовитой змеей с экрана домашнего телевизора.

Глядя этот фильм, поражаешься, насколько огромной может быть человеческая жестокость... Нет, не подумайте, здесь вы не увидите крови убиенных младенцев... Здесь не будет бойни физической. Здесь будет бойня моральная. И это ужасно. Злоба сочится из каждого кадра, из каждой фразы этой женщины. Да и можно ли ее считать женщиной после того, что она сотворила? Это существо. Со всеми первичными и вторичными женскими половыми признаками, кстати, весьма активно используемыми ею в быту... Но она - не женщина...Это монстр. Ненависть сожрала ее изнутри настолько, что в ней не осталось ничего человеческого.

Александра собственными руками задушила всё то (пусть даже совсем немногое) хорошее, что было в их отношениях с мужем, убила личность в себе и психологически растоптала его. А больше всех пострадают, как это всегда бывает, дети. Их особенно жалко, ведь они еще не догадываются, КТО на самом деле их любимая мама...

Почему с виду обычная женщина стала такой? Что с ней происходило всё то время, пока она была в браке с этим человеком? Почему она молчала столько лет и не предпринимала попыток изменить ситуацию, которая ее не устраивала? Почему она не выбрала более цивилизованный способ завершить исчерпавшие себя супружеские отношения (я имею ввиду обычный развод) ? В чем причина ее личностной деградации и появления столь сильной извращенной внутренней жестокости?

Мы можем только догадываться, что привело ее к такому состоянию. И я склонна к тому, что виноват в этом далеко не супруг, как пытается убедить нас Александра.

Да, конечно Стив тоже не идеал. Он, насколько мы можем судить, не такой уж чуткий супруг, как ей хотелось бы, и не всегда был внимателен к ней, как к женщине. Да, он был более свободен в сексе и хотел от нее удовлетворения своих (неприятных ей) желаний... Но почему она молчала о том, что ей не нравится? Почему не заявляла о том, что хочет она сама? Откуда мужику знать, что хочет женщина, если та всё время молчит, как бука? Он же не телепат. И, возможно, как самый обычный мужик, он изменял ей. Но разве можно сурово винить его за это в такой ситуации? И потом далеко не факт, что так оно и было...

На мой взгляд, практически на 90% виновата она сама. Она сама позволила себе внутренне распуститься настолько, что всё глубинное дерьмо (простите, за столь грубое выражение, но здесь по другому не скажешь), что накопилось в ней за все годы, вылилось наружу. Она тупо-упрямая и недалекая женщина, из тех, про кого на Руси говорили: «Назло мужу сяду в лужу». Применительно к Австралии эта фраза тоже актуальна. Правда, это слишком мягко сказано.

Если честно, я до сих пор так и не могу понять, а зачем вообще всё это было снято? Что хотел режиссер донести до зрителя? Какую идею? Какое послание миру осталось после почти двух часов этого фильма? Что нельзя доверять даже самому близкому человеку? Что всегда нужно быть морально готовым к убойному удару от своей второй половинки? Что мужчине нужно быть более внимательным в постели к своей жене, а иначе армагеддец всему? Что нельзя годами отмалчиваться, если чувствуешь какую-то напряженность в отношениях? Что из этого хотел сказать режиссер? Да и о том ли я вообще говорю? Честно скажу - не знаю. Но у меня лично даже спустя три недели после просмотра остался очень тяжелый осадок от насилия, произведенного над моей душой и мозгами... Ни один старый добрый европеец-режиссер-извращенец, будь то Бертолуччи, Озон или Гринуэй не глумились надо мной столь жестоко.

Однако если воспринять «Проект Александры» как мощную прививку от болезненно разъедающей ненависти, то можно вполне жить дальше, зная, что никогда и ни при каких обстоятельствах те крохотные зачатки ненависти, которые сидят в моей душе (как и у любого нормального человека) никогда не прорастут наружу. Потому что есть жуткий пример того, что может получиться, если позволить себе лелеять и выхаживать собственную злобу...

8 из 10

Murlyka

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Джиндабайн

Детектив, Драма
Дата выхода: 23.05.2006

Балибо

Детектив, Драма
Дата выхода: 24.07.2009
Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.