Прощай, шпана замоскворецкая...
Московская окраина, весна 1956-го. В памяти и душе шестнадцатилетнего героя фильма, сына политзаключенного, это время останется навсегда. Он встретит и потеряет свою первую любовь, столкнется с тупой жестокостью преступного мира, простится с детством, вновь обретет отца...
Таганка-а, зачем сгубила ты меня...
«Вечер густеет над Москвой. Зажигаются фонари на улицах. В переулках темно, освещены лишь немногие... Московские дворы... В Марьиной роще... На Зацепе... В Замоскворечье... У Бабьегородского рынка... У Тишинского... У Птичьего... Старые московские дворы. С многолетними тополями... с голубятнями... со столиками для игры в домино, с детскими песочницами, каруселью и качелями, со скамйками и кустами сирени. Тепло светят внутрь этих дворов окна в домах... Уютные дворы, семейные, как бы... коммунальные...
Титр. Была осень 1956 года...» Именно так, с уютного романтического описания весеннего вечера начинается сценарий Эдуарда Володарского, который я выискала в журнале «Искусство кино» за 1987 год. Собственно, эта находка и сподвигла меня написать рецензию. Дело в том, что сценарий этот я и прочла лет в четырнадцать, обнаружив у бабушки (не на антресолях, в шкафу) этот самый журнал. Меня очень захватила эта послевоенная история, и я перечитывала её довольно много раз. Но фильм удалось посмотреть буквально третьего дня.
Что ж, могу сказать, что «Шпана замоскворецкая» фактически полностью оправдала мои ожидания.
Пятидесятые годы, не менее тяжёлые послевоенные времена... В центре повествования почти шестнадцатилетний школьник Роберт, Роба, сын «врага народа», для которого эта весна сыграет явно немаловажную роль в его будущей жизни. Слишком много событий придется пережить ему за столь короткий период времени... Слишком много эмоций для одной весны...
Не хочется вскрывать сюжет, анализировать поступки героев и проводить экспертизу увиденного именно с точки зрения самой истории.
Выскажусь относительно картины, как «продукта», в самом хорошем смысле слова. В первую очередь отмечу, что Александру Панкратову мастерски удалось передать стилистику того самого времени. Получилось вне всяких сомнений.
Что до актёрского состава - в главных ролях снялись малоизвестные (но это нисколько не умаляет их способностей) молодые актёры, за исключением Николая Добрынина, который, кстати, с успехом воплотил образ хулигана по кличке Гаврош. А вот исполнители эпизодических ролей - напротив, слошь именитые актёры: Георгий Бурков, Нина Усатова, Тамара Сёмина... Без комментариев.
Фильм наполнен «блатной» романтикой, трогательными моментами, юношеской горячностью и суровым реализмом. Такие были времена...
Ссылаясь на предисловие к сценарию «Шпаны», написанное Владимиром Меньшовым, где он рассуждал о некоем промежуточном культурном слое, включающим в себя блатные песни, анекдоты, былины и байки, считаю, что картина себя оправдала и по сей день является ярким представителем «третьей культуры».
Твёрдая
8 из 10
Nathalie Ko
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.