Птица / Bird
Родившийся в Канзас-сити в 1920 году Чарли Паркер умер в 1955 году. Чрезмерное увлечение спиртным, наркотиками, едой и сексом привели к преждевременной смерти одного из гениев джаза.
Награды и номинации:
Оскар, 1989 год
Победитель (1):
Лучший звук
Золотой глобус, 1989 год
Победитель (1):
Лучший режиссер ( Клинт Иствуд )
Номинации (2):
Лучшая мужская роль (драма) (Форест Уитакер)
Лучшая женская роль второго плана (Дайан Венора)
Британская академия, 1989 год
Номинации (2):
Лучший звук
Лучший саундтрек
Сезар, 1989 год
Номинации (1):
Лучший фильм на иностранном языке
Каннский кинофестиваль, 1988 год
Победитель (2):
Серебряная премия за лучшую мужскую роль ( Форест Уитакер )
Технический гран-при
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь
Иствуд без «Иствуда»
«Птица» - нечастый проект Клинта Иствуда без Клинта Иствуда в главной роли. Хрестоматийному герою не нашлось места в картине не о силе духа, а его распаде. «В американских жизнях нет вторых актов». Этой цитатой Ф. С. Фицджеральда фильм открывается, а завершается титром «посвящается всем музыкантам».
Биографическая драма о великом импровизаторе саксофонисте Чарльзе Кристофере Паркере младшем. Он был наркоманом, дебоширом, алкоголиком с расстройством психики. Его мучила язва, цирроз, сердечная недостаточность и ещё целый ворох болезней. При жизни его шантажировали копы за употребление героина, недоплачивали менеджеры, но он всё - равно был знаменит. «Пой слаще, птица!» - кричала ему толпа в прокуренных клубах. Птица - прозвище, ставшее вторым именем за виртуозность и мелодичность исполнения. После смерти вклад короля бибопа был признан исключительным. А умер Чарли Паркер в возрасте 34 лет в 1955 году, хотя выглядел на 65. На похоронах присутствовали сотни поклонников и любителей джаза. Но в жизни с душевными травмами ему помогала справляться только жена Чан Ричардсон. Два визита в психушку, смерть маленькой дочери, хронические деловые неудачи - всё против слабого, практически разъеденного физически, человека. И только талант не покидал Паркера до самой смерти.
Действие начинается в 1954 году, когда Чарли, пытаясь покончить с собой, съедает йод и попадает в клинику. Врач убеждает супругу пациента провести шокотерапию.
- Но он музыкант. Неординарный музыкант!
- Вам нужен муж или музыкант?
- Их нельзя разделять.
Далее следуют флэшбэки последнего десятилетия, смикшированные с событиями после точки отсчёта, в сером дыму джаз - клубов, пейзажах Нью-Йорка и южных штатов. Почти всё происходит либо ночью, либо в тёмных помещениях.
В сценарии Д. Олиански нет внятного сюжета, информативных диалогов, динамичного развития, смакования взлётов и падений или желания ознакомить как можно большую аудиторию с малоизвестной в широких кругах фигурой музыканта. Нет стремления сделать его симпатичным, обелить и призвать зрителя к сочувствию. Сугубо атмосферное кино, наполненное джазовыми импровизациями, нарисованное в полутонах, прочитанное ровным дыханием. Если первые 10 минут не заинтересовали, то и нет нужды смотреть остальные 150. Ритм не изменится и эмоциональных вспышек не будет. Будет жизнь отдельно взятого человека, который знает, что обречён и что второго акта в его существовании не предвидится.
Биографический материал служит для автора поводом к размышлению о месте таланта в цивилизации. Иствуд демонстрирует чудеса, придавая эстетике музыкального направления Паркера стилеобразующий элемент. За 4 года до «Птицы» Иствуд снял великолепного «Человека из притона». Там стиль диктовал кантри - блюз и сюжетная составляющая road movie была отображением песенного мира американского фольклора с одноэтажными хижинами, пустынными пейзажами, неразделённой любовью и т. д. Джаз боле надрывен, трагичен и экзальтирован. В сумме обе работы дополняют друг друга, образуя своеобразную дилогию.
По Иствуду, неординарный человек - аутсайдер, лузер с общественной точки зрения в силу усреднённости системы. Коррупционер - коп ценит Паркера, но тот наркоман, а значит, с него можно поживиться. Менеджеры называют в честь его имени клуб, но за нервный срыв или опоздание увольняют. На юге Паркера принимают с триумфом, но он не может зайти в магазин, если вход только для белых. Нет ни правых, ни виноватых. Такова жизнь, птицам в которой отведено только небо. И плохо же будет тем пернатым, которым не повезло попасть на землю. Век их будет короткий и болезненный.
Конфликт воплощённый отменной игрой Фореста Уитакера в осознании собственной гениальности и понимании её «бытовой» непригодности. Он всегда знал, что талантлив. Даже когда во время первого публичного выступления исполнение было настолько плохим, что барабанщик снял бубен и бросил к его ногам. Тогда Паркер ещё не стал «птицей», а был «Чарли, играющий где попало». Ему мало было играть, как «птица», он и жил не задумываясь о будущем, избегая ответственности за семью, не записывая сочинённые опусы, которые каждый раз интерпретировал по-новому. Жил на износ.
Иствуд сознательно жертвует всеми темами, способными принести хоть какой-нибудь дивиденд от «стороннего» зрителя. Не акцентирует внимание на опальности джаза, как «негритянской» музыки, опускает тему расизма, не позволяет наркотикам создавать дополнительные конфликты внутри истории. Режиссёра не интересуют причины и следствия. Он импровизирует. «Птица» - истинный кинобибоп, в котором любительская богема подвальных кабаков и официозная публика Карнеги Холла сливаются единым обертоном в биографии одинокого грешника с крыльями ангела.
9 из 10
аррмен
Птичка небесная
Фильм посвящен жизни и творчеству знаменитого саксофониста-джазмена Чарли Паркера (1920-1955) по прозвищу Птица, который, казалось, напрямую общался с Богом, когда играл. Этот фильм стал признанием Иствуда в любви к джазу, по его словам, одной из трех основных национальный ценностей американской культуры наряду с блюзом и вестерном. Сюжет охватывает события, начиная с 1936-го года, когда в небольшом джаз-клубе в Канзас-Сити на сцену впервые вышел 16-летний паренёк и принялся весьма необычно импровизировать.
К тогдашним его отступлениям от правил публика оказалась не готова. Но уже совсем скоро Паркера стали называть не иначе как Моцартом джаза. Со временем, как и многие музыканты той поры, он начал для вдохновения прибегать к помощи наркотиков, от которых быстро стал зависим, но нашёл в себе силы бросить, однако смерть дочери снова выбила его из колеи.
И уже до конца своих дней Паркер так и не смог оправиться от этого удара, скончавшись в самом рассвете - в 34 года, правда, выглядел он при этом как 60-летний старик. Впрочем, его трагический уход невольно подстегнула смена музыкальных эпох: в середине 1950-х умами масс начал завладевать рок-н-ролл, а в клубах, где традиционно играли джаз, куда большим спросом стал пользоваться стриптиз.
Фильм так и остался стоять особняком в послужном режиссёрском списке Клинта Иствуда, впервые обратившегося к жанру байопика и в подробностях воссоздавшего ключевые моменты жизни Паркера. Однако едва ли не наибольшая заслуга принадлежит здесь актёру Форесту Уитакеру, не просто сыгравшему свою лучшую роль, но уже навсегда идентифицировавшему образ Чарли Паркера со своим неправильным лицом, асимметричными полуприкрытыми глазами и большой неуклюжей фигурой.
Малов-кино
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.