Пятая власть / The Fifth Estate
В мире, где информация ценится превыше всего, а утечка сведений под грифом «секретно» может вызвать необратимые последствия, сайт WikiLeaks навсегда поменял правила игры. Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает о попытке разоблачить государственную коррупцию и ложь властей, которая превратила интернет-стартап в одну из самых известных и обсуждаемых организаций 21-го века. За первые годы существования WIKILEAKS обнародовал больше тайн, чем самые влиятельные в мире СМИ вместе взятые, раскрывая постыдные секреты государственных служб и финансовые преступления корпораций. Но когда основатели сайта получили доступ к крупнейшему засекреченному архиву США, им предстояло найти для себя ответ на один из важнейших вопросов современности: какова цена тайны в свободном обществе — и какова цена ее разглашения?
«Пятая власть» (англ. The Fifth Estate) - британско-бельгийский биографический триллер режиссёра Билла Кондона и сценариста Джоша Сингера[en], посвящённый проекту WikiLeaks. В главных ролях снялись Бенедикт Камбербэтч и Даниэль Брюль. Премьера фильма состоялась в сентябре 2013 года на международном кинофестивале в Торонто; в мировой прокат фильм вышел 18 октября 2013 года, в российский - 24 октября 2013.
Подбор актёров и съёмки
Изначально на роль Ассанжа планировался Джереми Реннер, а на роль Домшайт-Берга - Джеймс Макэвой.
Первоначальный вариант названия фильма был: «Человек, продавший мир» («The Man Who Sold the World»).
Съёмки начались 23 января 2013 года. Бенедикт Камбербэтч носил три разных парика, вставные зубы и синие контактные линзы, чтобы быть внешне похожим на Ассанжа. На создание заставки ушёл целый год.
Отзывы
Фильм получил в основном отрицательные отзывы критиков, на сайте Rotten Tomatoes лишь 38 % рецензий являются положительными, средняя оценка фильма - 5.4 балла из 10. Порицая сценарий и режиссуру, критики хвалили игру актёров, особенно Бенедикта Камбербэтча, многие отмечали её как главное достоинство фильма.
« В картине поднимается проблема того, что можно обнародовать, а что нет, и насколько это имеет отношение к упадку морали в современном обществе.
- Кэти Ван Сайкл для Rolling Stone»
В России фильм получил смешанные отзывы: 46 % положительных рецензий от критиков.
Мнение Ассанжа
Сам Джулиан Ассанж, прочитав первоначальный сценарий, воспринял идею фильма негативно и назвал «сплошной ложью» и «пропагандой», в частности из-за того, что в сценарии были намёки на иранские атомные разработки. Ассанж отказался встретиться с Бенедиктом Камбербэтчем, но затем вступил с ним в переписку по электронной почте, что помогло Камбербэтчу в работе над ролью[15]..
В противовес походу в кино Ассанж призывал смотреть «Медиастан» - документальную картину, в которой журналисты и активисты WikiLeaks (и все-таки они существуют) отправляются в Казахстан, Таджикистан, Киргизию, Туркмению, Афганистан, чтобы предложить местным СМИ опубликовать разоблачительные материалы. Также герои фильма Йоханнеса Вальстрёма (молодой шведский журналист, сын Исраэля Шамира) встречаются с журналистами The New York Times и The Guardian, чтобы уличить тех в отсутствии свободы слова на Западе.
В октябре 2013 он отправил Камбербэтчу письмо, в котором описал своё отношение к фильму и всё же согласился на встреч
- Исследование, проводимое сценаристом Джошем Сингером для фильма, было сопряжено с определенным риском. В какой-то момент компьютер Сингера был атакован хакерами. Спустя некоторое время к нему заявились сотрудники ФБР и начали задавать разные вопросы, мотивируя свой визит тем, что имя Сингера фигурирует в расследовании деятельности китайских хакеров.
- Сам Джулиан Ассанж, прочитав первоначальный сценарий, воспринял идею фильма негативно и назвал «сплошной ложью» и «пропагандой», в частности из-за того, что в сценарии были намёки на иранские атомные разработки. Ассанж отказался встретиться с Бенедиктом Камбербэтчем, но затем вступил с ним в переписку по электронной почте, что помогло Камбербэтчу в работе над ролью.
- Изначально на роль Ассанжа планировался Джереми Реннер, а на роль Домшайт-Берга - Джеймс МакЭвой.
- Первоначальный вариант названия фильма был: «Человек, продавший мир» («The Man Who Sold the World»).
- Съемки начались в Исландии, на маленьком островке вулканического происхождения, на самом краю Арктики. Это место было невозможно воссоздать где бы то ни было еще. На фоне так называемой Голубой лагуны (живописный ландшафт с застывшей рекой охлажденной лавы и действующими гейзерами) снималась одна из сцен ссоры героев Камбербэтча и Брюля, несмотря на оглушительно завывающий ветер и почти горизонтальный дождь.
- В Берлине съемки велись на нескольких памятных локациях, включая Берлинский кафедральный собор.
- Интересным и одновременно трудным заданием для художника Марка Тилдесли стало воссоздание известного Дома искусств Тахелес в Берлине, в котором Даниэль Домшайт-Берг проводил некоторое время. Здание было построено в 1909 году в еврейском квартале Восточного Берлина. Сначала в нем располагался универмаг, а во время войны - штаб СС. В 1943 году здесь содержали французских пленных. Примечательно, что магазин и тюрьма превратились в штаб-квартиру художников, анархистов и вольнодумцев со всего мира. Здание превратили в галерею, пестрящую самыми различными видами художественного самовыражения как снаружи, так и внутри. Долгое время здание служило своеобразным символом свободы для творческой прослойки берлинцев. Несколько лет власти города безуспешно пытались закрыть Тахелес. К сожалению, в 2012 году попытки увенчались успехом. Здание закрылось и вскоре превратится в обычный жилой дом. После получения официального разрешения на съемку, Тилдесли и его команда начали по крупицам воссоздавать былое величие здания изнутри. Был даже восстановлен ночной клуб, который некогда функционировал в Берлине. Специально для этого нашли бывших владельцев этого клуба и договорились с ними, арендовав оригинальную мебель и картины, которые были развешены на стенах, даже вернули огнедышащего дракона над барной стойкой.
- В июле 2012 года сообщалось, что большую заинтересованность к роли Джулиана Ассанжа проявляет Джереми Реннер. Однако в октябре того же года было объявлено, что главная роль досталась Бенедикту Камбербэтчу.
- Юэль Киннаман проходил прослушивание на роль Даниэля Домшайт-Берга.
- Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- Джулиан Ассанж запустил проект WikiLeaks в 2006-м году. Впервые появилась возможность рассказать правду о деятельности правительства и раскрыть корпоративные преступления, не опасаясь преследования и гонения со стороны государственной машины. На сайте появлялась документация, свидетельствующая о заказном убийстве в Сомали; об отмывании денег руководством швейцарского банка; о коррупции в высших эшелонах власти Кении. Были опубликованы порядок функционирования тюрьмы строгого режима в Гуантанамо; свидетельство атомной катастрофы в Иране; документы, подтверждающие функционирование свалки химических отходов на Берегу Слоновой Кости; свидетельства о нарушениях правил ведения банковской деятельности в Исландии и многое другое. Guardian описывали WikiLeaks, как «неуловимую и не подверженную критике машину утечки информации». Однако в 2010 году WikiLeaks превысил все допустимые рамки риска, опубликовав так называемую «мега-утечку» - массивный объем сверхсекретной информации, которую ревностно хранили американские дипломаты и военные. В их число попали 91 000 документов по войне в Афганистане, 400 000 документов по войне в Ираке и 251 287 документов, связанных с дипломатическими миссиями по всему миру. Все это стало достоянием общественности. WikiLeaks предстояло прочувствовать всю мощь правительства США. Практически сразу был арестован военный технический специалист Брэдли Мэннинг, предоставивших документацию о войне в Ираке. Поскольку публикация на портале WikiLeaks была защищена хитроумной системой шифрования, Мэннинг признался своему знакомому хакеру Адриану Ламо в том, что именно он слил информацию по Ираку. Именно по доносу Ламо Мэннинг был впоследствии арестован. Сайт WikiLeaks стал причиной инцидента, для борьбы с которыми был создан. По мере того, как слив информации продолжался, в правительстве США начали говорить о том, что WikiLeaks представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности, хотя к тому времени даже не ставился вопрос о том, что WikiLeaks нарушила какой бы то ни было закон Соединенных Штатов Америки.
- В основе WikiLeaks лежит так называемая платформа безопасного постинга Ассанжа, позволяющая любому закачивать информацию и документы анонимно. Специальная технология отрицаемого шифрования позволяла источнику не опасаться, что его действия могут отследить. Разработанную Ассанжем, Сьюлеттом Дрейфусом и Ральфом Винманном систему изначально планировалось передать борцам за права человека, которые работают в странах с репрессивным строем, но в конечном итоге система пригодилась для базы WikiLeaks. Вскоре сайт перешел на более хитроумную систему шифрования, которую разработал программист, известный под именем Архитектор. Теперь даже сотрудники сайта WikiLeaks не получали данные о том, какой именно информатор слил ту или иную секретную документацию на портал. Даже после ареста и под пытками сотрудники WikiLeaks не смогли бы назвать свои источники, они их попросту не знали.
- Персонаж «Зигги» основан на волонтере WikiLeaks - Сигурдуре Тордарсоне (Sigurdur Thordarson), который оказался информатором ФБР.
Дав начало веку повышенной конфиденциальности, утечки скандальных новостей и незаконного распространения важной и опасной информации, Wikileaks навсегда изменили правила игры. Фильм основан на реальных событиях, он приоткроет завесу тайны того, как желание разоблачить обман и коррупцию властей превратило новоиспеченный интернет-проект в самую обсуждаемую организацию XXI века.
Альтернативное описание 2:
Джулиан Ассанж и Даниэль Домшайт-Берг основали сайт WikiLeaks, где выкладывали в открытый доступ секретную информацию. Поначалу они сами поражены, что опубликованная ими информация приводит к банковскому кризису в Исландии. Ведущие мировые СМИ - The Guardian, The New York Times, Der Spiegel - поддерживают WikiLeaks. Но спецслужбам США совсем не нравится, что их секретные данные попадают в интернет, а между Ассанжем и Домшайт-Бергом возникают разногласия.
В среде моих знакомых «Пятая власть» совершенно незаслуженно воспринимается как фильм для девочек. По очевидным причинам - тут же Камбербэтч, много Камбербэтча. Но, во-первых, это все-таки не Патинсон, а во-вторых, честно скажу, не каждая девочка осилит досмотреть это кино, несмотря на присутствие драгоценного Шерлока.
«Пятая власть» - фильм серьезный. В нем затрагивается дикое множество проблем современного общества, и главное, конечно, информационная война. Если добавить к этому сложный образ Ассанжа, борца за правду, изображенного паталогическим лжецом, то становится совсем сложно. Впрочем, говорят, что мы больше всего ненавидим те недостатки, которые присутствуют в нас самих, и если в этом есть доля истины, то что удивительного в том, что лжец ненавидит ложь?
Фильм начинается очень похоже на «Социальную сеть» - грубо говоря, имеется стартап, и имеются два разработчика без особых грошей за душой, готовые вкладывать дни и ночи в свое детище. Ассанж, впрочем, в отличие от Цукерберга, вышел очень обаятельным - а как иначе можно повести за собой людей в такой опасный и неприбыльный, в сущности, поход? Я, конечно, сейчас говорю больше не о создателях Викиликс, а о журналистах и информаторах, без которых проекта бы не было. О людях, которые бескорыстно раскрывают чужие секреты, не подозревая, какой опасности подвергают себя.
Анонимность - вещь условная. Если экстраполировать это на человеческие отношения, то можно сказать с уверенностью, что выдавая любой секрет ты рискуешь нарваться на недовольство его первоначального обладателя. Ибо так или иначе, а вычислить тебя можно. Получается, болтать нужно меньше.
Но сколько меняет знание секретов корпораций и государств! Возможно, открыть людям глаза - задача, которая стоит такого риска. И если в жизни решение «разболтать» - это вопрос склонности лезть в чужую жизнь, то в государственном масштабе - это во многом вопрос альтруизма. Но в целом ведь никому не нравится, когда ему врут.
Учитывая, что Викиликс никогда не занимались вопросами в духе «крадет ли повариха Мэри Джейн говядину из общественной столовой», фильм получился серьезным. Много разговоров, причем не только по тематике сайта, но и о безопасности в целом - государственной, компьютерной, личной. Благодаря хорошо прописанным диалогам, можно сказать, что информация подана достойно. Но, повторюсь, не каждый пришедший в кино будет к этому готов - ведь «на большой экран» мы чаще всего ходим за экшеном и спецэффектами. Впрочем, лично я уверена, что пятая власть стоит того, чтобы прийти в кинотеатр и не отвлекаясь на чаёк, кошку и разговоры с домочадцами посмотреть на Ассанжа, его соратников и противников. Мне фильм очень понравился.
8 из 10
dali61
Мне фильм очень сильно напомнил «Социальную сеть». Думаю, с ней уже проводили параллели. Но «Пятая власть», на мой взгляд, не в пример интереснее.
Если история Цукерберга - это что-то вроде мотивирующего фильма в духе «давай, чувак, выдумай что-нибудь новое, и за это тебе отвалят тонны зеленых», то Ассанж в исполнении Камбербэтча почти в прямом смысле учит нас не становиться большими и толстыми лидерами, фанатичными мессиями и оголтелыми просветителями. Фанатизм плох в любых его проявлениях, а уж если он подразумевает «распоряжаться чужими жизнями», так и вовсе зло.
Что же касается кинематографической составляющей, то «Пятая власть» богата довольно красивыми, но ненавязчивыми спецэффектами, а также шикарнейшей операторской работой - всякие эти наезды-отъезды и повороты делают из банальной, в общем-то, сцены, целое событие. Если добавить к этому выдающуюся игру Камбербэтча, Брюля и остальных, на выходе получается очень цельное и драматичное кино, может, и не имеющее отношения к реальности, зато очень даже берущее за душу. С другой стороны, кто знает, как оно было на самом деле?
Думаю, не для кого не секрет, что в наше время владение информацией очень ценно. Если ты что-то знаешь, ты всегда интересен окружающим. И вдвойне интересен - если ты знаешь о других что-то «плохое». Собственно говоря, в этом и состоит работа журналиста, но здесь это выводится на новый уровень. Сплетни превращаются в государственные тайны, а болтуны - в преступников.
Можно ровным счетом ничего не знать об истории Викиликс, или знать об этом все - восприятие фильма не меняется, это художественное кино, главная цель которого - вовсе даже не передать какие-то объективные факты, а отразить психологические и, может быть, социальные аспекты бытности экстраординарной личностью и взаимодействия с этой личностью. На мой взгляд, интересно получилось, хотя кому-то и может показаться «затянуто» или «малоэкшеново». Но кино необычное и очень, очень достойное внимания, честное слово.
9 из 10
zara612
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.