Рафаэль-развратник / Raphaël ou le débauché
«Меня бросили — я качусь» — так живет Рафаэль де Лоррис. Он знает, что катится вниз, но ничего не делает, чтобы исправить положение, потому что давно разочаровался в жизни. А чтобы разогнать тоску, есть проверенное средство — вино, которое можно выпить с друзьями, и женщины, с которыми можно развлечься.
Аврора де Шеруа, с которой однажды на балу знакомится Рафаэль, не из их числа, однако ему хочется завоевать королеву бала, тем более что его самолюбие несколько пострадало, ведь красавица Аврора, скользнув по нему взглядом, поспешила покинуть его общество со словами: «Никогда не запомню это имя».
Но она его запомнит, ведь именно Рафаэль внушит ей чувства, о которых она ничего не знала и над которыми насмехалась. Только Рафаэль не принимает её любовь, потому что не может измениться, в его жизни нет для неё места. «Я не переступлю черту, которая разделяет нас с вами», — говорит он. Отчаяние толкает Аврору на безрассудный поступок, она выходит замуж за старика. Рафаэль наносит ей прощальный визит, а смерть уже поджидает его.
Отрывок
Каннский кинофестиваль, 1971 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Красивая пустышка
Фильм снят красиво, утонченно, изысканно и... ужасно скучно. Практически на всем протяжении звучит чарующая слух музыка, один великолепный видеоряд сменяет другой, чередуются пикантно-развратные сцены... и ни малейшего интереса к происходящему на экране.
Молодые люди дни и ночи проводят в беспробудном пьянстве и разврате, мечутся из одного вертепа в другой в поисках все более острых и чувственных наслаждений, и все больше и больше разрушают душу, делая ее невосприимчивой к проявлению обычных человеческих чувств. Их уделом становится скука, пресыщенность, душевная лень... Очередная оргия становится дежурным времяпровождением и никакая смена декораций не может заслонить душевную пустоту, в омут которой их затягивает все глубже и глубже.
Рафаэль, главный герой фильма, кажется готов вернуть то состояние, когда волнует мимолетное прикосновение руки, украдкой брошенный взгляд, страстный шепот - но уже поздно. Душевную ржавчину не отскрести.
Трагический финал весьма многозначителен. Никто не вздрогнул и тем более не опечалился. Пустота не исчезает. Рафаэля как не было так и нет. Жизнь продолжается.
То ощущение, или как уже стало модно говорить послевкусие, остающееся после фильма - под стать внутреннему содержанию главного героя. Скучно, ничто не цепляет, ничто не тревожит... Если создатели именно этого и добивались - они достигли своей цели.
5 из 10
vitafort
Все, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и зла
«Все, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и зла», - сказал Ницше. Фильм «Рафаэль-развратник» как раз о такой любви.
I. «Она смотрела вверх, а я в нее» (Данте).
Я люблю «Рафаэля-развратника» за то, что он дает редкие минуты роскошного напряжения эмоций и духа, не портя их красивой картинкой и невозможно прекрасными лицами (Морис Роне, Франсуаза Фабиан).
XIX век. Расцвет и закат романтизма, с его маниакальной, но соблазнительно прекрасной одержимостью страданием и молодой смертью. Влюбленные аристократы Рафаэль де Лоррис и Аврора идут в пропасть словно по натянутому канату, балансируя между желанием идти и желанием упасть; они живут в состоянии туго натянутого лука: и тетиву не ослабить, и не выстрелить. Экспрессии, аффекта, надрыва в таком «натяге» столько, что выстрелишь - непременно попадешь в сердце другого. И убьешь, конечно. А они-то ведь любят. И убивать не хотят.
Наоборот - спасти желают. Она - от своего (скучного ему) добра: покоя, уюта, сада. Он - от так не идущего ей зла: разврата, непокоя, падения в канаву. Оба - от той жизни, которая несет фатальные перемены возлюбленному - перерождение личности.
Они так любят, что переживают момент, который действительно может произойти с человеком только «за гранью добра и зла» - момент глубокого перевоплощения в другого. Он - в нее. Она - в него.
Платоническое чудо. Материализовавшаяся греза Данте: «Она смотрела вверх, а я в нее».
Отразим эту фразу в фильме «Рафаэль-развратник» и получим: «он смотрел вниз, а я в него», - то есть ту потрясающую (безгрешно точную) зеркальность, которая стала и сюжетным, и концептуальным стержнем фильма.
В спальне Авроры освещаемые светом одной свечи висят зеркало и распятие. Вглядываясь в распятие, героиня словно глядится в зеркало. Ее идеал - Иисус, ему она подражает, помогая бедным, посещая больницы, занимаясь благотворительностью...
Смотрясь в зеркало, она хочет видеть распятие вместо своей идеальной красоты (небесной, чистой, хоть и прохладной - никогда не любившей, даже презиравшей, мужчин).
Имевший, наверное, тысячу женщин Рафаэль смотрит на Аврору в начале фильма как на саму безупречность. Королеву! Высшее существо. Однако полностью, во весь рост его настоящего показывает ему ее извращенное зеркало. В одной из финальных сцен (сцене оргии) Рафаэль вглядывается в исказившую себя любимую и видит в ней свое грустное, больное, уродливое отражение. Оно ему не нравится. До слез. До пытки. До самоубийства (заказал выстрел в собственное сердце).
Чудовище убила красота?
Чудовище спаслось красотой?
Чудовище сделало красоту чудовищем?
II. «Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. А впрочем, что у кого болит, тот о том и говорит» (Ф. Достоевский).
Не знаю, какой должны быть смерть порока от идеала... Красивой? Печальной, безобразной?
А гибель идеала от порока? Еще печальней? Еще страшней?
Но вот только схватка этих противоположностей далеко не всегда выглядит как борьба ПРОТИВ.
В фильме (как и в этой цитате из «Братьев Карамазовых») читается ЗА. Порок защищает идеал. А идеал, любя порок, в него превращается.
Аврора очень религиозна. Но однажды перед распятием благочестивая красавица произнесет отнюдь не каноническую молитву: «Я жажду его лица. Я жажду его тела. Хочу чувствовать его на себе».
Молитва развратника Рафаэля в финале - «зеркальная» противоположность: «Очнитесь, Аврора. Смойте эту грязь и оденьтесь прилично. Вернитесь в ваш сад к вашим друзьям».
Из блещущего театра в роскошном белом платье, расшитом драгоценными камнями, идеальная, красивая, Аврора бежит в трущобы, в ад, чтобы только увидеть его.
А он, взяв самую уродливую шлюху, завалившись в самый гнилой кабак, ползает по заплеванному полу в пьяном угаре. И падает, падает...
А она, белая, чистая, стоит над ним и вся светится, светится...
Но она готова испачкать себя «идеалом содомским».
Но он не испачкает, так как «не отрицает идеала Мадонны, и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит».
И впрямь широк человек. Кто бы сузил? И у него, и у нее в душе - море любви. Но... «Ужасно умереть в море от жажды» (да, Ницше!).
Запрещая себе любить Аврору, Рафаэль, словно монах, воспрещает не столько себе - ей - грешить. Не вяжется это как-то с его прозвищем «развратник» и с его впечатляющим донжуанским списком (заметьте, все в этом списке - погублены, ни одной счастливой)...
Но дело даже не в этом. А честно ли - творить из женщины идеал, а потом бояться даже прикоснуться, замарать, испортить? Стать заложником своего собственного идеала? И сделать ее заложницей? Честно ли думать, что из содома не вырваться? Честно ли смотреть вниз, когда ты наверху? И находясь на высоте, в высоту не верить?...
III. «Ибо кто забывает себя - вновь себя обретает» (из молитвы святого Франциска Ассизского).
И все же... Заглянув друг в друга, Аврора и Рафаэль перестали быть заложниками, перешагнули свою ограниченность, узость. Каждый узнал в другом ту часть себя, которая до поры хранилась в глубине их личных тщеславий. Де Лоррис получил отвращение к грязи, которой раньше кичился («Я отвратителен. И мне это нравится!»). Аврора - отвращение к надуманной и холодной чистоте, самовлюбленной и отстраненной красоте, которые не согреты ни теплом ошибок, ни искрами порывов, ни током спонтанности, ни простым человеческим желанием - любить («Аврора неприкосновенная. Аврора чистая. Худшие развратники боятся испачкать тебя»).
IV. «Кого дух любви пламенный коснется, все простится ему, потому что не свой уж он, в духе, в восторге...» (М. Кузмин).
Героев во многом можно упрекнуть. Они бездарно погибли: он - заказав свою смерть на канате, она - выйдя замуж за ненавистного старика (думаю, ее самоубийство - «кровавее»), но в их жизни было такое, чему стоит поучиться.
Мммм... Как бы это...
Было два пути - два выбора - и у Авроры, и у Рафаэля: легкая скучная жизнь и трудная, но при этом яркая и интенсивная. В народе говорят: легка жизнь, да ни к чему она, как щи без соли: сытно, да не вкусно.
Соль вредна. Это факт. И возможно, она убивает. А вдруг в ней - весь вкус... и вся соль жизни?
Татьяна Таянова
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.