Рай

Рай
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 19 Январь 2017
Продолжительность: 02:11
Просмотрели: 763

Ольга, русская аристократка, эмигрантка и участница французского Сопротивления, во время неожиданной проверки арестована нацистами за то, что прячет еврейских детей. В тюрьме ею увлекается Жюль, француз-коллаборационист, который ведет ее дело и в обмен на интимные отношения, кажется, готов смягчить ее участь. Ольга готова на все, чтобы избежать пыток, но ее надежда на свободу быстро рассеивается, так как события принимают неожиданный поворот.

Ольгу отправляют в концентрационный лагерь, где ее жизнь становится адом. Там неожиданно для себя она встречает Хельмута, высокопоставленного немецкого офицера СС, который когда-то был безнадежно влюблён в нее и до сих пор ее любит. Между ними завязываются странные, болезненные отношения. Хельмут решает бежать с Ольгой, хотя она уже перестала надеяться на спасение. Однако постепенно представление Ольги о Рае неотвратимо меняется.

Трейлер (Youtube)

  • По словам Виктора Сухорукова, Андрей Кончаловский позвонил ему глубокой ночью и предложил сыграть роль Генриха Гиммлера, но настоял на портретном сходстве с историческим персонажем, что было достигнуто с помощью грима.
  • Поскольку Виктор Сухоруков не владеет немецким, то исполняя роль Гиммлера, он «позволил говорить себе какую-то абракадабру», а затем его переозвучил немецкий артист.
  • На 73-ем Венецианском кинофестивале Андрей Кончаловский получил «Серебряного льва» за этот фильм как лучший режиссер. В своей благодарственной речи Кончаловский сказал: «Я благодарю свою жену Юлию Высоцкую. Этот фильм посвящен матушке России и тем женщинам, которые помогали еврейским детям во время Второй мировой войны».
  • Премьера картины состоялась 8 сентября 2016 года в рамках основного конкурса 73-ого Венецианского кинофестиваля.
  • Фильм был выдвинут от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм».
  • О том, что ей придется обриться наголо, Юлия Высоцкая узнала неожиданно для себя уже во время съемок.
  • О фильме режиссер сказал: «Я не снимал картину о физических страданиях, в ней нет отрезанных голов и груд мертвых тел. Моя картина о самом главном - о человеческих отношениях. Меня интересует тема духовного насилия, насилия над душой. Это передать сложнее».
  • О своем решении снимать фильм черно-белым режиссер сказал: «Показывать Холокост и концлагеря в цвете омерзительно. Это ложь. Это не то, что мы знаем. Мы ужасаемся изображениям, которые нельзя видеть в 3D, в широком формате, в цвете - нельзя потому, что они остались только на очень простых камерах. Сами факты были ужасающие. Я пытался найти факты и собрать их воедино».


Венецианский кинофестиваль, 2016 год
Победитель: Серебряный лев за лучшую режиссерскую работу ( Андрей Кончаловский )
Номинации: Золотой лев

 

Рай на небе. Ад на земле.

Около четырех месяцев назад я впервые увидела долгожданный трейлер нового фильма «Рай» режиссера Андрея Кончаловского, к которому после фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» у меня какое-то особенно нежное отношение. И вот, наконец, мне удалось увидеть его в ограниченном прокате, но, к моему огромному и приятному удивлению, полном зале людей.

Андрея Кончаловского любят на Европейских кинофестивалях. Он не раз показывал свои работы в Каннах, и увозил награды из Венеции. В 2002 году получил Особый приз жюри за фильм «Дом дураков». В 2014 увёз Серебряного льва за лучшую режиссуру фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», а в 2016 снова повторил свой успех, забрав награду за режиссуру фильма «Рай».

«Рай» уже с первых секунд трейлера показывает нам другого Кончаловского. Не знаю, быть может, трагедия с дочерью Марией так отразилась на душевном состоянии Кончаловского, что фильм получился камерным, интимным, который видишь словно из замочной скважины, даже немного стыдясь, отводя взгляд, но, понимая, что смотреть это просто жизненно необходимо, снова фокусируешь взгляд на экране.

Фильм повествует о трёх людях, живущих в непростое время Второй мировой войны: французского офицера полиции Жюля, русской аристократки-эмигрантки и участнице французского Сопротивления Ольге и высокопоставленного офицера СС Хельмута. Ольга попадает в тюрьму за то, что прятала двух еврейских мальчишек. Жюль ведёт дело Ольги, но очаровываясь её красотой и аристократизмом, решается помочь ей и освободить её в обмен на интим. Но незадолго до их свидания, Жюля расстреливают участники Сопротивления. Ольгу возвращают в камеру, а после отправляют в концлагерь. Туда с проверкой на предмет коррупции приезжает и офицер Хельмут, который узнает в Ольге старую знакомую, в которую он был когда-то безответно влюблён. Между ними начинаются странные, безрассудные отношения, на грани жизни и смерти.

У каждого из этих людей была своя жизнь, своя история. Но война меняет всё, перечеркивает прошлое каждого из них, выкидывает из обычной жизни и каждый день заставляет их вновь и вновь переосмысливать свои взгляды на многие вещи.

Жюль, не особо стремящийся к войнам, покорный и спокойный, принимает ситуацию, как данное, словно выжидая, что же будет дальше, глазами немого свидетеля следит за тем, что происходит с его страной, павшей под властью Третьего Рейха. Также тихо он принимает и смерть, жалея только о том, что она произошла на глазах его сына.

Ольга, аристократка, которая стремилась спасти от смерти двух мальчиков, чья национальность уже являлась смертельным приговором. В этой картине она представляет собой совокупный образ всех жертв этого чудовищного времени. Женщина, погруженная в грязные, холодные бараки, ежедневно терпящая насилие и унижения, выживающая только благодаря инстинктам. Именно Ольга в фильме ставит диагноз тому времени и делает это предельно остро и обнажено:

«Были люди стали ботинки. Куча ботинок».

«Как быстро животное может снова стать человеком! Ему достаточно лишь поесть и выспаться».

«Зло оно само по себе растёт, а для любви нужно усилие».

Поесть и выспаться. Этих простых, нормальных человеческих функций были насильно лишены миллионы людей. Когда задумываешься об этом, становится жутко.

Жутко было и Хельмуту. Он офицер СС. На него возлагает надежды сам Гимлер. Но Хельмут другой. Он ещё не до конца промыт пропагандой Третьего Рейха, в нём ещё осталось что-то человеческое, которое где-то в глубине души не даёт ему спокойно принять всё, что творится в его стране. Он с восторгом говорит о том, что полное уничтожение евреев положит начало становлению «немецкого Рая» на земле. Он с упоением рассказывает о Гитлере и его выступлениях. Но в тоже время он любит русскую литературу, когда-то писал диссертацию о Чехове, а фотографии жертв концлагеря вызывает у него приступ тошноты.

Герой Хельмута для меня показался самым знаковым. Такой внутренней борьбы я не видела давно. Его идеальный мир, представление о «Рае», где не будет евреев, а немцы будут торжествовать, совсем не вяжется с тем, что он видит в реальности. Не так он представлял себе этот путь к победе, не таким тяжелым казался он ему. Он бьётся в сомнениях, вспоминает прошлое, где ещё не было этого ужаса и надеется, что когда-то всё будет хорошо.

У каждого из героев вполне логичный для войны итог. Каждого ждёт своя участь в той форме, которую они изберут для себя. И будет место самопожертвованию, и будет место мукам совести, с которыми уже не в силах совладать при жизни.

Этот фильм глубокий, состоящий из множества слоёв, совершенно не похожий на всё, что делал Андрей Кончаловский до этого. Его сравнивают с фильмом «Список Шиндлера», но здесь сравнивать неуместно - каждому герою своё кино, каждому имени свой крест.

Герои фильма рассказывают нам с экрана о том, что они пережили, как они с этим справились и что для себя из всего этого ужаса вынесли. Зрители словно выступают свидетелями на Страшном Суде. Каждый из нас способен выслушать и понять каждого из героев. Но способны ли мы на самом деле понять то, что творилось в то страшное время? Может именно поэтому в конце фильма Бог свой приговор вынесет, не дав нам возможности самим решать, кто из героев попадёт в настоящий Рай. Потому что тем, кто не испытал на себе и доли унижений и мучений войны не давно судить тех, кто это испытал. И их выбор - достойный или нет, это выбор, который был совершён во время, когда люди насильно перестали быть людьми, и выживали, только приняв животный облик.

Это кино - болезненный нарыв, не зарастающий у нашего народа и у любого человека, способно перенести муки войны на себя. Это кино не о боли физической, этот фильм обнажает, практически детально демонстрирует боль душевную. Истязание и пытки над человеческим обликом, над душой и милосердием, над добротой и чистотой. Всё исчезает и теряет себя, когда сталкивается с такой огромной болью. И только способность скрыть где-то в глубине себя что-то святое помогает нам уйти из этого мира достойным человеком.

Покинуть ад на земле и войти в рай на небе.

Я пересмотрю этот фильм. Но найду для этого особое состояние. Когда мне будет казаться, что всё в моей жизни катится куда-то на дно, я включу «Рай», чтобы понять, что на самом деле я стою на твёрдой почве, которая не пульсирует заживо погребенными людьми. И уже за это я должна быть благодарна своей жизни.

10 из 10

AmiLi_fe

Судите и судимы будете.

«Рай» Андрея Кончаловского снят в чёрно-белом, и, думается, это не просто дань эпохе, к которой относится действие фильма. Сам сюжет «Рая» - это изложение (как средствами кинематографа, так и напрямую - монологами в камеру) принципов этики каждого из трёх основных действующих лиц, их представлений о том, что есть чёрное, а что - белое. Всего три человека, а насколько разными оказываются эти представления! А самое главное - нет такого, чтобы один был полностью отличен или схож с другим. Даже полные антиподы в одних вопросах могут внезапно оказаться единомышленниками в других, и наоборот. Именно поэтому персонажи то притягиваются, то отталкиваются друг от друга в странном танце жизни.

Каждый из героев «Рая» не просто декларирует свою этику, он живёт в полном соответствии с ней. Все трое искренни, естественны и убедительны, и это относится в равной степени и к персонажам, и к актёрам.

Немецкий аристократ Хельмут (Кристиан Клаусс) в новенькой форме штандартенфюрера СС счастлив служить своей стране, возрождать и крепить её величие и славу. Он верен присяге и долгу и свято соблюдает закон. Например, он скрупулёзно разбирается в том, какой минимальный процент еврейской крови достаточен, чтобы человека отправили в концлагерь, и строго отчитывает перестаравшихся унтера и солдат, затащивших в грузовик женщину, не подпадающую под указания. В Великой Германии нет места полицейскому произволу, любое насилие применяется строго в рамках закона, но то, что предписано законом, должно быть исполнено неукоснительно - и мужа женщины увозят в лагерь.

Закон должен исполняться всеми, ни для кого нет исключений, даже для «своих». Штандартенфюрер, не дрогнув, отправляет на расстрел коменданта лагеря, после того, как, проведя аудит, обнаруживает нарушение закона: искажение учёта для покрытия хищений персоналом ювелирных изделий и других ценностей, в рамках утверждённой процедуры изъятых у убитых в газовых камерах евреев.

При этом Хельмут - не бездушная машина, ему не чужд романтизм, к примеру, он хорошо знает и цитирует на память русскую классику, т. к. писал по ней диссертацию в университете. Просто в его символе веры написаны такие слова, и он строит свой рай в соответствии с ними.

У офицера французской полиции Жиля (Филипп Дюкен) своя вера и правда. Он не замахивается на государственный уровень - тот для него далёк и чужд, его рай - это уютный дом для его семьи, достаток и уважение, и если ради них нужно молотком разбить колени не согласного дать признательные показания заключённого - так на то она и служба. Истинный гедонист, Жиль не отказывается от маленьких радостей жизни, и не важно, какова их цена, если платить её приходится кому-то другому.

У русской женщины Ольги (Юлия Высоцкая), попавшей во Францию с волной белой эмиграции, третья судьба и третья правда. Её мир не замкнут границами семьи, которой у неё нет, или нации, которая осталась где-то далеко за спиной. Она принадлежит всему миру и никому конкретно. Ольга тоже по своему происхождению аристократка высшей пробы, как и Хельмут, и где-то в другой жизни они в изысканных нарядах кружатся под музыку в свете приморского солнца и ловят взгляды друг друга.

Они все встретятся и в этой жизни, в той самой, в которой одни люди решили построить рай для себя за счёт ада для других, и постепенно превратили в ад весь мир вокруг себя.

Принципы каждого из троих подвергнутся испытанию, у каждого по-своему, разумеется. И двое из троих сохранят свои принципы до самого конца, а третий не сохранит, откажется, изменит, предаст. Только вдруг обнаружится, что как бы истово человек не верил в то, что именно исповедуемое им учение единственно верное и ведущее к спасению, тогда как все остальные ведут к гибели, но эта вера ничуть не избавляет его от ошибок, и чем сильнее вера - тем больше и пагубнее эти ошибки. И, когда человек предстанет перед последним и главным судом в своей жизни, судить будут не по словам, а по делам его.

В фильме Кончаловского зрители - как коллегия присяжных на этом суде: всё, что говорится, говорится им в лицо, всё, что совершается на экране, предстаёт свидетельскими показаниями или уликами. И каждый волен вынести свой вердикт, а режиссёр, разумеется, выносит свой собственный.

И совершенно не важно, что никакого суда на самом деле нет и не будет, никого из нас не ждёт белый свет в конце тоннеля, да и сам тоннель будет недлинен - всего лишь два метра в глубину. Белое или чёрное - это то, что останется после умерших живым, и, если есть возможность взглянуть на свой рай со стороны, стоит это сделать, пока ещё есть время что-то исправить.

8 из 10

Andrey Krupnov

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.