Рай и ад / Tengoku to jigoku

Рай и ад
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 01 Март 1963
Режиссёр: Акира Куросава
Продолжительность: 02:23
Просмотрели: 6

Преуспевающий бизнесмен, в решающий момент, должен решить для себя, заплатит ли он выкуп похитителям, которые по ошибке выкрали не его сына, а сынишку человека, работающего у него шофером.

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

  • Фильм основан на детективном романе Эвана Хантера «Выкуп Кинга» из серии «87-й полицейский участок».


Золотой глобус, 1964 год
Номинации: Лучший иностранный фильм - «Япония»


Венецианский кинофестиваль, 1963 год
Номинации: Золотой лев

 

Рай и ад каждый человек носит в себе

Многими поколениями признанный шедевр Куросавы не нуждается в рецензии как таковой. Не думаю, что вообще уместно критиковать его с обычных позиций. Допустимо лишь высказать те мысли, которым дал толчок этот фильм.

Прежде всего, хочется отойти от навязанного англоязычным переводом противопоставления богатых и бедных. Акира в этом фильме как раз и доказывает тот факт, что моральные ценности, которыми руководствуются люди, никак не связаны с их уровнем благосостояния. Великий японец говорит зрителю о том, что каждый день в любом человеке борются ад и рай, и каждый из нас своими поступками строит подходящую для себя среду обитания.

Уже с первых минут знакомства с главным героем, которого играет невозмутимый Тосиро Мифунэ, понимаешь, что он человек жесткий бескопромиссный, обладающий твердыми принципами и жизненными ценностями. По мере узнавания его, видишь что мужчина- настоящий профессионал своего дела, начавший с нуля и добившийся выдающихся результатов. «Хороший руководитель для хороших работников»,-скажет о нем один из работников фабрики. Так представьте себе насколько тяжелым был выбор для этого человека. Речь шла вовсе не о том отдать или не отдать богатому человеку деньги за чужого ребенка, как очень многие пытаются преподнести эту историю. Судя по характеру главного героя, он бы не раздумывал платить или не платить за не своего малыша, если бы речь шла только о деньгах. А здесь за похищенного мальчика господину Гондо надо было отдать свое будущее, свои планы, все то, к чему он долго и упорно шел путем каждодневного упорного труда. Поистине рай и ад сшиблись лбами в момент принятия этого решения.

А давайте задумаемся, стали бы мы осуждать бизнесмена, если бы он решил не жертвовать своей жизнью? Если кто- то однозначно ответит: да, я заподозрю лукавство. Поставьте себя на его место и ответьте честно: выкинули бы вы свою жизнь в окно за спасение соседского ребенка? Гондо на самом деле имел право и на другое решение, поимкой преступника занималась бы полиция, без всякого его участия дальнейшего, ведь он лицо не заинтересованное. Но даже самый негативный персонаж -похититель не сомневается что мужчина будет платить. Вот это и есть ключевой момент всего показанного Куросавой. Как бы никчемные люди не завидовали успешным, в глубине души они-то как раз понимают, что не деньги главное для настоящего человека дела. Деньги-следствие приложенных усилий. Заработав один раз, человек заработает их и повторно, и, оценив все за и против, способный зарабатывать не будет держаться за купюры, но предпочтет остаться верным себе. И именно это становится тем самым главным поводом для ненависти преступника к герою Мифунэ. Не от страха трясутся руки у пойманного негодяя, а от осознания того что сделать несчастным выбранного в жертвы человека ему не удалось, не получилось даже вынудить того ненавидеть себя, ибо жизненные приоритеты у них диаметрально противоположны. Именно ради этого социального вывода снял свою криминальную драму выдающийся режиссер. А порицать проще всего. Как абсолютно достоверно продемонстрировал Акира, те представители общества, что назвали господина Гондо героем, не выстроились в очередь к его дому с деньгами в руках, для того чтобы помочь в его затруднительном положении, но зато с готовностью продавали имущество бизнесмена за долги. Рай и ад боролись в головах каждого из них.

Однако же при наличии такого глубокого социально-философского подтекста, дока режиссуры сумел снять по-настоящему захватывающую полицейскую историю. Ведь почти до последних кадров остается загадкой истинная мотивировка укравшего мальчугана человека, и зрителю приходится ломать голову над тем, связано ли преступление с происками конкурентов. Но более всего меня восхитила работа полиции. Это нечто чисто японское уникальное- слаженная коллективная эффективная работа. Мы не увидели одного гениального следователя, или даже отдела из пары-тройки достаточно умных оперативников. Сверхзадачу решили несколько десятков рядовых исполнителей. И удалось это благодаря умной разбивке проблемы на более мелкие, и закреплению за анализом каждого нюанса одного полицейского, после чего осталось лишь свести все данные воедино и сделать вывод. Собственно так исполняют многозадачные запросы компьютеры. Восхитительно! Может быть именно потому, что японцы умеют находить максимальное эффективное применение каждому человеку, они и сохраняют десятилетиями лидерство во многих областях и действительно решают проблемы, а не забалтывают их?..

В следующем году будет 50 лет с того момента как эту картину увидели зрители, и она по-прежнему наводит на раздумья. Это ли не довод в пользу того чтобы окунуться в Рай и Ад Акира Куросавы, если вы еще этого не успели сделать? А кроме пищи для ума, вы сможете восхититься с хирургической точностью выстроенным кадром, емкими диалогами, в которых нет ни одного лишнего междометья, и безукоризненной игрой Тосиро Мифунэ.

ginger-ti

Все мы в детстве читали и слушали сказки о плохих и хороших людях. Какие-то из них запомнились на всю жизнь, какие-то - со временем забылись, но, тем не менее, оставили свой след в наших душах.

Поэтому, думаю, многим покажется знакомым сюжет о Хорошем человеке, который был честен, трудолюбив и крепок духом. Всю свою жизнь он работал, не покладая рук, скопил денег и построил большой, светлый дом на высоком холме и жил там со своей семьей. А у подножья холма жил Плохой человек. Был он ленив и жаден, и нетерпелив, и хитер. Невыносим для него был вид большого дома на холме, и зависть к Хорошему человеку сжигала его сердце.

Но как не пытался Плохой человек погубить Хорошего человека, отнять у того все достояние, искалечить его душу и заставить мучиться так же, как мучился сам, ничего у него не получалось. Даже теряя все, лишь сильнее становился Хороший человек, потому что научился он бороться со страхами своими, различать главное и второстепенное, не ломался под ударами, вставал и шел дальше.

Не боялся он работы, и руки его были при нем, и опыт его никому не отнять, и делал он добрые дела, и жена любила его, и дети гордились им, и все добрые люди уважали его и помогали ему, и совесть его была чиста, и в душе его был рай.

А Плохой человек корчился от злобы и страха в лачуге своей, и был он одинок, никем не любим. Выжгла гордыня разум его, и не мог он покаяться, не мог перестать творить злые дела, и в душе его был ад.

Не знаю, любите ли вы такие сказки, я, например, очень люблю. Поэтому фильм «Рай и ад» Акиры Куросавы посмотрела с огромным удовольствием. Да, по форме он, несомненно, является детективом с элементами психологического триллера, но по содержанию - все та же старая добрая сказка о Плохих и Хороших людях.

Детективная составляющая действительно занимает в фильме очень большое место, и прописана, и снята просто отлично. Если бы кроме нее ничего здесь больше не было, я бы все равно не пожалела времени, потраченного на просмотр. Потому что фильм не «американский», повороты сюжета и концовка могли быть любыми. Но детектив, даже очень хороший, всего лишь детектив. Посмотрел, узнал, чем дело кончилось, и забыл.

А вот сказка!... хорошая сказка - это навсегда. Особенно, если рассказывают ее тебе так просто и искренне, с такой непоколебимой убежденностью, как это делает Куросава. Это как раз тот случай, когда истина от повторения не тускнеет. Иронизировать над «вечными ценностями» после просмотра не тянет совершенно, а тянет над этими самыми ценностями в тишине спокойно поразмышлять, поставив себя на место главного героя.

Кстати, колоритнейший Тосиро Мифунэ в роли Хорошего человека - точнейшее попадание. Сильный, суровый «настоящий мужик» с ясными и четкими принципами. И глядя, как на протяжении фильма меняется выражение его лица, в глазах появляется покой, искренне веришь, что такого человека сломать действительно невозможно.

Резюме. Хороший фильм «о вечном». О добре и зле и о вечном выборе между ними, о рае и аде в человеческих душах. Старая, старая сказка.

10 из 10

ОльгаД

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.