Рецензии на российские хорроры практически всегда принято начинать с краткого обзора всех удач и неудач, которыми жанр пытается покорить отечественный кинематограф. Удачи, впрочем, можно сосчитать по пальцам одной руки, а про остальное и вспоминать не хочется. Но даже в случае с успешными фильмами ужасов похвалы обычно сводятся к сравнению — насколько близко тот или иной фильм подобрался к стандартам голливудского конвейера «страшного кино». И как раз в этом «Рассвет» удивляет, пожалуй, больше всего — его легко рассматривать не как очередное подобострастное подражание американским «Астралам» и «Заклятиям», а как их полноценного и прямого конкурента. Фильм Павла Сидорова — это возможность заглянуть в будущее, в котором российские ужасы будут не менее мощными, чем зарубежные. «Рассвет» грамотно учитывает и обходит стороной все недостатки жанровых лент, которые так сильно мозолили глаза до него. Персонажи больше не выглядят набором карикатур ("мачо», «ботан», «блондинка», «истеричка» и т. д.) — это настоящие, живые люди, мотивация и характер которых легко читается. Сценарий Евгения Колядинцева говорит строгое «нет» штампам ради штампов — пусть фабула фильма и напоминает нечто хорошо знакомое, но в нем видна широкая, продуманная картина, где каждый скример и каждое действие героев четко обозначены либо их целью, либо локальной мифологией. Не обошлось и без умелой игры на детских страхах: к примеру, брат читает Свете на ночь стишок Самуила Маршака про Угомона, который преследует отказывающихся засыпать детей. Поверьте, этот стишок еще никогда не звучал так жутко. И за это съемочную команду хочется поблагодарить еще громче — да, хоррор-составляющая пусть и основывается на громких звуках и резких «выпрыгиваниях» разнообразных демонов и призраков, но некоторые эпизоды играют на психологическом, куда более тонком уровне. Одна только сцена с плюшевой собакой в кресле и следами сапог на полу может дать фору половине недавних лент от Blumhouse. Больше всего сюжет напоминает по своей идее «Дом ночных призраков», но замечаются и оммажи к другим интересным лентам — к «Астралу», к «Сиянию», к «Призраку дома на холме». Интерес к разворачивающейся на экране истории чудесным образом не угасает до самых финальных титров, где колонки взрывает трек от группы IC3PEAK , а поклонник жанра наконец-то восторженно выдыхает. Да, от взгляда самых внимательных зрителей не укроются ни, возможно, излишняя витиеватость сценария, ни скромно выполненное компьютерное чудовище в финале, ни тягучий темп истории. Для кого-то это будет недостатком, но лично я готов с легкостью закрыть на все пробелы глаза и еще раз порадоваться положительным сторонам. А их здесь предостаточно — отличная актерская игра (особенно радует ведущая дебютантка Александра Дроздова , которая будто бы всю жизнь готовилась к работе над фильмом ужасов, и не менее впечатляющая Анастасия Куимова в роли её подруги), великолепно вписывающийся и создающий довольно жуткую атмосферу саундтрек, профессиональные работы оператора и осветителя (в определенных сценах свет играет главную скрипку наравне с актерами), интересный сценарий. Сплошь хвалебные эпитеты, но все по-честному и по делу. «Рассвет» не только на две головы (конечно же, отрубленные) превосходит всё, что было в российских ужасах до него. Это уверенный, жуткий и увлекательный хоррор, который не только «догоняет» западных коллег, но в чем-то даже умудряется их «перегнать». Теперь на постеры будущих фильмов от Владислава Северцева и Ко можно смело ставить пометку «от создателей Рассвета» как знак качества. Ждем сиквел? 8 из 10
felixkriventzov
Помните эпиграф из Эдгара По в третьей части «Кошмаров на улице Вязов»? «О, эти сны, эти маленькие кусочки смерти. Как я ненавижу вас!» Сновидения вдохновляли создателей фильмов ужасов с самого начала становления кинематографа — от «Кабинета доктора Калигари» до старины Фредди Крюгера. Одному только феномену сонного паралича за последнее время посвящено сразу несколько лент — от документального «Ночного кошмара» до «Мары». Теперь к погружению в ночные страхи приступает и российский кинематограф. В 2017 году сценарист Евгений Колядинцев («Лицо», «Диггеры», «Спойлер») стал победителем конкурса студии 10/09 на платформе IWantFilm. Его проект «Рассвет» обошел 1140 других заявок — и был немедленно запущен в производство. По сравнению со многими современными фильмами-долгостроями, фильм был снят и закончен в рекордные сроки, и уже в конце января первые зрители смогли оценить результат. На премьерном показе продюсеры фильма обещали зрителям «настоящий коктейль страха и мистики» — и не соврали. Мы следим за историей девушки, чья мать погибла еще при ее рождении при странных обстоятельствах, а со старшим братом случается беда. Девушка обращается за помощью к исследователям «осознанных сновидений», и, словно кэрроловская Алиса, оказывается в Очень Странном Месте. Фильм удачно сочетает современность — действие происходит в августе 2019 года, и никто не прячет мобильники и социальные сети из кадра — и прошлое. Основные события фильма происходят в загадочном постсоветском «НИИ Сомнологии». Его бесконечные коридоры, обшитые коричневыми панелями в лучших традициях архитектуры советских госучреждений, кажутся вычурной декорацией, вот только они существуют на самом деле — вы можете найти этот НИИ через Гугл-карты в районе метро Беляево и сами «побродить» по его территории. В этом самом загадочном НИИ оказываются четверо героев, у каждого из которых в прошлом — душевная травма, и их «совместное сновидение», как легко догадаться, окажется не самой приятной прогулкой. В арсенале авторов «Рассвета» практически все козырные карты современного хоррора — тут и игра на психологических и социальных фобиях, и умело перемешанные реальность и сновидения — не чураются они и прямого изображения кровавых подробностей (теперь надо быть очень осторожными, доставая бутылку воды из торгового аппарата!) Удивительно, что описание чудовища, живущего в глубинах снов, было найдено авторами, казалось бы, в самом безобидном месте — в стихотворении Маршака про ночного Угомона. «…Начал пальцы он считать: - Раз-два-три-четыре-пять, Но сбивается со счета Не дает считать дремота… Вдруг он слышит: — Дили-дон! Появился Угомон…» М-да… Фредди Крюгер отдыхает, а ведь эти стихи из детской книжки, получившей Ленинскую премию (!) в 1963 году… За год до смерти писателя… Традиционно в ужастиках пугает не то, что мы видим, а то, чего не видим — пустые коридоры, ночной лес, зияющие провалы дверей — но «графического ужаса» в «Рассвете» хватает — тут и обгорелые мертвецы, и демонические собаки, и внезапно появляющиеся за спиной призраки. Тревожная музыка не останавливается почти ни минуту, не давая передохнуть. Цветовая гамма у фильма под стать ночному кошмару — пугающе кислотная, напоминающая о старой «Суспирии» и «Неоновом демоне». Самой же страшной сценой, на мой взгляд, стали не сжимающиеся стены и не погоня от демонов в узких трубах, и даже не оторванные головы — а невинный голос тети героини, которая утешает ее по телефону… но потом начинает говорить что-то не то. Совсем не то. Вот это ощущение движения на грани сна и реальности, когда ничему нельзя верить, и когда «самая глубокая тьма — перед рассветом» — удалось авторам на славу. Что ж, как сказали на премьере продюсеры картины, «русский хоррор жив, и он будет жить». Хорошо, что это не сон!
dmitrythewind
|
|