Развод Надера и Симин / Jodaeiye Nader az Simin
Супруги Надер и Симин решили уехать из Ирана в поисках лучшей жизни. Но в один момент Надер все-таки решает остаться рядом со своим отцом, страдающим болезнью Альцгеймера. Симин подает на развод в надежде уехать с их 11-летней дочерью, но судебное решение оказывается не в ее пользу. Дочь, тем временем, надеется, что мама одумается и вернется.
- Сценарист, продюсер и режиссер этого фильма Асгар Фархади 1973-го года рождения получил диплом театрального искусства в тегеранском университете "Тярбият-модаррес".
- Среди его работ выдающихся работ следует перечислить такие картины, как "Танцуя в пыли" (2003), "Прекрасный город" (2004), "Фейерверки по средам" (2006) и "История Элли" (2009).
- Примечательно, что в картине "Развод Надера и Симин" лишь в самом конце - т.е. когда появляются финальные титры - начинает звучать музыка, и эта грустная мелодия символизирует развал семейной жизни Надера и Симин. Композитор фильма Сяттар Орки убежден, что нет необходимости в музыкальной компоновке на протяжении этой картины, ибо весь сюжет пропитан музыкой жизни. Основным музыкальным инструментом, использованной в этой картине, является пианино. Фархади словно ненароком в одном из фрагментов показывает, как рабочие перетаскивают пианино Симин. Режиссер специально выбрал пиано - он прекрасно осознает музыкальную палитру своей картины. Фархади и в другом своем фильме ("История Элли") также отказался от музыкального сопровождения.
- В сценарии фильма "Развод Надера и Симин" обдуманы малейшие детали. Несмотря на свою внешнюю простоту, картина затрагивает сложные нравственные и социальные проблемы. Даже при выборе фильма Фархади проявил особую изощренность. Название картины в буквальном переводе с персидского языка звучит, как "Надер разводится с Симин"; тогда как в самой картине Симин намерена покинуть Надера и уехать из страны. По замыслу режиссёра, снятая им драма рассказывает не только об истории брака, разваливающегося по причине непримиримых разногласий между супругами. В этой работе он попытался с помощью метафоры рассказать о социальных проблемах современного Ирана. Фильм "Развод Надера и Симин" снят по очень добротному сценарию. Как опытный социолог и психиатр, Фархади провел глубокое исследование современного иранского общества. В своем фильме режиссер не делит персонажи на хорошие и плохие, не осуждает и не одобряет их действия. Все персонажи в равной степени и правы и неправы. Все они действуют на грани между высокомерием и эгоизмом, нравственностью и набожностью, деньгами и властью. В картине "Развод Надера и Симин" все персонажи придерживаются своих убеждений и ни на йоту не готовы отступить от них.
- На 61-м Международном кинофестивале Берлинале "Развод Надера и Симин, развод" получил сразу три награды. Режиссер картины Асгар Фархади получил главный приз - "Золотого медведя", жюри также отметило актеров картины - исполнители мужских и женских ролей получили "Серебряных медведей".
- Еще до окончания снятия этого фильма, "Развод Надера и Симин" получил награду за лучший сценарий на кинофестивале Asia Pacific.
- Данная картина также была удостоена пяти наград на Тегеранском кинофестивале "Фаджр" - за лучшего звукооператора (Махмуд Самакбаши), лучшего кинооператора (Махмуд Калари), а также за лучший сценарий, лучшую режиссерскую работу, и приз зрительских симпатий. На фестивале "Фаджр" картина "Развод Надера и Ширин" была также номинирована на получение наград за лучший фильм, лучшую женскую роль, лучшую вторую женскую роль, лучший грим и лучший монтаж. Почетные грамоты за "лучшую мужскую роль второго плана" и "лучшую женскую роль второго плана" получили соответственно Шахаб Хосейни и Сара Баят.
- Фильм "Развод Надера и Симин" иранского режиссёра Асгара Фархади также завоевал главный приз 58-го Международного Сиднейского кинофестиваля. На Сиднейском кинофестивале было продемонстрировано свыше 160 кинолент из 42 стран мира.
Награды и кинопремии
Кинопремия «Оскар 2012»
Победитель в номинации: Лучший фильм на иностранном языке
Номинации: Лучший оригинальный сценарий
Кинопремия «Золотой глобус 2012»
Победитель в номинации: Лучший фильм на иностранном языке
Кинопремия «BAFTA 2012»
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке
Кинопремия «Independent Spirit Awards 2012»
Победитель в номинации: Лучший иностранный фильм
Кинопремия «Сезар 2012»
Победитель в номинации: Лучший фильм на иностранном языке
Кинопремия «David 2012»
Победитель в номинации: Лучший фильм на иностранном языке
Кинопремия «Guldbagge Award 2012»
Победитель в номинации: Лучший иностранный фильм
Кинопремия «Bodil Awards 2012»
Победитель в номинации: Лучший не-американский фильм - Асгар Фархади
Кинофестиваль «61-й Берлинский международный кинофестиваль 2011»
Победитель в номинации:
Золотой Медведь
Серебряный Медведь за лучшую мужскую роль - Шахаб Хоссейни
Серебряный Медведь за лучшую мужскую роль - Пейман Моади
Серебряный Медведь за лучшую женскую роль - Саре Байат
Серебряный Медведь за лучшую женскую роль - Лейла Хатами
Приз экуменического (христианского) жюри (конкурсная программа)
Приз газеты Berliner Morgenpost
Кинофестиваль «59-й МКФ Сан-Себастьян»
Победитель в номинации: Награда Otra Mirada испанского телеканала TVE
Кинофестиваль «37-й МКФ в Торонто 2011»
Номинации: Приз зрительских симпатий - Конкурсная программа
Кинопремия «14-я церемония вручения наград премии Британского Независимого Кино»
Победитель в номинации: Лучший иностранный независимый фильм
Кинопремия «18-я ежегодная награда Chlotrudis Awards 2012»
Победитель в номинации:
Лучшая режиссура
Лучший актерский ансамбль
Номинации: Лучший актер второго плана - Шахаб Хоссейни
Кинопремия «20-я национальная кинопремия "Чешский лев"»
Номинации: Лучший иностранный фильм
Кинофестиваль «58-й Хорватский кинофестиваль Пула»
Победитель в номинации: Золотая арена - Лучший фильм
Надер и Симин решили разойтись. Причиной стало нежелания Надера уезжать из Ирана, несмотря на то, что деньги уже скоплены и визы получены. Но Надер не может оставить здесь своего отца с болезнью Альцгеймера без присмотра. Симин собирает вещи и уходит к матери. Уехать из страны без своей 11-летней дочери Терме она не может, а та остаётся у отца, прекрасно понимая, что только такое поведение может предотвратить развод. Надеру приходится нанять служанку Разье, которая будет помогать ему с его отцом. Однажды, придя домой раньше обычного, Надер обнаруживает, что Разье ушла, а его отец привязан к кровати. Надер в бешенстве выталкивает вернувшуюся женщину на улицу. А на следующий день его вызывают в суд - Разье была беременна и потеряла ребёнка.
Отличный фильм. Очень жизненный, очень тонкий, очень личный. Несмотря на то, что действие происходит в Иране, события, показанные в картине, с лёгкостью переносятся в другие реалии: российские, американские, какие угодно. Единственное, что выдаёт восточное происхождения фильма - это платки на головах и небольшой бардак в суде. Всё остальное чисто психологические моменты, присущие любому человеку на земле.
Каждый герой этого фильма - клубок противоречий, в каждом есть свои положительные и отрицательные стороны, никаких крайностей, никакого морализаторства. Всего в этом фильме пять главных героев - супруги Надер и Симин, их дочь Терме, несчастная женщина Разье, запутавшаяся в своей лжи и религии, и её муж - неудачник Ходжат, испытывающий огромные денежные затруднения. И нет в этом фильме единой трактовки действий каждого из них. В какой-то момент симпатии находятся на стороне одних, в другой же ты начинаешь понимать и сочувствовать другим, и в этом главное достоинство фильма.
Сценарий просто блестящий. Однако, надо понимать, что подобного рода сюжеты и фильмы нравятся далеко не всем. Все два часа картины занимают разговоры и ничего больше. Никаких спецэффектов, никакого сногсшибательного звука, никаких особенных монтажных склеек или операторских премудростей. Это очень камерное кино, творческий потенциал которого в десятки раз превышает реальный бюджет.
«Развод Надера и Симин» - отличное кино, без дураков. Если вы не против два часа смотреть на то, как тонко и детально передаются характеры и образы обычных людей, то этот фильма для вас.
9 из 10
Horseofhell
Обыкновенное сочувствие
Международные кинофестивали вольно или невольно, но все равно удивительно точно сформировали для современного мирового зрителя три «иранских» периода. Причем периоды эти связаны между собой тонкой причинно-следственной вязью, изяществом не уступающей персидским коврам. Конец XX века прошел под знаком поэтических фильмов Аббаса Киаростами. В середине 90-х на съемках картины «Сквозь оливы» его ассистентом выступил 34-летний телережиссер Джафар Панахи, который уже в следующем году положил начало собственной кинокарьере и на рубеже веков сменил мэтра, совершив рывок от поэтики к политике и сняв ряд остросоциальных картин. Как и следовало того ожидать, в 2010 году правительство страны сочло кинооппозиционера слишком опасным и наказало Панахи шестилетним тюремным сроком и двадцатилетним запретом на создание фильмов. Судебное решение вызвало острейшую реакцию мирового культурного сообщества: практически каждый западный кинематографист высказался в поддержку режиссера, по инициативе Пола Хаггиса была запущена онлайн-петиция, осуждающая арест, а в жюри Берлинского кинофестиваля 2011 года для Панахи было оставлено символическое пустое кресло. И на том же фестивале главный приз и международное признание завоевал его соотечественник Асгар Фархади с фильмом «Развод Надера и Симин». История продолжается...
С Фархади мировой кинематограф открыл для себя настоящее третье поколение иранской новой волны: продолжая общую гуманистическую традицию национального кинематографа, «Надер и Симин» равно далеки и от поэзии Киаростами, и от активной гражданской позиции Панахи, взамен предлагая стиль, который приблизительно можно описать как «сочувствующий реализм». Фархади погружает зрителя в каждодневный быт простых иранцев, жизнь которых разворачивается в самой конкретной и знакомой обстановке (квартиры, трущобы, магазины, больницы, суды) и подчиняется общечеловеческим страстям, страхам и предрассудкам. Для героев картины политика начинается и заканчивается на стремлении решительной рыжеволосой женщины средних лет Симин уехать с дочерью из Ирана, чему противится ее муж Надер, не желающий бросать больного Альцгеймером отца. Не менее важные вопросы религии поднимаются столь же по-бытовому: в терзаниях наемной сиделки, ради хотя бы минимального заработка вынужденной тайком от мужа приходить домой к брошенному женой Надеру и в его отсутствие заботиться о старике.
Эти два совсем не примечательных бытовых сюжета у Асгара Фархади удивительно органично, будто случайно и незапланированно сплетаются, наслаиваются друг на друга и вдруг формируют настоящую детективную интригу, которая в своем развитии не раз удивляет, в финале поражает, а в общем поддерживает напряжение в кадре на столь высоком уровне, что некоторые критики даже осмелились называть «Надер и Симин» «социальным триллером». Тем не менее, по сути своей драматургии и идейной направленности Фархади близок совсем не Хичкоку, но скорее Антониони - весь внешний детектив приводит в действие обыкновенная человеческая неконтактность. Впрочем, у иранского режиссера под этим словом подразумевается не зияющая эмоциональная пустота героев итальянского классика и не их неопределенность в жизненных потребностях. Обе представленные в картине семьи не стесняются своих эмоций, искренне любят своих близких, желают семейного и материального благополучия себе и родным, а в действиях руководствуются вполне определенными принципами, которые они не стесняются отстаивать по мере жесткости своего характера. Хорошие, в общем и целом, люди. Но почему-то они не могут между собой договориться, таскают друг друга по судам, выдвигают друг против друга обвинения, боятся и ненавидят друг друга, отчаянно не находя выхода из эмоционального конфликта. Почему?
Ну, так получилось - как, собственно, в жизни получается всегда. И заканчивается фильм также самым обыкновенным (при всей неожиданности развязки) образом: все оказываются виноватыми... и невиновными. Опять же, не стоит считать упоминание Антониони указанием на возможную амбивалентность концовки «Надер и Симин»: закрученную с виртуозным мастерством интригу Фархади, подтверждая свой талант сценариста, выводит на предельно понятный финал, один только эпилог оставляя в оглушающей напряженной незавершенности. Но общий эффект неоднозначности достигается за счет того, что, рассказывая запутанную и противоречивую с точки зрения морали историю, режиссер максимально растворяет свое авторское «я» и занимает будто бы наблюдательную позицию, никого не обвиняя и не оправдывая, но всех при этом понимая и всем сочувствуя, ведь две семьи в центре сюжета, как уже было сказано, состоят из, в общем-то, хороших людей. Фархади, будто судья в первой сцене, находится за кадром и, выслушивая споры и причитания разводящихся героев, не находит ничего лучше, чем сказать «Живите дальше».
Равной беспристрастностью обладает и камера оператора Махмуда Калари (который, к слову, до этого снимал «Оффсайд» Панахи и трижды сотрудничал с Киаростами - еще одна профессионально-наследственная связь поколений): продолжая взятый иранским кино на рубеже веков курс на документальную стилистику, изображение в «Надер и Симин» выстроено так, чтобы ни на секунду не разрушать реалистичность мира на экране. Подобно человеческому глазу, камера большую часть времени следит за персонажами, в особо драматичные моменты чередуя крупные планы и всматриваясь в напряженные лица, но вдруг нет-нет, да остановится на разноцветных чашках в раковине и бельевых веревках на балконе, при первом знакомстве с квартирой позволит себе ненавязчиво оглядеться, а в кабинете у усталого следователя неожиданно остановит внимание на кипе рабочих бумаг, за каждой из которых скрывается схожее «дело».
И в эти редкие моменты на мгновение может показаться, что у Асгара Фархади есть тяга к обобщениям, к выводу частных проблем на уровень если не человечества в целом, то хотя бы социальной системы, в которой судья, следователь, закон, Коран и даже теща - никто не способен помочь хорошим людям разрешить свои противоречия. Вполне возможно, что и закольцовывающая фильм дилемма дочери-подростка Надера и Симин (остаться с отцом и дедом на родине или бежать вместе с матерью) располагает к трактовке самой себя как невозможности выбора между прошлым и будущим. А иные события позволяют задуматься о прочтении фильма как противостояния мужского начала с женским. Но нет: для таких пространных заключений Фархади слишком конкретен в бытовых деталях, а его актеры создают по-настоящему ярких, живых и обладающих редкой индивидуальностью персонажей. Так что все трактовки, все суждения и все умозаключения фильм оставляет на совести зрителя; режиссер же берет на себя обязанности проводника, умело вовлекающего его в мир фильма. Первые пятнадцать минут он часто прибегает к помощи юмора, чтобы как можно быстрее расположить зрителя к себе, потом резко и неожиданно шокирует трагедией, дающей начало развитию интриги, а в дальнейшем, пока событие следует за событием, переживание за переживанием, недомолвка за недомолвкой, а одна не обязательно плохая ложь за другой, отпускает «синхронизированного» зрителя в свободное плавание - или это сам зритель перестает ощущать режиссерскую хватку на своем плече. Фархади почти исчезает как режиссер и лишь ненавязчиво поддерживает на экране эмоциональную искренность, сопереживая своим героям, для которых всё просто так получилось.
Ilan Thorn
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.