Реальность / Réalité
Джейсон - неприметный кинооператор, мечтающий снять свой первый фильм ужасов. Состоятельный продюсер Боб Маршалл соглашается финансировать его съёмки при одном условии: в течение 48 часов Джейсон должен отыскать самый впечатляющий крик за всю историю кино. В ходе своих поисков Джейсон постепенно погружается в настоящий кошмар.
Кинофестиваль «71-й Венецианский кинофестиваль 2014»
Номинации: Венецианские горизонты - лучший фильм
Кинофестиваль «47-й Международный кинофестиваль в Ситжесе»
Победитель в номинации: Премия José Luis Guarner кинокритиков
Кинофестиваль «41-й международный кинофестиваль в Генте (Бельгия)»
Победитель в номинации: Премия молодого жюри
Номинации: Гран-при - Лучший фильм
На первый взгляд, фильм ни о чем. Без требуемой продюсерами и сценаристами экзистенции, доступной публике любого возраста и образования. Без увлекающего сюжета, способного провести зрителя через каскад переживаний и морально-этических потрясений. Так может показаться на первый взгляд зрителя, воспитанного советским кино и классической литературой. Он прямо заявит, что это «чепуха» и переубедить его будет бесполезно. Но как ни странно, но именно эта «чепуха» представляет для меня наибольший интерес. В этой связи считаю, что лучшую рецензию к фильму Дюпье около полувека назад дал мой любимый Хармс: «Меня интересует только чушь, только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении».
Итак, фильм Дюпье начинается с того, что отец девочки по имени Реальность подстреливает на охоте кабана, внутри которого оказывается голубая видеокассета. Далее один из штатных операторов ТВ приходит к продюсеру просить деньги на свой фильм, в котором по сюжету телевизоры восстают против людей и убивают их электроволнами. Продюсер соглашается, но с условием, что оператор «найдет» крик, с которым будут умирать люди. Но не просто крик, а крик достойный «Оскара». И оператор пускается на поиски этого звука. Но дальше начинается самое смешное, остроумное, философское. Тонкий, почти английский стеб над обласканным синефилами режиссером Ханеке, школьным директором-фетишистом, и самой реальностью. Бабушки-дедушки и остальные субъекты с ностальгически-лиричными лицами, покидавшие сеанс, лишь добавили этой картине смелости, оригинальности и абсурдности. Если бы в зале присутствовал Льюис Керролл, он бы аплодировал стоя. За него это сделал я! Настоящий французский сюр.
Мне нравится, что все серьезные темы, которые он затрагивает, рассматриваются им через призму юмора и иронии. Фильм в фильме это тема стала отличительной чертой Дюпье. Уже непонятно то ли мы смотрим фильм, то ли фильм смотрит нас. Я согласен с главным теоретиком театра 20 века Брехтом, что не всегда о серьезном нужно говорить серьезно, а о веселом - весело. «Способность к юмору есть высшее понятие интеллекта»: так выразился два века назад о Квентине Дюпье мой любимый Шеллинг. И действительно, не ностальгия, драматургия, а только юмор помогает увидеть вещи с другой, непривычной точки зрения - он вносит в реальность двусмысленность.
Алексей Захар
Сюрреализм из брюха кабана
Маленькая девочка наблюдает, как отец достает из брюха убитого на охоте кабана видеокассету. А в это время маститый режиссер снимает про девочку фильм (в основном просто часами снимая, как она спит). А в это время эксцентричный продюсер, разочарованный в режиссере, разрешает оператору Джейсону снять фильм ужасов, если тот найдет для него страшный крик, достойный «Оскара». Когда девочка посмотрит кассету, всё сольется воедино.
Пять лет назад французский режиссер Квентин Дюпьё снял полнометражный комедийный ужастик «Шина» про... шину-убийцу, мстящую человечеству за миллионы сожженных собратьев. Можно только догадываться, как удалось довести эту, мягко говоря, не очень реалистичную идею до завершения (и собрать на это полмиллиона долларов!) Возможно, этот опыт и подсказал ему идею следующего фильма - герой «Реальности», оператор дешевого ток-шоу Джейсон (уморительный Ален Шаба, «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра»), хочет снять свой фильм ужасов «Микроволны» про то, как телевизоры убивают всё человечество: сначала промывая мозги, а потом - взрывая. Вполне себе реалистичная история (кажется, телевизоры уже давно приступили к работе). Вот только эта реальность начинает трещать по швам, когда герои выдуманных историй начинают встречать друг друга, оказываться чьими-то снами или фильмами, и уже через полчаса после начала перестаешь понимать - кто же из них реален - неунывающий Джейсон, пытающийся записать на диктофон «идеальный крик» для одобрения фильма продюсером, или сам продюсер, отстреливающий со своего балкона серфингистов, молодой актер из ток-шоу Джейсона, который носит костюм крысы и все время чешется (его играет Джон Хидер, известный, как «Наполеон Динамит»), школьный учитель, переодевающийся женщиной, или маленькая девочка с кассетой из брюха кабана? Хочется поставить именно на девочку. Режиссер дает уж слишком грубую подсказку, ведь девочку так и зовут - Реальность.
Удивительным образом фильм не вызывает ощущения дешевого балагана - все составляющие в нем размешаны в очень точной пропорции, вызывая в некоторые моменты ассоциации с сюрреалистичными лентами Бунюэля и Кроненберга, ну а атмосфера сна, оборачивающаяся то комедией, то кошмаром, навевает то «В пасти безумия» Карпентера, то «Кошмар на улице Вязов». Людям, имеющим отношение к миру кино, будет особенно интересно - какого это: задумать фильм, и вдруг обнаружить, что его уже сняли и показывают в кинотеатре. Именно это и происходит с героем, когда он попадает на просмотр «Микроволн» (ага, а в соседнем зале идет «Шина 2»!) Сцена, в которой режиссер пытается убедить зрителей перестать смотреть его фильм, потому что он еще не снят и не доведен до ума, если и не достойна «Оскара» (который все время снится Джейсону), то просто феерична, и таких «вкусных» кусочков в фильме много. В какой-то момент фильм - а вместе с ним и реальность - рассыпается, как цвета на гранях кубика Рубика, поворачиваясь к зрителю мозаикой разноцветных граней. Все истории так или иначе соприкасаются, и начинаешь опасаться одного - что девочка так и не посмотрит, что же на этой треклятой синей видеокассете, добытой из окровавленного мусорного бака с кишками кабана? Часто авторы оставляют интригу нераскрытой, превращая искомый предмет в пресловутый «макгаффин», но Дюпьё задумал иное - кульминация фильма наступает именно в момент просмотра кассеты, и даже циничный продюсер на экране расчувствуется. Его можно понять. Поднимите руки, сложив из пальцев воображаемую рамку экрана. Посмотрите вокруг. Как знать, может быть где-то сейчас на ковре в гостиной сидит девочка по имени Реальность, и смотрит ваше - и только ваше! - воображаемое кино.
dmitrythewind
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.