Регтайм / Ragtime
На сшитом из лоскутков полотне жизни Нью-Йорка начала двадцатого века прослеживаются судьбы нескольких людей с акцентированием внимания на чернокожем герое, одержимо стремящемся добиться справедливости.
- Экранизация по произведению: Эдгар Лоуренс Доктороу
- Во время съемок Джеймс Кэгни был прикован к инвалидному креслу, и поэтому в большинстве сцен он снимался сидя. А те несколько эпизодов, где он стоит, снимали со спины, чтобы не было видно выражения его лица.
- Мэри Стинберген была беременна во время съемок, но под ее старинными нарядами этого не было видно.
- Первоначально режиссером проекта был Роберт Олтман, но в итоге его заменил Милош Форман.
- Примечательно, что 81-летний Кэгни играл комиссара Райнлендера Уолдо, которому в 1910 году, когда и разворачивается действие фильма, было только 32 года.
- Для Кэгни эта роль стала последней.
- Джек Николсон появился в этом фильме в эпизоде-камео, изобразив усатого пирата в немой ленте.
Британская академия, 1983 год
Номинации: Лучшая песня - «One More Hour»
Оскар, 1982 год
Номинации:
Лучшая мужская роль второго плана (Ховард Э. Роллинз мл.)
Лучшая женская роль второго плана (Элизабет МакГоверн)
Лучший адаптированный сценарий
Лучшая работа оператора
Лучшие декорации
Лучшие костюмы
Лучшая песня - «One More Hour»
Лучший оригинальный саундтрек
Золотой глобус, 1982 год
Номинации:
Лучший фильм (драма)
Лучшая женская роль второго плана (Мэри Стинберген)
Лучшая мужская роль второго плана (Ховард Э. Роллинз мл.)
Лучший режиссер (Милош Форман)
Лучшая песня - «One More Hour»
Прорыв года (Элизабет МакГоверн)
Прорыв года (Ховард Э. Роллинз мл.)
Известный роман Э. Доктроу перенесен на экран знаменитым создателем «Пролетая над гнездом кукушки» Милошем Форманом. Это эпическое по размаху повествование, рисующее жизнь Америки в 1906 году. В фильме переплетается множество сюжетных линий. Жизнь нескольких американских семей показана как срез жизни общества. Постепенно на первый план выходит история чернокожего джазиста Конхауза Уокера, оскорбленного и мстящего за свое поруганное человеческое достоинство.
Мелодия для шарманки
Оказавшись в вынужденной эмиграции, Милош Форман плавно переквалифицировался из гиперреалистов - фиксаторов непридуманного быта в живописца - монументалиста. Логичная смена почерка для человека, плохо знающего язык чужой страны и совершенно незнакомого с буднями её обитателей. Проникновенные хроники «маленьких» обывателей сменились полотнами с содержанием универсальным, безвизовым, почтовой марки не требующим. Золотую (абстрактную) середину могут осмыслить и родные чехи, и не родные американцы. Противоречия судеб Моцарта, Флинта и Гойи затираются в простенькую схему о «помыкаемой свободе», противостоящей фиглярскому миру. Тот же подход характерен и для экранизаций сложной прозы Кизи и Де ЛаКло. Самое любопытное, что в немыслимой примитивизации материала, режиссёр не теряет историю, не снижает планку качества. Глубоко национальный роман Эдгара Лоуренса Доктороу выглядит идеально для тенденциозных вкусов иноземного творца - здесь тебе и многоуровневый сюжет, в котором есть что покромсать для сценария и масса занимательных полудокументальных заметок о значимых людях своего времени. Впрочем, о последнем пришлось забыть, оставив 150-минутному метражу исключительно художественный вымысел, точнее некоторые его мотивы.
«Регтайм» в трактовке двух монстров от кино - режиссёра Формана и продюсера Де Лаурентиса представляет собой повествование с неопределённой, но последовательной разбивкой на две главы. Более часа отведено светской линии с убийством ревнивого мужа (богатого отпрыска) бывшего любовника (известного архитектора) своей жены (бездарной певички Эвелин Несбит) и её последующей любовной связи с молодым идеалистом (шурином респектабельного бизнесмена). Далее следует грубый переход к диверсионной вендетте чернокожего пианиста Колхауса Уокера всем белым расистам демократичной Америки за то, что гадливая бригада пожарников покакала на сиденье его новенького Форда и не пожелала извиниться. Иногда магистраль фабулы отвлекается на краткие «семейные» невнятности различных персонажей. В антрактах звучат фортепьянные аккорды под исцарапанную чёрно-белую плёнку с событийными вехами начала двадцатого века, долженствующих придать частной зарисовке характер эпический. Но этого не происходит. Следствия не следуют из причин, а причины теряются в песке опущенных замыслов. Какая связь между чопорными господами в котелках дерби, тупыми пожарниками, яростью жизнерадостного негра - мстителя, похождениями хористки Несбит и странным евреем, называющим себя бароном Ашкенази? Зачем Гудини совершает свои трюки под джазовые аккомпанементы накануне Первой Мировой? Что значит жанр «регтайма» для фильма с одноимённым названием? Ответы на вопросы знает только Доктороу. Форман же в очередной раз расписывается в мировоззренческом дальтонизме, предпочитая сводить цвета радуги к оттенкам первых кинескопов. Как и в случае с бунтом Макферфи в психушке, террористический бунт Уокера ему интересен как бунт сам по себе. Правит бал не упорядоченный хаос, а сценарный сумбур. А лаконичность заголовка - так...для красоты. Вот с красотой и эффектностью - всё удалось. Но красота это не от маэстро уровня Джоплина. В лучшем случае, это красота мелодии шарманщика. Приятной, цепляющей, но пустоватой и механической.
Разумеется, вместить в кинофильм вал доктороувских героев и конфликтов - дело практически невозможное и лучше не иметь в виду прекрасную книгу, чтобы хоть какое-то удовольствие получить от удовлетворительной адаптации. Смысловые сокращения простительны, но размягчение авторской полиритмичной интонации, стремящейся облечь суть исторических процессов в неуловимую регтаймовую музыкальность превратило ироничную фреску в дроблёную проповедь гуманиста среднего пошиба. «Мир постоянно составляет и пересоставляет сам себя в бесконечном процессе неудовлетворённости». В небесном горниле ежесекундно вершатся великие проблемы бытия, судьбы одних вписываются в вечность, жизни других смалываются в пыль, объявляются войны, но пианист продолжает играть... Милош Форман снял добротное кино, но про другое. Про что-то менее индивидуальное, более незначительное, о чём снимали до него, о том, что снимали после. О том, что любить алчных дурочек опасно для психики. О том, что обижать честных афроамериканцев ещё опаснее (и не только для психики)...
...не торопись, крутишь шарманку, никогда не спеши...
аррмен
Бесконечный восторг.
От фильма я в восторге.
Хотя бы только потому, что мне он с каждым новым просмотром нравиться начинает ещё сильнее. Редкий случай для меня, 3 раза его смотрел, и каждый раз нахожу в нем для себя что-то новое.
После первого просмотра впечатления были, как о красивом историческом фильме, сделанным блестящим мастером; сюжет схож с аннотацией к фильму. Но что-то заставило меня посмотреть этот фильм снова...
После второго просмотра мне показалось, что я нашел дополнительную интересную мысль этого фильма: Если унизили или оскорбили богатого белого человека, то он свои «проблемы» решает деньгами. Если унижен бедный еврей, то он станет богатым евреем, а про обиду он забудет и будет ему от этого только лучше. Если унизили обеспеченного негра, то он «проблему» решает силой.
«Но не все так просто, в этом фильме много ещё героев!» - подумал я и посмотрел картину ещё раз.
А вот главная идея произведения: Все наши беды, проблемы, муки (я имею в виду нас, мужиков) из за женщин. Посмотрите внимательнее на каждого героя мужского пола; как одна единственная женщина меняет его жизнь в корне. Талантливый пиротехник начинает делать бомбы. Талантливый пианист становится террористом. Богатенький плейбой становится убийцей. Старого плейбоя убивают. Успешный предприниматель теряет всё! И только бедный художник становится богатым кинематографистом, при этом потеряв жену.
К каким же выводам я приду после четвертого просмотра?
10 из 10
ego5877
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.