Розетта / Rosetta
Молодая и импульсивная Розетта, живя со своей матерью-алкоголичкой, преодолевая множество разочарований, будет делать всё возможное, чтобы найти работу. Первая сцена в фильме, как и все остальные, это сцена психологической борьбы. 18-летнюю Розетту увольняют с фабрики, потому что недлительный период её работы уже закончен. Девушка мечется в поисках новой работы. Горечь и отчаянье в мыслях молодой Розетты, она вынуждена действовать иначе…
3 киноприза имени Жозефа Плато - за лучший бельгийский фильм, режиссуру и женскую роль.
Сезар, 2000 год
Номинации: Самая многообещающая актриса (Эмили Декьенн)
Каннский кинофестиваль, 1999 год
Победитель:
Золотая пальмовая ветвь
Серебряная премия за лучшую женскую роль ( Эмили Декьенн )
Приз экуменического (христианского) жюри - особое упоминание
Европейская киноакадемия, 1999 год
Номинации:
Лучший фильм
Лучшая женская роль (Эмили Декьенн)
Холод
К моменту создания Розетты в творчестве братьев Дарденн уже преобладал вполне устоявшийся взгляд на социально-политические реалии в своей стране и за её пределами, во многом благодаря их давнему и пристальному вниманию к такого рода делам, которое с разной степенью эффективности выражалось в их работах. Тем не менее, именно «Розетта» стала поворотным пунктом в их до того не слишком громкой режиссёрской карьере, а также самой успешной на тот момент проверкой идей на практике. И удостоивший этот фильм главный приз Каннского фестиваля тому в подтверждение.
Розетта - молодая, не лишённая внешней привлекательности девушка, поставленная судьбой в очень тяжёлые обстоятельства. Она живёт или обитает со своей непутёвой спившейся матерью под одной крышей неуютного дорожного фургона где-то на окраине небольшого бельгийского городка Серена, являющегося, к слову, родиной братьев-режиссёров. Достаточно сказать, что за весь фильм мать ни разу не обратилась к дочери по имени. Но братья Дарденн вовсе не собираются наделять Розетту книжными чертами романтической героини с золотым сердцем Золушки или отчаянно рвущейся к своему успеху представительницы новоевропейской молодёжи 21 века. Вместо этого они показывают одинокую и нелюдимую бельгийку, движимую лишь целью найти себе более-менее оплачиваемую работу, а если копнуть глубже, обрести надежду.
Жизнь Розетты - это постоянно повторяющиеся ритуалы, каждый её день до умопомрачения похож на все остальные. Проверка самодельной удочки, переобувание из городской обуви в резиновые калоши и наоборот, обходной путь от своего фургона и обратно и ряд других важных для неё вещей. Каждое действие, каждый шаг, вздох героини фиксируются постоянно движущейся камерой, словно прилипшей к телу Розетты так, чтобы в объектив попадало её лицо.
Слишком холодная - вот лучшее определение этой картины. Речь, конечно, идёт вовсе не о погодных условиях, а об обстановке, что окружает восемнадцатилетнюю девушку. На работе, дома, на улице - везде чувствуется холодная отчуждённость мира Розетты от других миров. Словно никто и не думает заострять на ней внимание. Единственным источником теплоты оказывается неодушевлённый предмет - фен, которым она периодически греет свой живот, заглушая приступы боли. Но неприятнее всего осознавать то обстоятельство, что и душевные чувства самой Розетты с каждым днём всё более охлаждаются, а в её действиях уже заметны проявления циничной расчётливости.
«Розетта» - это фильм-наблюдение. С одной стороны, это наблюдение зрителей, почти весь фильм вынужденных быть на шаг позади неё и рядом с ней одновременно. С другой стороны - режиссёрское наблюдение за Розеттой и зрителями, которым всё же предоставляется право на минуту оказаться впереди неё. Это, пожалуй, самая показательная сцена фильма, когда героиня ведёт диалог между первым и вторым лицом, в очередной произнося как мантру слова, очевидно помогающие ей не потерять веру в себя. Розетта тоже наблюдает за собой, понимая, что иногда нужно остановиться и обдумать своё положение.
Потенциальное значение фильма удобно вписывается в его двойственный формат - это кино настолько же безнадёжное, насколько и оптимистичное. При этом, если не всё, то многое зависит от самих людей, вынужденных жить по законам своего времени и подстраиваться под них, меняясь вместе с ними. В этом плане неуклюжая быстрота Розетты, сперва не вызывающая ничего, кроме презрительной улыбки, под конец приобретает совсем иное значение, не только оправдывая её, но и явственно доказывая то, что в нынешних условиях это едва ли не самая жизнеспособная из возможных стратегических моделей существования.
Saart
Совесть в философской трактовке братьев Дарденнов
У Набокова есть цикл лекций по русской литературе, которые он читал студентам американских университетов. Он там выводит свой рейтинг русских писателей - распределяет по первым-вторым-третьим местам Толстого, Чехова, Достоевского, Тургенева, Пушкина. Кстати, почитайте, проверьте себя, насколько вы совпадете с ним в оценках. Но я не о местах в рейтинге, а о критериях, которые он там вводит для оценки степени художественности. Критерий таков - умение настолько искусно создать вымышленный мир, чтобы была полная иллюзия его целостности и законченности. Не реальности в смысле реализма, а - именно цельности. Пусть он будет фантастичен, как у Гоголя, но это - мир. Где всё пригнано и работает. Чтобы ни в каком месте прочтения у вас не возникло даже тени сомнения - что вот здесь вот не та эмоция, вот здесь вот - ходульно, вот здесь вот такой литературный приём, сякой приём. Здесь автор сделал такой финт ушами, а здесь вот он ещё как-то отличился. Если вы читаете или смотрите какое-то произведение искусства, и чувствуете себя не внутри него, а - чувствуете себя искусствоведом, считывающим авторские приемы - то грош цена такому произведению. Искусственно созданный мир должен восприниматься естественным, внутренне законосообразным.
В этом - набоковском - смысле Розетта - настоящее произведение искусства, просто Чехов кинематографа. Этот мир реален, как будто мы поглядели на него в окно. Просто сразу и безоговорочно веришь, что это что-то настоящее, почти документальное. Вы хоть раз за фильм подумали, что это - актриса? Ну, разве что в конце, в плане восхищения - вот играет так играет! Прямо живет в кадре. Стопроцентное «Верю!!!» Веришь, что девочка действительно так живет, и следуя логике ее жизни, ты прекрасно понимаешь, почему она совершает тот или иной поступок.
Это о воплощении замысла. А сам замысел? Каков содержательный посыл? Вот что авторы, собственно, хотели сказать этой историей предательства, которое совершила эта девчонка в отношении первого человека в ее жизни, который вообще хоть как-то её воспринимает, видит в ней человека?
Мне кажется, тут поднимаются проблемы совсем не психологические, этот фильм гораздо более философский, чем кажется с первого взгляда. Это - высказывание о природе нравственности. Откуда нравственность - различение добра и зла - в людях? Это социальное изобретение, люди породили нравственность исторически, в ходе коммуникации? Или понятия добра и зла - изначальны? Что-то типа платоновских идей, или (как кому ближе) от Бога?
И на примере истории этой девочки автор фильма делает свой выбор в пользу второго - понятия добра и зла даны нам именно изначально, они - врожденные, они не воспитываются в человеке, и не возникают в обществе в процессе его развития. И подтверждает это примером - своей героиней. Она живет абсолютно асоциально, абсолютно вне общества, просто как зверек какой-то. Никто из ее ближайшего окружения никогда не мог дать ей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она никогда об этом ничего не читала, не слышала. Практически - маугли. Просто ей надо выживать, и она, действительно, действует, как зверь. Если ей надо для выживания предать, подставить мешающего ей человека - она это делает. И так всё показано, что её не осуждаешь. Ведь не осуждаем же мы собаку, которая кусает вас, если мы пытаемся отобрать у нее кость.
Но поскольку автор считает нравственное чувство врожденным, изначальным - он показывает нам такой конец истории, какой показывает. Эта девочка, это дикое создание, живущее в своём микросоциуме, лишенном всяческой морали, вдруг ни с того ни с чего начинает испытывать некоторое внутреннее смятение. Она удивляется самой себе, когда спасает тонущего прятеля. Не сразу!!! И потом, в конце фильма, когда отказывается от своей «кости». Она, наверное, и не поняла, что это - обычные муки совести. То, что и отличает человека от животного - такова трактовка этой философской проблемы авторами фильма.
Сторонники эволюционного зарождения нравственности в процессе постепенного развития коммуникации в человеческих общества - конечно, будут несогласны с фильмом. Но это не отменяет возможности авторского видения. К тому же оно так талантливо воплощено.
Фильм взял Золотую пальмовую ветвь в Каннах в 1999 году. Я всегда просматриваю такие фильмы с большим скепсисом. Но сейчас - полностью солидарна. Мой оценка - максимально возможная,
10 из 10
a-mesto
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.