Сен-Лоран. Стиль – это я / Saint Laurent
Конец 1960-х, модный дом молодого Ива Сен-Лорана процветает, а сам дизайнер переживает пьянящий успех и отчаяние. На богемных парижских вечеринках, в Марракеше, в полотнах Уорхолла и книгах Пруста Сен-Лоран ищет и ответы на вопросы, и вдохновение. Но лишь такому утонченному режиссеру, как Бертран Бонелло, удается не только рассказать историю уникального модельера, но и создать портрет эпохи с её диалогами, непомерными развлечениями и умением любой ценой проживать каждый момент жизни красиво.
Пьер Берже, друг и партнер Ива Сен-Лорана, был категорически против фильма Бертрана Бонелло. Дом YSL запретил режиссеру использовать документы и коллекции модельера, поэтому все платья художникам фильма пришлось «создавать» с нуля по фото и кинохронике.
Каннский кинофестиваль, 2014 год
Победитель: Премия пальмовой собаки - особое упоминание
Номинации:
Золотая пальмовая ветвь
Квир-Пальмовая ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино (Бертран Бонелло)
Гибель богов
Второй фильм за уходящий год, посвященный знаменитому французскому кутюрье Иву Сен-Лорану с дурацкой припиской от отечественных кинопрокатчиков «Стиль это я» наконец-то добрался до наших экранов. Этот вариант был заранее обвинен во всех смертных грехах и несоответствиях, создателям был закрыт доступ ко всему наследию Сен-Лорана, так что специально для фильма пришлось полностью заново воссоздавать две коллекции по фотоматериалам и кинохронике. Труд, разумеется, титанический, да и настойчивость создателей, а также их готовность основательно потратиться не могут не вызвать должного уважения.
Стоит сказать, что Бертран Бонелло - любимец Канн и сугубо арт-хаусный постановщик, поэтому ждать от него того же, что натворил Джалиль Леспер было бы попросту глупо. Бонелло пошел своей дорогой, что также весьма воодушевляет. Отбросив в сторону практически все самые знаменитые вехи карьеры именитого модельера, режиссер сосредоточился на внутренних переживаниях гениального художника, потому что мода у Сен-Лорана - это, прежде всего, искусство.
Собственно творческому процессу Ива посвящен весь фильм целиком. Кто и что вдохновляют гения, откуда берется шедевр, витает ли он в воздухе, и как сложно поймать тот самый момент, когда идея фиксируется во что-то более осязаемое, каким образом формируется художественный образ. Здесь и отсылки к Прусту, море прекрасной музыки, красивых костюмов и идеальной в целом эстетической составляющей фильма. Глаз радуется отточенности каждого кадра, этот фильм - поистине симфония красоты и стиля. Тонкость деталей поражает своей глубиной, отчего иногда кажется, что так много упускается из-за того, что не знаешь на что смотреть, просто потому что глаза разбегаются. Огромное количество полутонов и даже намеренных недосказанностей, которые под конец фильма сливаются в один удивительный, казалось бы, единственно верный итог. «Сен-Лоран» - кино на любителя, потому что с первых кадров задается особый темп, ритм, в который надо попасть и только тогда возникнет вероятность понимания авторской концепции.
Размышления автора о творчестве, о гениальности и о вдохновении разбавлены мыслями о том «золотом» ушедшем веке 60-70-х годов, когда мир стремительно менялся, когда то сложное военное, революционное, обильно сдобренное кровью время породило такое количество неординарных и по-настоящему талантливых людей, которые жили как творили - одновременно легко и сложно, восхитительно и в то же время чрезвычайно болезненно. В одной из сцен в письме де Башеру Сен-Лоран напишет про бесплотные души - такими они и были, потому их так сложно уловить и понять все их проблемы, которые простому обывателю, вполне возможно, могут показаться надуманными и даже глупыми. Все они потерянные, одинокие, избалованные и заблудившиеся дети, у которых вместо плюшевых игрушек в руках были судьбы - чужие и свои собственные.
Своей главной драмой Сен-Лоран видел отсутствие конкурентов, главным счастьем была, очевидно, возможность заниматься любимым делом. Ошеломляющая работоспособность сочеталась с не менее ошеломляющими загулами, но все они - часть личности Сен-Лорана, неотъемлемая и еще более подчеркивающая его неприспособленность к обыденной повседневной жизни, которая скучна и однообразна, а, значит, не располагает к творчеству. Творчество для него не дар, а проклятие, диктующее свои правила. Воссозданная спальня Марселя Пруста, портрет Энди Уорхола на стене, божественный голос Марии Каллас, золотой Будда, просмотр «Гибели богов» Лукино Висконти - все буквально кричит о декадансе, приближающемся кризисе идей. Дом Сен-Лорана словно музей, где нет ничего живого, нет места свободе, хотя именно к ней в первую очередь он стремился в каждой своей модели. Преодолеть кризис, ощутить новый импульс к очередному потоку модных образов могут позволить только чувства. Глубокие, приносящие и радость и боль одновременно, толкающие к пропасти, откуда уже будет невозможно выбраться. Когда добро и зло совершают кульбит и, кажется, что тот, кто пытается образумить, на самом деле хочет все разрушить.
«Сен-Лоран» - произведение искусства, очень эстетский фильм с филигранной режиссерской работой и ошеломительно прекрасными актерскими воплощениями, которые не хочется даже сравнивать с предыдущей поделкой. Вся галерея образов, созданных главными звездами французского авторского кино, среди которых Жереми Ренье, Луи Гаррель и Леа Сейду, очень точно обрамляет фигуру Сен-Лорана. Гаспар Ульель чарующе, завораживающе играет заглавную роль. В его образе нет ничего лишнего: все от выражения глаз до мимолетного движения губ глубоко продумано и ни на секунду не выбивается из общего рисунка роли. Отстраненный, нервный, но пылающий изнутри подобно факелу, это целый пластический образ, который завораживает и не отпускает не только на протяжении всего просмотра, но и после его окончания. Сен-Лоран загадочен, таким и останется. Он растворился в шелке, осталась только улыбка.
Оля Бах
Эта лента - пиршество для глаз, настоящее эстетическое удовольствие для всех киноманов. Красочная картинка, Франция 70-х, высокая мода и столь же высокие скулы Леа Сейду, безобразная маленькая собачка, корчащаяся в кокаиновой агонии, геи - что ещё нужно для полного счастья?
Конечно, использовать данный фильм в качестве дополнительного пособия к куцей биографической справке об Иве Сен-Лоране на Википедии можно лишь с большой натяжкой. Картине присуще рваное повествование и своеобразная манера подачи материала, когда многое не вываливается на зрителя голыми фактами, а лишь сообщается тонкими намёками. Сен-Лоран предстаёт перед зрителями уже в зените славы - будто не было трудоёмкого подъёма наверх и судебной тяжбы с домом Диор. Насколько точка зрения Бертрана Бонелло, автора этого фильма, отличается от мнения его соотечественника Джалиля Леспера, режиссёра более попсовой поделки-тёзки, судить не берусь - с «Ивом Сен-Лораном» версии 2013 года мне ещё предстоит ознакомиться (на этот раз к имени модельера добавили претенциозное «Стиль - это я», как на удивление к месту, дабы различать два фильма, вышедших в прокат в течение года).
Зрителю предоставлено самому решать, кем же на самом деле был Ив Сен-Лоран: выскочкой, неприкаянным гением, которого вынудили поставить своё искусство на конвейер, или обыкновенной эгоцентричной неврастеничкой, наплевательски относящейся как друзьям, так и деловым партнёрам. Отдельно хотелось бы отметить актёрское мастерство Гаспара Ульеля. Перевоплощение в немного жеманного, самоуверенного модельера удалось ему на славу. А фанатов слэша не могут не порадовать как совместные сцены с Луи Гаррелем (ох уж этот скрипящий диван!), так и нагота Ульеля. Конечно, немного странно, когда в витринах всех парфюмерных магазинов города (включая Рив Гош, с которым тесно связано имя Сен-Лорана) выставлено лицо Гаспара, рекламирующего совсем другую марку. Но что поделать, кино про Коко уже сняли, вот и пришлось молодому актеру примерить на себя роль другого немного безумного гения моды.
Пожалуй, картину можно - и вполне обоснованно - обвинить в некоторой отчуждённости, холодности. Но она доносит главное: одежда - не просто слой материала, защищающий нас от вредного воздействия окружающей среды. Это способ выразить себя, выделиться из толпы. А для некоторых это ещё и искусство. А уж пожилой Хельмут Бергер, смотрящий по телевизору на молодого Хельмута Бергера - это вообще отдельный повод для аплодисментов.
10 из 10
kurai_tenshi
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.