В начале девяностых в Америке не было качественных, в сегодняшнем понимании этого слова, телесериалов. В этом убеждено большинство телелюбителей, включая, до недавнего времени, и автора. Выжженная пустыня, аккуратно выложенная масштабным мылом а-ля «Санта-Барбара» с «Династией» и прочими «Далласами» с редкими оазисами неплохих, но по нынешнему времени уже не очень смешных ситкомов. И дух телевидения витает над этим печальным пространством, и, как исключение, Линч где-то в уголку мастерит свой «Твин пикс», жестоко высмеивая и пародируя современную ему реальность, и все, пустота и тишина. Клише это достаточно распространенное и, как большинство стереотипов, ломающееся при виде малоизвестных у нас, но в свое время популярных и до сих пор интересных к просмотру находок, к числу которых, безусловно, принадлежит сериал «Северная сторона».
Доктор Джоэль Флейшман, коренной нью-йоркец, интеллигент, домосед, еврей, выпускник престижного Колумбийского университета волею судеб оказывается на Аляске. В свое время он получил грант от этого славного штата на обучение и теперь приходит время отработать положенные по контракту четыре года. Надежда пересидеть это время в достаточно уютном и цивилизованном Анкоридже с театром, светской жизнью, блэкджеком и шлюхами сразу рассеивается. Дорога ему аккурат в местную, даже по замшелым аляскинским понятиям, глухомань — городок Сисели, расположенный в таежных дебрях. Там, в окружении местного колоритного и занятного населения и пройдут все шесть сезонов сериала. Классическое столкновение города и деревни, воспитание чувств интеллигентного пижона, местные жители с разномастными тараканами в головах, индейцы, охотники, драма, мистика, комедия, любовь — авторы сериала успеют разработать все сюжетные вариации по полной программе.
Сериал смотрится свежо и оригинально даже в нынешние, взыскательные на зрелища времена. Действие и персонажи переливаются мозаикой, как в калейдоскопе. С одной стороны Джоэль центральный герой, но с другой временами его вытесняют из кадра и замещают десятки эффектных местных жителей, да и сам город, который так же является здесь действующим лицом. Сценарная работа, как и режиссура тут на высшем уровне и до определенного момента в сюжете не чувствуется никакого провисания, несмотря на достаточно смелые повороты и рискованные сюрреалистические виньетки. Кроме прочих вкусностей через все действие тянется длинная романтическая линия Флейшмана и местной красавицы, феминистки, активистки и пилота Мэгги О’Коннелл, соединяющая разрозненные самостоятельные эпизоды.
Впрочем то, что так высоко вознесло сериал его и погубило. Все, перечисленные выше, панегирики относятся только к первым четырем или к пяти, если с натяжкой, сезонам. Авторы начинали шоу, как относительно небольшой, компактный и оригинальный проект. Первые пара сезонов укладываются в полтора десятка серий и вряд ли кто-то из съемочной команды подозревал, что из этого вырастет махина на сотню с лишним эпизодов. Успех «Стороны», пук премий и высокие рейтинги вскружили головы и продюсерам, и ведущему актеру Робу Морроу, что привело к долгой борьбе между ними за повышение гонорара и увеличение объема роли. К сожалению это со временем стало отражаться и на качестве сериала. Показательным примером можно назвать серию с забастовкой Флейшмана — сценаристы достаточно зло наказали и актера и его персонажа. В итоге с середины четвертого сезона «Северная сторона», фактически, превращается в поле боя между авторами и Морроу, они режут его экранное время и кроят выверенную до этого линию героя, вытесняя его из кадра и вставляя персонажу Морроу на экране разнообразные палки в колеса, он, в отместку, начинает давать на телекамеру молодого Аль Пачино вместо интеллигентного еврейского врача. Страдают от этой борьбы обе стороны, но прежде всего сам сериал. Пиком противостояния стал уход ведущего актера в середине шестого сезона, разворотивший сюжет и фактически сломавший все основные линии. Итог — все в проигрыше, прекрасное шоу убито, а зритель чувствует себя обманутым.
Несмотря на столь печальный и разочаровывающий финал «Сторону» стоит смотреть. Огорчение от последнего сезона вполне компенсируется восторгом от остальных. Здесь перед зрителем открывается действительно интересная и необычная картина, способная местами повеселить или удивить, а иногда расстрогать. Разве что можно посоветовать выключить экран по завершению пятого сезона, чтобы шоу осталось в душе приятным незаконченным многоточием…
Андрей Александрович
Фильм о нью-йоркском снобе, докторе Джоэле Флешмане, которого обстоятельства забросили в городок Сесил на Аляске. В городе проживает 850 человек, есть одно кафе, один магазин, своя радиостанция, и до ближайшего населённого пункта можно добраться только на воздушном такси.
Это мало напоминает жизнь на Манхэттене, но на четыре года он здесь заперт, чему, конечно, не рад.. Для Флешмена это всё равно, что попасть на другую планету без права периписки.
Жители города один необыкновеннее другого — бывший космонавт, бывшая королева красоты, диджей-проповедник похожий на Джона Леннона (в прошлом преступник и трудный подросток), молодой индеец, обожающий Вуди Аллена и мечтающий стать «Бергманом севера», мэр города работает барменом, а в лесу живёт бывший шеф-повар крутого ресторана..
Несмотря на то, что сериал всё-таки о жизни на холодном севере, от него веет простым человеческим теплом.
Я бы сказала, что чем-то он напомнил мне «Твин Пикс» — маленький город, переплетённые отношения уникальных персонажей, их странные сны и видения наяву.
10 из 10
eva_romanova