Шпионский мост / Bridge of Spies
Действие фильма происходит на фоне серии реальных исторических событий и рассказывает о бруклинском адвокате Джеймсе Доноване, который оказывается в эпицентре холодной войны, когда ЦРУ отправляет его на практически невозможное задание — договориться об освобождении захваченного в СССР американского пилота самолета-разведчика U2.
- На здании кинотеатра за спинами Донована и Хоффмана видна реклама фильма «Один, два, три» (режиссёр Билли Уайлдер, 1961). Как и персонажи фильма «Шпионский мост», герои фильма Уайлдера неоднократно перемещаются из Восточного Берлина в Западный и обратно.
- Парижская премьера фильма была назначена на 15 ноября 2015 года, но была отменена в свете серии терактов в столице Франции, которые унесли жизни свыше 120 человек.
- Съёмки фильма «Шпионский мост» начались в сентябре 2014 года и длились 12 недель. Съёмки проходили в Нью-Йорке, а также в Германии и Польше, в тех самых местах, где и происходили положенные в основу фильма события. Обмен Паэурса на Абеля снимали в Берлине, где он и произошёл много лет назад. Берлин 1961 года снимали в польском Вроцлаве. Этот город походит на Берлин середины 20-го века больше, чем даже сам Берлин.
- На обеденном столе у Донованов стоит керамическая посуда со стилизованным изображением подсолнухов. Такая посуда появилась только в 1958 году, то есть через год после начала описываемых в фильме событий. (С другой стороны, не совсем понятно, когда именно в сюжетной канве повествования этот ужин имеет место.)
- В одном эпизоде показано строительство в Восточном Берлине знаменитой стены. По сюжету, стоит зима. На самом деле стену возвели чуть ли не за одну ночь в августе 1961 года.
- Фильм изображает Фрэнсиса Гэри Пауэрса действующим военнослужащим ВВС США в звании лейтенанта. На самом деле Пауэрс в 1956 году уволился из армии в капитанском звании. После этого он уже в роли гражданского лица стал участником программы ЦРУ «У-2» и продолжал работать на это ведомство вплоть до 1 мая 1960 года, когда его самолёт сбили над территорией Советского Союза.
- К тому времени как Восточная Германия возвела стену, контроль правительства и служб правопорядка над населением был уже полным. О том, что кто-то мог ходить вдоль стены в поисках лазейки на ту сторону, не могло быть и речи.
- Миссис Донован знала, где работает её муж, ещё до того, как услышала это по телевизору после его возвращения.
- Полковник Абель подарил Доновану морской пейзаж, а не портрет.
- Как заявил Стивен Спилберг на пресс-конференции, посвящённой выходу фильма в свет, Грегори Пек изъявил желание сняться в фильме ещё в 1965 году. Роль Абеля должен был играть Алес Гиннесс, Пек должен был сыграть Донована, а автором сценария был выбран Стирлинг Силифант. Однако компания MGM идею фильма отвергла. Шёл 1965 год, «холодная война» была в самом разгаре. Мир только что оправился от вооружённого конфликта в Заливе свиней и кубинского ядерного кризиса, и в MGM посчитали, что сейчас не время лезть в политику.
- Согласно заявлению Тома Хэнкса на пресс-конференции, речь Донована в фильме на заседании Верховного Суда точь-в-точь повторяла слова, в действительности сказанные в защиту Абеля в Верховном Суде много лет назад.
- Джеймс Б. Донован, адвокат, специализирующийся на делах о страховке, берётся защищать Абеля, подозреваемого в шпионаже, что явно выходит за рамки его обычной практики и от чего он чувствует себя не в своей тарелке. В фильме об этом не сказано ни слова, однако в действительности Донован когда-то работал в Управлении стратегических служб. Созданное Франклином Рузвельтом и Уильямом Джозефом Донованом в годы Второй мировой войны, УСС стало предшественником Центрального разведывательного управления США. Таким образом, не может быть никаких сомнений в том, что Донован был хорошо известен в разведывательном сообществе и имел там обширные связи.
- Отец Спилберга, инженер по профессии, какое-то время в разгар «холодной войны» провёл в Советском Союзе в рамках программы обмена. Это произошло вскоре после того, как был сбит самолёт-шпион Пауэрса, когда отношения между США и СССР сводились к взаимным подозрениям и страху. Отец Спилберга впоследствии вспоминал, как жители СССР выстраивались в очередь, чтобы взглянуть на обломки самолёта Пауэрса. При виде американских инженеров некоторые из них говорили: «Смотрите, что вытворяет ваша страна». Это служило прекрасной иллюстрацией тех чувств, которые народы двух стран испытывали друг к другу.
- В фильме Абель говорит с акцентом, который кажется не вполне уместным. В действительности он родился в русской семье в городе Ньюкасл-апон-Тайн в Великобритании и несколько лет посещал школу в Шотландии. Юношей Абель вернулся в Москву, но до конца своих дней говорил по-английски с заметным акцентом.
- Сначала фотографам возле зала суда было велено убирать использованные фотовспышки в карманы. Один из актёров массовки оказался членом Нью-Йоркской ассоциации фотокорреспондентов. Он и сообщил продюсеру и ассистенту режиссёра Адаму Сомнеру, что фотографы в те годы просто бросали использованные фотовспышки на пол. Так и было сделано. После нескольких дублей Стивен Спилберг распорядился изменить угол камеры и снять пол, буквально заваленный отработанными фотовспышками.
- Стивен Спилберг решил пригласить на одну из ролей Марка Райлэнса, увидев его игру в «Двенадцатой ночи», за которую актёр получил свою третью премию «Тони» (ежегодно присуждается за достижения в области американского театра).
- На кадрах, предшествующих взлёту У-2, видно, как от его правого крыла отходит вспомогательная стойка шасси. У-2 был специально сделан предельно лёгким, чтобы увеличить его дальность и повысить потолок полёта. Отсоединение вспомогательных стоек шасси было необходимо, чтобы снизить вес самолёта. При посадке лётчик сажал самолёт на носовую и хвостовую стойки одновременно и балансировал рулями крена до полной потери скорости. Самолёт ложился на консоль крыла, концовка которого представляла собой небольшой титановый полоз - т. н. «лыжу».
- В начале фильма Рудольф Абель пишет автопортрет, и эта сцена явно навеяна «Тройным автопортретом» Нормана Роквелла. Стивен Спилберг и Джордж Лукас являются давними поклонниками художника и коллекционируют его работы.
- По окончании фильма зритель узнаёт из титров, что Донован сыграл важную роль в переговорах, последовавших за инцидентом в Заливе свиней, случившимся вскоре после описываемых в фильме событий. К Доновану обратились с просьбой провести переговоры об освобождении кубинцев и американцев, взятых в плен во время неудавшегося вторжения на Кубу в 1961 году. За несколько поездок на остров Донован завоевал доверие лидера кубинской революции Фиделя Кастро. Его усилиями были в конце концов освобождены свыше 1100 человек, участвовавших во вторжении, и 8500 политических заключённых.
Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- В фильме показано, что советский разведчик Рудольф Абель получает от своих кураторов из КГБ шифровки, спрятанные в десятицентовые монетки. Впервые ФБР обратило на Абеля внимание в 1953 году, когда один из советских агентов по ошибке расплатился такой монеткой при покупке газеты. Разносчику газет монетка показалась подозрительно лёгкой. Он бросил её на асфальт, и монетка развалилась на две части, а из неё выпала микроплёнка. Шифровальщики ФБР безуспешно бились над шифром вплоть до 1957 года, когда на Запад из СССР бежал Рейно Хейханен с ключом к шифру. Он же и выдал американцам Абеля. Эпизод с пустой монеткой обыгрывается в фильме «История агента ФБР» (1959) с Джеймсом Стюартом в главной роли.
- Последние кадры фильма, где происходит обмен Рудольфа Абеля на Фрэнсиса Гэри Пауэрса, снимали на Глиникском мосту в Берлине. Именно там в 1962 году и произошёл обмен Абеля на Пауэрса. Обмен многих других советских и американских разведчиков в годы «холодной войны» происходил как раз на этом мосту, за что в прессе его окрестили «шпионским».
Мост надежды
Первая мировая - Гражданская - Холодная. Если коротко говорить о последних картинах Стивена Спилберга, можно так и сказать. Со времён «Рядового Райана» режиссёр к военной теме не возвращался, но, похоже, в преклонном возрасте он решил раскрыть её максимально полно. С другой стороны, все три киноленты существенно отличаются друг от друга историями и повествованием, ведь если «Боевой конь» лиричен своей атмосферой, а «Линкольн» чуть ли не идеализирован, то «Шпионский мост» - фильм напряжённый и местами даже трогательный. В эпицентре истории политического противостояния США и СССР, основанной на реальных событиях, как ни странно, оказывается обычный бруклинский адвокат Джеймс Донован, которому приходится исполнять свой служебный долг, защищая советского шпиона Рудольфа Абеля. Русские, в свою очередь, берут в плен американского пилота, впоследствии чего образуется шаткий роковой мост, который в любую минуту может разрушиться из-за неправильных ходов обоих сторон.
Выстраивая нестабильную конструкцию, Спилберг, конечно, в первую очередь снимает патриотическое кино, но игру ведёт честную, не бросаясь в крайности а-ля плохие русские и хорошие американцы. Избегая всяческих клише, связанных с противниками, а так же избавляясь от раздражающей клюквы, постановщик отказывается и от навязчивого морализаторства: его одинаково интересуют обе стороны. Картина Спилберга начинается со знакомства с Абелем, показывая мир конца 50-х его глазами. После того, как американский адвокат упорно начинает защищать врага государства, то режиссёр поражает зрителя, заставляя сопереживать советскому шпиону, который на деле оказывается чувствительным и сентиментальным человеком, произносящим с грустной улыбкой пару русских слов - «Стойкий мужик!», что, кстати, весьма неплохо получается у британского актёра Марка Райлэнса. Впрочем, главным воздействующим рычагом в механизме постановщика является замечательный Том Хэнкс. Его персонаж олицетворяет закон и справедливость, что включает в себя честность и сострадание к различным людям, неважно, друг ли это, сосед или враждебное лицо. Из-за этого многие не понимают американского адвоката и открыто проявляют свою неприязнь к нему.
Начав с американо-советского противостояния, режиссёр всё больше отдаляется от него и фокусируется на конфликте внутри своего отечества. И здесь Джеймс Донован - жертва обстоятельств: теперь вся Америка против него. Постепенно проклёвываются и более глубокие смыслы, словно бы иллюстрируя высказывание Махатмы Ганди: «Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы - правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, - враги отечества». Игра по-честному по обе стороны означает абсолютное равноправие, поэтому постановщик вместе с братьями Коэн и Мэттом Чарманом вскрывают изъяны и недостатки своей страны. «Военизирована» даже система образования, и ещё в школе детей приучают к военной хронике, возможно, тем самым закладывая в них агрессию и враждебность, которые затем прорастают во взрослых американцах. Но раз уж режиссёр решил обойтись без нравоучений, он даёт лишь факты из реальной истории, а внутренние разногласия попросту растворяются на фоне беды, пришедшей извне.
Параллельно отчаянной борьбе в судах американские улицы и кварталы перерастают в военные территории Берлина, а там уже недалеко и до острого политического столкновения двух могущественных стран с целью вернуть своих соотечественников. Герой Хэнкса усердно старается преодолевать все трудности на его пути, доказывая окружающим, что в этой бесконечной войне никак не одержать победу силой, а только умом и сообразительностью. Даже не предполагая, с чем ему придётся столкнуться, отважный и храбрый адвокат Джеймс Донован прибывает в Германию с надеждой на благополучный исход. И, словно Леопольд Кесслер из Триеровской «Европы», попадает во враждебный мир, в котором недоброжелатель может прятаться в любом тёмном переулке. Политические мотивы образуют хитроумную игру в шахматы, где каждый ход на вес золота, а простые слова ценнее смертельного оружия. Воссоздавая напряжённую обстановку Холодной войны, Стивен Спилберг показывает не кто могущественнее или правильнее, а то, что пешки в нескончаемой игре порой могут изменить ход истории. Истинной силой владеют не лидеры влиятельных стран, а маленькие люди, которые своими делами возводят мосты, дающие людям надежду.
writer19
«Мост шпионов»: Незнакомцы на мосту.
- Aren`t you worried?
- Would it help?
Первой попыткой Стивена Спилберга обратиться к переложению событий истории 20-го века на язык кинематографа, был фильм под названием «1941», выполненный в том ироничном стиле, что прославил английского киногероя по имени мистер Питкин. По мере увеличения количества строчек резюме в графе «режиссер», в фильмографии Спилберга картины, основанные на реальных событиях, стали количественно превалировать над блокбастерами, каждый из которых является общим местом современной поп-культуры. «Мост шпионов» представляет собой произведение, чьим базисом выступает не просто тот или иной исторический период, адаптированный для целей искусства (как, например, в «Боевом коне»), в данном случае постановщик использует конкретный набор документально подтвержденных фактов, как ранее делал это, к примеру, в «Списке Шиндлера» и «Мюнхене».
Главным героем картины выступает небезызвестный Джеймс Б. Донован, чье имя входит в перечень великих личностей столетия наряду с Клаусом фон Штауффенбергом и Джоном Кеннеди. Сама жизнь творила портрет Донована, будто готовя его к тому, чтобы он стал в конце концов героем художественного произведения. Простой парень из Бронкса, склонный к изящным искусствам и получивший в этой области степень бакалавра, но по воле родителей занявшийся юриспруденцией, ставшей делом всей его жизни. Джеймс участвовал в Нюрмбергском процессе и договаривался с Фиделем Кастро о минимизации последствий для участников авантюры в заливе Свиней. Но, более всего Донован прославился благодаря защите прав конкретного человека по имени Рудольф Абель, чьи интересы разделял небезызвестный Ким Филби.
Адаптацией мемуаров Джеймса Б. Донована «Strangers on a Bridge, The Case of Colonel Abel» занималось трио сценаристов, чьи подходы к работе кардинально различаются, но в «Мосте шпионов» идеально дополняют друг друга, образуя величественную симфонию смыслов. Мэтт Чармэн, для которого после «Моста шпионов» открылись большие карьерные перспективы, очевидно, был выбран Стивеном Спилбергом как автор, владеющий искусством изящества недосказанности, своеобразным экспрессионизмом, наглядно продемонстрированным во «Французской сюите» - повести о войне, любви и их принципиальной несовместимости. Напарниками Чармэна выступили Итан и Джоэл Коэны, олицетворяющие фундаментализм и глубокомысленность каждого написанного ими пассажа, созданного образа. Итогом совместной работы стал сценарий без единой лишней фразы, где действие, как это бывает в литературных работах высшего класса, одновременно разворачивается в буквальной плоскости и при этом все происходящее коренится в пространстве метафор. Иными словами, «Мост шпионов» относится к жанру философской новеллы, где в качестве доминанты используются идеи гуманизма.
Человек - есть высшая ценность. Данную фразу правомерно использовать в качестве слогана практически всех фильмов Стивена Спилберга. Доказательство сей аксиомы режиссер проводит в два этапа. Первый заключается в абсолютном отсутствии авторской ангажированности: в «Мосте шпионов» нет злодеев и героев, как не было их ранее в «Братьях по оружию», где была не Холодная война, а настоящие сражения и схватки. Спилберг выступает на стороне Человека, его рассудительности и добропорядочности, он иронизирует над идеологической истерикой по обе стороны Атлантического океана, и ирония в определенный момент, как и следует, ожидать переходит в ужас от преступлений, рожденных из надуманной ненависти (эта сюжетная линия связана с событиями, происходящими вдоль Берлинской стены). К несчастью та часть аудитории, которая должна посмотреть «Мост шпионов» в первую очередь, те, кто подвержен той или иной идеологической пропаганде, скорее всего, обвинят Стивен Спилберга во лжи, неискренности и манипуляциях, не поняв и извратив все мотивы режиссера.
Во втором аспекте постулирования гуманизма режиссеру помогает тандем Коэнов. Было бы наивно полагать, что Итан и Джоэл, чьи работы идейно всегда коренятся в иудаизме, не привнесли некоторые принципы своего мировоззрения в историю адвоката Донована. Главный герой подчеркнуто неидеален, своенравен и упрям. Джеймс стоит на своем, идет ва-банк даже в тех ситуациях, когда на это не решился бы и завсегдатай казино. А финальным аккордом Коэны делают прием, использованный Беном Стиллером в «Тайной жизни Уолтера Митти», полностью нивелируя значение внешнего мира с его политикой и прочими досадными мелочами. Мира не существует, есть только Джеймс Донован, чьи помыслы должны быть не корыстны и эгоистичны, но направлены при этом к самому себе.
«Мост шпионов» при всем его содержательном и визуальном великолепии, созданном благодаря неизменному партнеру Спилберга, оператору Янушу Камински, не был бы и вполовину столь хорош без Тома Хэнкса и Марка Райлэнса. Первый несет ответственность за целый ряд фильмов, названия которых достанутся искусству в наследство от современной эпохи. Второй же сделал возрожденный «Глобус» таким, как его сегодня знает весь мир, будучи и художественным руководителем, и исполнив главные роли практически во всех работах Уильяма Шекспира.
Пытаться определять недостатки рассматриваемого фильма так же бессмысленно, как искать неверные ноты в сочинениях Моцарта или Бетховена. Их нет. Возможно, кто-то сочтет критичным отсутствие подробно озвученных исторических фактов вроде того, что Донован оппонировал Отто Штамеру, или что Абель провел в заключении целых 4-ре года. Но это частности, не вместившиеся в эпос хронометражем в два с половиной часа. Уильям Шекспир переносил действие своих пьес как можно дальше от берегов Туманного Альбиона и использовал образы и метафоры, порой имевшие оправдание скорей в самих себе, чем в происходящем на сцене. Так создатель «Глобуса» обращался к своему зрителю. Стивен Спилберг же использует обратный метод - превращая исторические реалии в роман под названием «Мост шпионов», где социально-политические проблемы обозреваются автором с позиций исторической перспективы и потому становится очевидна вся их надуманность и ничтожность. При этом Спилберг фактически оставляет финал открытым, вопрошая зрителя о том, кто же спасет его завтра, ведь Донован уже отошел от дел.
Нельзя точно определить тот момент в творчестве режиссера Спилберга, когда его право называться мэтром стало неоспоримым, а билет в кино на его фильм превратился в действительный пропуск в иную реальность. Было ли это во время заполнения бухгалтерских книг Оскара Шиндлера или когда рыжеволосый Уинтэрс и черноокий Никсон высаживались на побережье Нормандии. У всех героев Стивена есть непреложный свод правил, кодекс чести и справедливости. Им же руководствуются непримиримые товарищи из «Моста шпионов» Джон Б. Донован и Рудольф Абель. Они стоят на мосту ранним зимним утром, вокруг туман и враждебность - Джон простужен и больше всего на свете хочет выспаться, Абеля же ждет неизвестность, но он не волнуется. Он постоит рядом со своим другом и подождет, то ли соблюдая условия протокола Холодной войны, то ли потому, что Джон стойкий мужчина, Standing Man. На этот раз мистер Спилберг попытался воззвать к человечности, следуя советам эксцентричного мсье Густава из одного отеля с розовым фасадом - без ложного оптимизма, но с изрядной долей надежды на будущее. И не мог сделать лучше.
Cherrytie
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Комментарии
|
От пользователя hamer_01rus:
отличный фильм, советую всем
|
22:16 / 15.03.2016 |
|
|
От пользователя Cayman:
Смотреть.
|
19:52 / 29.02.2016 |
|
|
От пользователя wuswan:
Исторический факт, советую. Почти всё правда, немного пропаганды, но без этого в американских фильмах никуда. Игра актеров на твердую 5 из 5. Смотрите не пожалеете
|
14:07 / 26.01.2016 |
|
|
От пользователя Forcas:
Если абстрагироваться - то фильм шикарен. А так, как обычно, янки - молодцы, советы - подлецы.
|
23:10 / 15.01.2016 |
|