Шум / Noise
Дэвида Оуэна вполне устраивал город Нью-Йорк. Устраивал всем, за исключением городского шума. Непрекращающийся шум изводит Дэвида, сводит его с ума, не дает работать. И самое ужасное - это невозможность избавиться от назойливых звуков. Шум превращается в кошмар, а желание избавится от него - в назойливую идею.
Первыми жертвами оказываются автомобили, производящие невыносимый вой сигнализациями. За нанесение ущерба частной собственности Дэвид попадает в полицию и проводит сутки в участке. Оказывается на свободе и все повторяется снова. Но настоящая война для Дэвида началась тогда, когда обеспокоенная его психическим состоянием жена решила сменить обстановку, и чета переехала из относительно тихого района в самый центр гигантского мегаполиса.
Давид против Голиафа
«Я зол как чёрт и я больше не собираюсь это терпеть!»
(Говард Билл / «Телесеть»)
Жителю любого мегаполиса знакома ситуация, когда посреди ночи его неожиданно будит рёв мотоциклиста, промчавшегося по прилегающему проспекту, или внезапно включившаяся сигнализация легковушки, стоящей рядом с домом. Да и днём порою возмущаешься коллеге на работе, громко разговаривающему по телефону где-то поблизости, или соседу, затеявшему на выходных капитальный ремонт квартиры. Для нью-йоркского адвоката Дэвида Оуэна пронзительные вопли автомобильных сигнализаций становятся настоящим проклятием, тревожа сон его маленькой дочки, отвлекая от чтения Гегеля и даже мешая редкому сексу с женой. Окружающие шумы сирен скорых и пожарных, пневматических молотков, вибраций подземки и стереосистем, сливаясь в какофонию из назойливых звуков, превращаются для него в сущий ад, а стремление избежать его - в навязчивую идею. Не находя должного отклика от полиции, он становится «Глушителем», который сперва под покровом ночи, а потом и в открытую наносит различный ущерб автотранспорту с целью восстановления желанной тишины.
«Шум» режиссёра, сценариста и продюсера Генри Бина стал вторым фильмом из задуманной им «трилогии о фанатизме», начавшейся рассказом о самоидентификации еврея-скинхеда в «Верующем» с Райаном Гослингом. И является отчасти автобиографической зарисовкой постановщика, однажды посаженного в тюрьму за автовандализм, и ставшего прототипом главного героя. Не решившись на рецидив в реальности, он воплотил данную идею в собственном сценарии, прописав в роли Тима Роббинса неоднократные аресты, приводы в тюрьму и утомительные слушания в суде. Начав вершить правосудие с проколотых колёс и оторванных дворников, он постепенно переключился на снятие ветровых стёкол и погромы бейсбольной битой, что привело к ужесточившимся приговорам, потерянной работе и распавшейся семье. Однажды он знакомится с одной из жертв своих хулиганств, журналисткой Екатериной, вместе с которой пишет петицию о запрете использования сигнализаций и организует сбор подписей для её продвижения на референдуме по поправкам к городскому уставу с последующим судебным слушанием. Вот только теперь им приходится противостоять не только уличному шуму, но и заинтересовавшемуся проблемой мэру Шнееру.
Композиционно картина начинается размышлениями о сигнализации с позиции автовора, которому звучащие сирены реагирующих почти на любое прикосновение машин нисколько не мешают работать. И полицейских, давно переставших обращать внимание на заливающийся звонкими трелями транспорт, что отразилось и на удручающей статистике предотвращённых угонов. Встреча Оуэна с Екатериной продолжается серией флэшбэков, показывающих его долгий путь от успешного семьянина и юриста до одинокого «Глушителя», а далее сюжет развивается исключительно линейно. Визуальный ряд первой половины ленты сопровождают богатые сарказмом и иронией закадровые монологи центрального персонажа, не дающие оторваться от динамики событий этой самобытной урбанистической сатиры. Но преодолев экватор повествования, история теряет свой темп и начинает отвлекаться на абсолютно неуместные эротические сцены, сопровождающиеся философскими диалогами, и странное поведение всё активнее матерящегося мэра, низводя его личность до уровня карикатурного гротеска.
При символическом бюджете в 2000 евро, фильм обладает весьма приличным актёрским составом, из которого ощутимо выделяется Тим Роббинс, известный своей политической активностью и согласившийся на роль, вероятнее всего, из-за личной заинтересованности в проекте. Привычные вечно-печальные глаза и удивлённое лицо взрослого ребёнка здесь уживаются с фактически параноидальной одержимостью героя, занимающегося самым настоящим донкихотством, и противопоставляющего радикальные методы борьбы одиночки пассивному конформизму толпы. Его персонаж не похож ни на слетевшего с катушек Уильяма из «С меня хватит!», ни на старика из «Двух дней в Париже», систематически царапающего плохо припаркованные автомобили, ни на энергичную активистку Эрин Брокович из одноимённой картины Содерберга. И в то же время содержит частичку характера каждого из них. Но фанатичная увлечённость делает Дэвида менее отзывчивым, доводя эгоцентризм героя, решающего свои личные проблемы с помощью общественного резонанса, до своего пика.
Вскрывая и глуша нарушающие его покой автомобили, он совершенно не беспокоится по поводу регулярных домашних репетиций жены-виолончелистки, которые наверняка мешают их ближайшим соседям. А его маниакальное стремление устранять практически любой беспокоящий слух шум ведёт порою не столько к искомому комфорту, сколько к снижению безопасности граждан и функциональности окружающих вещей. Тем не менее, эта остросоциальная драма Генри Бина адресована жителям всех крупных городов и затрагивает невероятно актуальную тему современного мира, в котором личные свободы людей давно переросли чувства взаимоуважения и ответственности. И вопрос о легальности покушения на частную собственность при защите человеком своих прав, сюжетно решается популярным в голливудском кино судебным прецедентом. При относительной художественной ценности ленты, сводящейся разве что к убедительно исполненному центральному образу да запоминающемуся монтажу с периодическим делением экрана на несколько окон и вариативностью отдельных ситуаций, её основная функция заключается всё же в важности освещения проблемы, касающейся каждого из нас.
Кирий
Шум - оскорбление действием
Фильм, как говорится, на злобу дня. Тема шума чрезвычайно актуальна в условиях современного мегаполиса. Сигнализации, магнитолы, мобильные, музыка, шум преследует нас повсюду и порой действительно просто бесит и портит нервы и без того нервным людям.
Фильм очень психологичен. Главный герой в исполнении Тима Роббинса определенно неврастеник и в какой-то мере мазохист, ибо такая яростная борьба с шумом напоминает паранойю. Но не сопереживать ему сложно, да и играет он, как, впрочем, и всегда, блестяще.
Идея замечательная, и реализована вполне пристойно (аплодисменты режиссеру). Операторская работа также не подвела, фильм получился очень «нью-йоркским», меня, как имевшему удовольствие посетить этот огромный шумный город, сразу прошибают воспоминания. Не засыпающий даже по ночам Манхэттен правдоподобен и привлекателен, несмотря на ненавистный главному герою шум сигнализаций. Также нельзя не отметить хороший интересный монтаж.
Финал фильма вообще вызывает восторг, мэр получил достойный ответ на свой эгоизм, а жители Нью-Йорка - красивый судебный прецедент.
И все же, до десяти баллов фильм не дотянул. Несмотря на достойное раскрытие темы, я все-таки не до конца понял авторов сценария. Зачем к шуму приплетать столько секса (в том числе и группового), зачем так много философии (Гегеля там даже читают), зачем мэр такой жлоб и матерится постоянно, зачем подружка главного героя - эмигрантка из России и говорит в одном эпизоде по-русски со своим отцом и даже сообщает с радостью, что едет в Москву?! Как-то все это не совсем уместно и, я бы даже сказал, излишне и отвлекает от сути.
Поэтому - 7 из 10.
Steinberg
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.