Солнечный удар
Всего одна ночь с незнакомкой становится для главного героя настоящим наваждением. Этот «солнечный удар» не отпускает его даже в самые «окаянные дни» гибели Российской Империи…
Трейлер
- В основу фильма легли два произведения Ивана Бунина: одноимённое «Солнечный удар» и «Окаянные дни».
- По словам Никиты Михалкова, он шёл к этому сценарию 37 лет и от руки переписывал произведения Ивана Бунина, чтобы понять, как они сделаны.
Белоручка и 7 комиссаров.
Если у Вас при упоминании словосочетания «фильм Никиты Михалкова», в памяти всплывают «Цитадель» и «Предстояние» - перестаньте это читать. Мне и самому дико неприятны эти две картины, какой бы посыл там не был. Сейчас речь не о них.
С произведениями Ивана Бунина «Солнечный удар» и «Окаянные дни» я знаком не настолько, чтобы мог свободно цитировать их, но содержание помню относительно неплохо.
О фильме «Солнечный удар» было сказано уже столько слов и показано столько телепрограмм, что и добавить практически нечего. Но впечатление он производит сильнейшее, пусть и не на всех. При просмотре видно, куда ушёл бюджет, массовка, пароходы, многочисленные постройки и многое другое - всё выглядит крайне внушительно. Вообще, Никита Сергеевич - профессионал высшего класса, пусть и не всегда удовлетворяющий запросы зрителя, но результат великолепен.
Сложно описать, насколько точно подобраны актёры. Их характеры видны у них в глазах, даже когда они не проронили ни слова. Всё настолько гениально проработано, что просто в буквальном смысле нет слов. Картинка кстати тоже великолепная.
Изначально меня интересовало, как, при возрастном ограничении 12+ будет снята постельная сцена. А без неё нельзя. И, честно говоря, я был поражён, как всё было выполнено. То есть, на экране всё происходило, но ничего лишнего показано не было. Настолько не пошлой откровенной сцены я не видел нигде.
И определение многих журналистов о «Солнечном ударе» как о фильме-предупреждении, верны абсолютно точно. Кто не слепой - всё увидит и поймёт.
Вообще, это первый раз, когда после просмотра картины сказать хочется очень многое, а слова подобрать сложно. В любом случае, всем людям, которые видят, что происходит вокруг - смотреть в обязательном порядке.
Теперь ждём расширенную версию в виде сериала.
АБэВэ
Что же случилось с Россией?
«Как все это случилось?» много раз на экране мучается вопросом, сдавшийся в плен после краха врангелевской армии, безымянный поручик. Каковы были причины и предпосылки Гражданской войны и поражения Белого движения - задают нам вопросы на уроках истории в школе и институтах. Никита Михалков удивительно тонко соткал два произведения великого классика Бунина и создал символичный, кинематографически сочный и одухотворяющий рассказ о том, что же было первопричиной. Не сухими цифрами и лаконичными фразами учебников, а символичным изображением всей России в лицах героев фильма мы узнаем истину ее трагизма.
А произошло следующее: 1. Дворянство в лице поручика занималось исключительно своими собственными интересами. В фильме это история мимолетной встречи главного героя и незнакомки (вспомним блоковскую Незнакомку - отсылка к русской классике!), его переживания, жалкие попытки вернуть то, что проспал. 2. Занимаясь собой, высший класс совершенно не хотел видеть и воспринимать то, что происходило в простом народе. Вспомним сцену на корабле, где фокусник-либерал, восхищаясь Западом и ругая Россию за ее неустроенность и хамство, спрашивал поручика о Марксе, а главный герой, поглощая красную икру, рассеянно отвечал, что понятия ни о каком Марксе не имеет и продолжал думать о прекрасной незнакомке. Затем, когда мальчик Егорий спрашивает у поручика о Дарвине и его теории происхождения видов, тот отвечает - во что человек верит, то и есть, тем самым порождая чудовищную смуту в пытливой душе парнишки, а потом отмахивается от этих расспросов, все продолжая грезить об исчезнувшей незнакомке. А ведь, если все произошли от обезьяны, то Бога нет, а нет Бога все дозволено - вот она ужасающая истина, база всех тоталитарно-материалистических идеологий, о которой предупреждал русского человека со страниц своих романов Достоевский. 3. Пленный ротмистр, после рассказа о расстреле лейтенанта Шмидта, спрашивает других офицеров, что вот сейчас после всего, что с ними случилось, после гибели страны, стали бы они палачами вот таких же бунтовщиков Шмидтов и честные русские офицеры, отвечают, конечно, нет. Вот тут-то и есть еще одна причина. Это сейчас, следуя отголоскам советских убеждений, еще называют царя Николая II Кровавым. Но был ли он им? А следовало бы не либеральничать, не играть в гуманизм в свое время с теми, кто потом развернул братоубийственный кошмар, названный Великой Октябрьской революцией. Ротмистр говорил правду - своевременные жесткие меры могли задушить эсеров и большевиков, но этого сделано не было. 4. А потом, когда все начало рушиться, те, кто могли что-то сделать, остановить крах, предпочли молча наблюдать, отодвигаться от опасности, так сказать, надеясь на знаменитый русский «авось». Об этом и говорит офицер лейб-гвардии Его Величества поручику в своей последней исповеди.
А ведь русский человек по природе добрый, наивный. Мальчик Егорий из последних сил бежит за уезжающим поручиком, крича, что тот забыл часы, и он их не украл. А потом, спустя 13 лет он возвращает ему часы. Мальчик Егорий - красный командир - символ всего простого народа, обманутого чужими идеями. Он наивно спрашивает комиссара - правильно ли думать, что между коммунизмом и христианской религией много общего. Он сомневается. Он помнит свои корни. Когда провожая в последний путь белых офицеров, он заносит руку для крестного знамения, он следует своей природе, своему детству, проведшему служкой в церкви, но уже на мгновение задумывается и не крестится, а хочет снять фуражку (вот она борьба чувств!), но не делает и этого. Старая Русь в его душе уходит навек в небытие вместе с белой гвардией и вместо креста и непокрытой головы, он лишь глубже натягивает на себя фуражку с красной звезда - символом новой жизни, новой России. В этих жестах, занимающих всего несколько секунд экранного времени - вся судьба нашего народа. Кто командовал нашими Егориями, Иванами, кто направлял их на путь коммунизма? Разве какой-нибудь Иванов, Петров, Сидоров? Нет, Лейба Бронштейн (Троцкий), Иосиф Джугашвили (Сталин), Лев Розенфельд (Каменев) и тд и тп. В фильме эта идея воплощена в образе комиссарши еврейки с чрезвычайно трудно произносимым ФИО так, что сослуживцы называли ее просто- Землячка; и венгра- члена военно-полевых судов, который крайне плохо говорит по-русски. И вот эти люди решали судьбы русского народа, русского государства!
В 1920г канула в вечность былинная, купеческая Русь, замерзнув солдатами и беженцами колчаковской армии в вагонах на сотнях верст Транссибирской магистрали; пойдя ко дну вместе с полными пленных офицеров барж на Волге, Енисее, Черном море; исчезнув в дыму расстрелов, в отчаянных криках замученных в застенках Лубянки.; и навсегда успокоившейся на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Но осталась память о колесных пароходах, прекрасных дамах, живописных волжских берегах с церквями, о лете, где поручика и незнакомку накрыл солнечный удар, навсегда оставшийся в их сердцах.
10 из 10
Paladinn
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя Советский зритель:
Пронизанный солнцем и утратой недостижимого странный день в уездном городке на берегу или судьбы сотен российских офицеров, пытавшихся уклониться от выбора и за это погибших. И с Врангелем не уплыли, и в РККА не вступили, хотя их звали. Зачем такие Истории? Чтобы всю оставшуюся жизнь причитать: «Где всё это?» и «Зачем?»
Утрата и полная смена всего, до основания, произошла на нашей земле дважды за столетие. Это слишком тяжело, оттого и неохота смотреть такие фильмы. Нам ли, пережившим исчезновение Советского Союза, двадцать лет повторяющим, как тот капитан на обреченной барже, «где всё это?» и «зачем?», не понять тех царских офицеров? Надвигается третий потоп, в котором больше нечего помнить, спасать и беречь. Точное, образное, лаконичное, несмотря на вышеуказанные длинноты, предупреждение Михалкова обращено в никуда. Зрителя, который хотел бы именно такого киноязыка, не осталось за двадцать лет. Как всегда, они не знают своего народа, не имеют о нём представления. И желающих поностальгировать вместе с бутафорским «советским барином» о стране его славы, СССР, тоже больше нет. Память о всём советском даже не превратилась в мифы, она просто вытеснена без следа. Не было этого! Только фотографии говорят – было. Рассказать о катастрофе, пережитой только что, 23 года назад, через аналог столетней давности, это решение темы, достойное художника, изящное, не лобовое. Да и антураж костюмной драмы из начала прошлого века так зрелищен и мил, мундиры, шляпки с вуалью… С ним интересно и не так больно работать, как с сохранившимися в массе предметами быта конца 1980-х. В разговорах обречённого офицерства всё названо честно. Ни к чему не хотели приложить изнеженные руки. Видели – и закрывали глаза. Они и не спрашивают: «За что?» Слава Богу, поняли хоть это. За паразитизм, за разврат, на фоне которого стремительный адюльтер поручика и прекрасной незнакомки – безобидная ерунда. За то, что жили чужим трудом и не помышляли вернуть народу долг хотя бы в форме личного времени, употреблённого на квалифицированные общественно полезные занятия. Слишком нагло, бестактно, напоказ, не стесняясь ни своей прислуги, ни работающих по 12 и больше часов, транжирили эту драгоценность – время – на праздность, развлечения, болтовню. И оно кончилось, лимит иссяк. Переданные поручиком мальчику Егорию часы можно трактовать и так: будущее принадлежит пытливым мальчикам не из господствующих классов. Но им чужих часов не надо. Им предстоит создать своё, небывалое. А нам предстоит разделить катастрофу с новорусскими господами, в очередной раз растранжирившими лимит, погрузившими страну в позор. Что-то уцелеет? Заокские дали, их простор и покой, солнечное «до войны»… Советский зритель |
16:00 / 11.01.2015 |
|
|
От пользователя runis:
Лучшее из последних творений метра Никиты Сергеевича ..Медленно запрягая,глубоко копнул,долго перекладывал в старом шкафу…и достал таки
один из многочисленных скелетов российской истории . |
02:55 / 18.11.2014 |
|